Его пример другим наука

Борису Покровскому — 93

Борису Александровичу Покровскому исполнилось 93 года. Эту более чем внушительную дату он встретил на боевом посту — началом работы над новым спектаклем в созданном им ровно 33 года назад Камерном театре.

Но говоря: «Покровский», мы подразумеваем не только и даже не столько Камерный театр. Ведь это свое детище Мастер создал в 60 лет, уже давно будучи Покровским — одним из величайших режиссеров ХХ столетия, перенявшим эстафету реформирования музыкального театра непосредственно из рук Станиславского и Мейерхольда, с которыми имел счастье встречаться, присутствовать на их репетициях. И символично, что свой первый спектакль Покровский поставил в 1939 году — через год после смерти Станиславского и почти за год до смерти Мейерхольда. А уже через несколько лет в Большом театре судьба свела его с выдающимся дирижером Самуилом Самосудом, с которым Мейерхольд ставил свою «Пиковую даму». И именно Самосуд познакомил его вскоре с Сергеем Прокофьевым, и они все вместе работали над первой постановкой «Войны и мира», причем гениальный, всемирно прославленный композитор прислушивался к пожеланиям и замечаниям молодого, почти неизвестного еще режиссера.

Правда, та, первая премьера прокофьевской оперы состоялась не в Большом, но в Ленинградском Малом оперном. Черед Большого пришел лишь в конце 50-х. Покровский не только объявил, что Большой должен стать Домом Прокофьева, но и на какое-то время почти сделал его таковым, поставив в этих стенах еще «Семена Котко», «Игрока», «Дуэнью»... С Большим связаны самые значительные работы Покровского, чье имя навсегда вписано золотыми буквами в историю этого театра, и стереть его оттуда не под силу никаким временщикам, поснимавшим с репертуара почти все спектакли Мастера. Зато в Камерном еще и по сей день идут его легендарный «Нос», «Ростовское действо», «Дон Жуан» и многое, многое другое.

Покровский создал этот театр, уже увенчанный славой и всевозможными наградами, потому что всю жизнь, не переставая, искал новые формы, новые способы сценического существования актеров в опере, а еще потому, что стремился работать с новыми композиторами. И в Камерном театре состоялись десятки и десятки премьер новых сочинений, как правило, специально для него созданных. В дальнейшем по причинам экономического характера эта сторона в деятельности театра почти сошла на нет. Но уже в ближайшее время Покровский намерен обратиться к новой опере Ширвани Чалаева «Кровавая свадьба» (по пьесе Гарсии Лорки). Вообще же вкус к редко исполняемым произведениям здесь не теряли никогда. Вот и сейчас уже начата работа над постановкой оперы Отто Николаи «Виндзорские проказницы». Борис Александрович продолжает делать то, что делает уже без малого семьдесят лет: ставить оперные спектакли. И энергии этого человека могли бы позавидовать многие из куда более молодых коллег!

Дмитрий Морозов

реклама