Только что завершившийся 2012 год был дважды юбилейным для Московского камерного музыкального театра: исполнилось сто лет его основателю, великому оперному режиссёру Борису Александровичу Покровскому и сорок — самому коллективу.
Юбилейный год прошёл на славу: не припомню другого такого сезона, когда бы театр выдавал столько интереснейших премьер, так привечал современных композиторов. Даже в советском прошлом, когда работа с современными композиторами объективно была легче, пожалуй, такого интенсива не наблюдалось, как в юбилейном 2012-м. Это яркое свидетельство того, что, несмотря на определённый и уже немалый стаж
театр этот — абсолютно живой творческий организм, верный традициям, но и постоянно находящийся в поиске, в развитии.
А началось всё ровно год назад, 23 января 2012 года, в день рождения Покровского, когда была представлена уникальная театральная программа «Диалоги с Покровским». Были показаны отрывки из лучших спектаклей Бориса Александровича, отрывки из его книг читал Сергей Юрский, в живую ткань театрального перформанса-пастиччо были органично вплетены уникальные видеофрагменты, запечатлевшие как самого мэтра, так и его ближайших друзей-соратников по искусству и жизни — супругу Ирину Ивановну Масленникову, Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую, Дмитрия Шостаковича и Родиона Щедрина, Геннадия Рождественского и Альфреда Шнитке.
Эту высокохудожественную компиляцию сотворил главный режиссер театра Михаил Кисляров, за что ему честь и хвала — получилось живо, увлекательно, по-театральному красиво.
Завершая год Покровского «Диалоги» были повторены в день 101-летия мастера
— через год, 23 января 2013 года. Повторены для широкого круга зрителей — год назад их могли посмотреть только друзья театра и пресса. На гала-спектакле присутствовали родные Бориса Александровича, известные российские артисты разных поколений — супруга И. И. Масленникова, дочь Алина Покровская и внук Михаил Ефремов. Текст от автора вновь читал Сергей Юрский.
Жемчужины театра Покровского — «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Плащ» Пуччини, «Ростовское действо» на музыку Митрополита Дмитрия Ростовского, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Похождения повесы» Стравинского, «Нос» Шостаковича, «Не только любовь» Щедрина, — в которых была задействована вся труппа, вне зависимости от возраста отдельных спектаклей, прозвучали свежо, ярко, смело.
Идут годы, меняются поколения артистов, а подлинное искусство ничуть не стареет…
Хорошо, что есть созданный Мастером уже в зрелые годы Камерный театр, где бережно сохраняют его наследие.
С грустью приходится констатировать, что первая любовь Покровского, во многом дело его жизни, может быть большее, даже чем Камерный театр, —
великодержавный Большой оставался весь юбилейный год в стороне от этой даты.
И это не случайно: ведь предъявить Большому-то нечего —
практически ни одной из великих постановок Покровского этот театр в своём репертуаре не сохранил…
Поразительно, что в репертуаре главной сцены страны есть «древний» «Борис Годунов» Леонида Баратова и также не очень свежая «Царская невеста» Олега Моралёва, а из огромного наследия Покровского, сделавшего для этой сцены много как никто другой, «уцелела» лишь одна «Тоска» — не самый показательный спектакль Мастера.
Но, полно о грустном. Гала-спектакль в Камерном театре с убедительностью показал —
искусство Покровского действенно, актуально, живо.
Кто ещё так как он может сделать мизансцену? Кто ещё так может увидеть спектакль в целом, ту самую пресловутую сверхзадачу, цель, к которой надо идти? И, конечно, его мудрые мысли, его напутствия — они как набат — колоколом звенят, поднимая важнейшие вопросы о жизни, об искусстве, о творчестве.
Искренне хотелось бы, чтобы эта интересная работа Камерного театра вошла в репертуар,
и дело бы не ограничилось двумя-тремя показами по случаю юбилея.
Этот спектакль интересен и старшему поколению, публике, привыкшей приходить в любимый театр, тем более, что в нём есть элементы реконструкции постановок, уже не значащихся в активном репертуаре КМТ.
Интересен он будет, безусловно, и молодёжи, которую нужно воспитывать на таких работах, показывать, что есть настоящее искусство, прививать вкус к хорошему.