Новосибирский театр оперы и балета

Novosibirsk Opera and Ballet Theatre

Город
Новосибирск
Год основания
1945
Тип
Новосибирский театр оперы и балета (Novosibirsk Opera and Ballet Theatre)

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ) — крупнейший театр Новосибирска и Сибири и один из наиболее значительных в России.

Строительство Новосибирского государственного академического театра оперы и балета началось в 1931 (закладка первого камня 22.05.1931). По первоначальному проекту художника Большого театра СССР М.И. Курилко, архитектора-художника Т.Я. Бардта, архитектора А.З. Гринберга — Дом науки и культуры, грандиозное сооружение с уникальными размерами зрительного зала и параметрами сцены, с совмещением трех типов театра: со сценой-коробкой, сценой-ареной, планетарно-панорамного типа.

Предполагалось монументальное сооружение, где должны были происходить массовые действия, манифестации, праздничные торжества огромного масштаба. Большая сцена театра предназначалась также для проведения революционных праздников: колонны демонстрантов трудящихся страны Советов, проходя по площади, со знаменами в руках должны были входить в один из многочисленных подъездов театра и оказываться прямо на сцене. На этой гигантской сцене могла помещаться и техника — машины, трактора. По данному проекту зрительный зал должен был иметь 3000 мест.

К 1933 г. сооружение в основных конструкциях поднялось над городом в самом его центре. Архитектура театра была выполнена в стиле конструктивизма («авангарда»), занимающего в те годы основные творческие позиции в среде зодчих. Но изменилась формальная направленность архитектуры в стране. Лозунг декоративного обогащения и следования классическим образцам в архитектуре был императивно указан зодчим. В результате этого проект был изменен во 2-й Московской архитектурной мастерской академика А. Щусева, и с 1936 строился театр оперы и балета. Окончательно проект театра был разработан под руководством В.С. Биркенберга и инженера-конструктора Л.М. Гохмана. Проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже (1937).

В 1941 году здание театра было практически готово, но с началом войны, строительство законсервировали. Во время войны в здании хранились сокровища музеев Москвы и Ленинграда (Третьяковской галереи, Павловского дворца и др.). Изредка использовалась и сцена для проведения концертов — здесь выступал в годы войны Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского (Ленинградская филармония находилась в эвакуации в Новосибирске).

В 1942 году правительство СССР принимает решение о срочной достройке театра. В феврале 1944 года приезжает правительственная комиссия, и здание сдается в эксплуатацию. Сразу же начинается формирование труппы. Первый спектакль состоялся 12 мая 1945 года (опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки).

Новосибирский театр оперы и балета

Здание театра является памятником истории и архитектуры. Общая площадь здания — 11837,8 кв. м., объем — 294 3400 куб. м. — превышающий объем здания Большого театра России.

С точки зрения инженерного искусства театр является исключительно сложным сооружением. Самая уникальная часть здания — конструкция купола диаметром 60 м, высотой 35 м. Купольное перекрытие без контрфорсов и ферм впервые было применено в строительной практике Европы. Кровля купола — тысячи железных чешуек серебристого цвета.

Пространственная композиция здания объединена ритмом мощных пилястр, переходящих в монументальный двенадцатиколонный портик главного фасада.

Размеры сцены соответствуют общим масштабам здания. Глубина сцены 30 м., высота до колосников — 29,5 м. Предусмотрен пожарный занавес. Первоначально этот занавес состоял из пемзобетона, весом 72,5 т. Во время реконструкции (2003 г.), он был заменен на новый, облегченный, весом 32 тонны.

До реконструкции большой зал театра насчитывал 2000 мест, концертный зал — 450 мест, малый зал — (верхняя сцена) 150 мест. Большой и концертный залы связаны центральным кольцевым фойе.

С 14 апреля 2004 года по 14 декабря 2005 года Большой зал, фойе 2-го этажа и сценическая коробка театра были закрыты на ремонт, реставрацию и реконструкцию.

После ремонта и реконструкции число мест в большом зале стало 1774 (вместе с местами для инвалидов-колясочников), в концертном — 375.

Особый архитектурный прием использован в решении верхней части интерьера большого зрительного зала — мощная галерея над амфитеатром, которая обрамляет площадь живописного плафона с хрустальной люстрой диаметром 6 метров и весом около 2-х тонн. Оригинален потолок зрительного зала — своеобразный акустический экран из прессованного картона. Пространство между колоннами верхней галереи заполнено 16 скульптурами — копиями произведений античных мастеров.

1 января 2012 года музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета был назначен латышский маэстро Айнарс Рубикис.

Осенью 2015 года пост музыкального руководителя – главного дирижера Новосибирского театра оперы и балета занял Дмитрий Юровский.


История

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета открыт в 1945 оперой «Иван Сусанин». Среди первых артистов: певцы — В. П. Арканов, В. Я. Кирсанов, М. Г. Киселёв, А. Ф. Кривченя, Л. В. Мясникова, Л. И. Петров, В. И. Сорочинский и др., солисты балета — А. А. Белова, Л. И. Крупенина, М. М. Лентяева, Р. Л. и Ф. Л. Череховские, В. В. Ювачева и др.

В театре впервые в СССР были поставлены оперы — «Банк-бан» Эркеля (1954), «Ермак» Касьянова (1957), «Её падчерица» Яначека (1958), «Клоп» Лазарева (1963), «Севастополь» Рубина (1970), балеты — «Доктор Айболит» Морозова (1947; Сталинская премия, 1948), «Аленький цветочек» Корчмарёва (1949), «Аладдин и волшебная лампа» Савельева (1956), «Маскарад» Лапутина (1956).

В театре в разное время работали: дирижёры — М. А. Бухбиндер (в 1950-67 главный дирижёр), А. И. Жоленц, Н. Г. Факторович, И. Г. Чудновский и др., режиссёры — С. А. Малявин, Р. И. Тихомиров, Э. Е. Пасынков; балетмейстеры — М. Ф. Моисеев, В. И. Вайнонен, М. Л. Сатуновский, П. А. Гусев; художники — М. Ф. Домрачёв, И. В. Севастьянов и др.

Среди постановок: оперы — «Борис Годунов» (1948; 1962, в редакции Д. Д. Шостаковича), «Мазепа» (1949), «Руслан и Людмила» (1951), «Тихий Дон» (1951), «Хованщина» (1952), «Молодая гвардия» (1952), «В бурю» (1957); «Патетическая оратория» Свиридова (театрализованная композиция, 1961), «Дон Жуан» (1963), «Отелло» (1966); «Алкина песня» Г. Иванова (1967), «Пиковая дама» (1969), «Тихий Дон» (2-я часть, 1971); «Алмаст» Спендиарова (1972), «Орлеанская дева» (1974); «Зори здесь тихие» Молчанова (1974); балеты — «Лебединое озеро» (1955, 3-я ред.); «Каменный цветок» (1959), «Золушка» (1964), «Пламя Парижа» (1971), «Ромео и Джульетта» (1972); «Анна Каренина» Щедрина (1973).

В 1963 театр получил звание академического. Гастролирует в городах России, неоднократно выступал в Москве. Балетная труппа была на гастролях в Египте (1962), Японии (1966), Франции (1967), Венгрии (1970), Австралии и Новой Зеландии (1971).

Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982


История балета

Новосибирский театр оперы и балета

В 1946 в труппу Новосибирского театра оперы и балета вошли воспитанники Московского хореографического училища. Первый балетный спектакль — «Корсар» (1946), поставлен М. Ф. Моисеевым. Им же поставлены «Лебединое озеро» (1947), «Фадетта» (1948) и впервые — балеты «Доктор Айболит» Морозова (1947) и «Аленький цветочек» Корчмарёва (1949).

В театре ставили спектакли балетмейстеры В. И. Вайнонен, М. Л. Сатуновский, К. И. Сальникова, Н. М. Уланова, К. М. Сергеев, З. А. Васильева, Т. Е. Рамонова, О. М. Виноградов, Н. Д. Касаткина, В. Ю. Василёв и др.

В 1956 были осуществлены первые постановки балетов «Аладин и волшебная лампа» Савельева (балетмейстер Е. А. Мачерет), «Маскарад» Лапутина (балетмейстер О. М. Дадишкилиани).

В 50-60-е годы балетную труппу возглавляли С. А. Павлов, З. А. Васильева, в 1962-66 — П. А. Гусев.

Были поставлены классические балеты, современные балетные спектакли: «Каменный цветок» (1959, балетмейстер Ю. Н. Григорович), «Легенда о любви» (1961, балетмейстер тот же), «Ленинградская поэма» («Ленинградская симфония», 1962, балетмейстер И. Д. Бельский), «Барышня и хулиган» (1963, балетмейстер К. Ф. Боярский).

С 1970 главный балетмейстер К. В. Шатилов, с 1974 — А. А. Дементьев. Среди постановок: «Ромео и Джульетта» (1972, балетмейстеры Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), «Анна Каренина» (1973, балетмейстеры М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов), «Кармен-сюита» (1976, балетмейстер Дементьев), «Спартак» (1977, балетмейстер Григорович), «Сильфида» (1979, балетмейстер П. Лакот, по Ф. Тальони).

Балетная труппа гастролировала в КНР, Египте, Японии, Франции, Венгрии, Австралии, Новой Зеландии, Болгарии, Италии.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981

реклама

вам может быть интересно

Премия «Грэмми» Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

Оперная панорама (operanews.ru) 30.03.2015 в 20:53

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама