Галина Черны-Стефаньска

Halina Czerny-Stefańska

Галина Черны-Стефаньска

Более половины века прошло с того дня, когда она приехала впервые в Советский Союз - приехала в качестве одной из победительниц только что закончившегося Шопеновского конкурса 1949 года. Сначала в составе делегация мастеров польской культуры, а затем, спустя несколько месяцев, с сольными концертами. "Мы не знаем, как Черны-Стефаньска играет музыку других композиторов, но в исполнении Шопена польская пианистка проявила себя филигранным мастером и тонким художником, которому органически близок чудесный мир неповторимых образов великого композитора. Галина Черны-Стефаньска имела выдающийся успех у требовательной московской аудитории. Приезд молодой пианистки в Советский Союз познакомил нас с замечательным музыкантом, перед которым открыт большой артистический путь". Так писал тогда журнал "Советская музыка". И время подтвердило этот прогноз.

Но мало кто знает, что первая и самая памятнаяя Встреча Черны-Стефаньской с советскими людьми состоялась за несколько лет до той, московской. Произошла она в тот момент, когда будущей артистке казалось, что заветная мечта - стать пианисткой - уже не осуществится. С юных лет все вроде бы благоприятствовало ей. До десяти лет ее воспитанием руководил отец - Станислав Шварценберг-Черны, профессор Краковской консерватории; в 1932 году она занималась несколько месяцев в Париже у самого А. Корто, а затем, в 1935 году, стала воспитанницей знаменитого пианиста Ю. Турчиньского в Варшавской консерватории. Уже тогда она играла на эстрадах Польши и перед микрофонами Польского радио. Но тут началась война, и все планы рухнули.

...Настал год победы - 1945-й. Вот как вспоминала сама артистка день 21 января: "Советские войска освободили Краков. В годы оккупации я редко подходила к инструменту. А в тот вечер мне захотелось играть. И я присела к роялю. Вдруг кто-то постучал. Советский солдат осторожно, стараясь не шуметь, положил винтовку и, с трудом подбирая слова, объяснил, что ему очень хочется послушать немного музыки. Целый вечер я играла для него. Он слушал очень внимательно..."

В тот день артистка поверила в возрождение своей мечты. Правда, до ее осуществления предстояло пройти еще долгий путь, но она пробежала его стремительно: занятия под руководством мужа, педагога Л. Стефаньского, победа в Конкурсе молодых польских музыкантов в 1946 году, годы занятий в классе 3. Джевецкого в варшавской Высшей музыкальной школе (сначала на ее подготовительном отделении). А параллельно - работа иллюстраторшей в музыкальной школе, выступления на краковских фабриках, в балетной школе, игра на танцевальных вечерах. В 1947 году Черны-Стефаньска впервые выступила с оркестром Краковской филармонии под управлением В. Бердяева, сыграв ля-мажорный Концерт Моцарта. А затем была победа на конкурсе, положившая начало систематической концертной деятельности, первые гастроли в Советском Союзе.

С той поры и зародилась ее дружба с советскими слушателями. Она приезжает к нам почти каждый год, иногда даже дважды за год - чаще, чем большинство зарубежных гастролеров, и уже это свидетельствует о любви, которую питает к ней советская аудитория. Перед нами весь артистический путь Черны-Стефаньской - путь от молодой лауреатки до признанного мастера. Если в первые годы наша критика еще указывала на некоторые промахи артистки, находившейся в процессе становления (излишнюю патетичность, неумение овладеть крупной формой), то уже к концу 50-х годов мы признали в ней по заслугам большого мастера со своим неповторимым почерком, тонкой и поэтичной индивидуальностью, отмеченной глубиной чувства, чисто польской грацией и изяществом, способной передать все оттенки музыкальной речи - лирическую созерцательность и драматический накал чувств, философские раздумья и героический порыв. Впрочем, признали не только мы. Недаром большой знаток фортепиано Х.-П. Ранге (ФРГ) в своей книге "Пианисты сегодня" писал: "В Париже и Риме, в Лондоне и Берлине, в Москве и Мадриде ее имя стало сейчас нарицательным".

Имя польской пианистки у многих ассоциируется с музыкой Шопена, которой она отдает большую часть своего вдохновения. "Несравненная шопенистка, одаренная чудесным чувством фразы, мягким звуком и тонким вкусом, она сумела передать самую квинтэссенцию польского духа и танцевального начала, прелесть и выразительную правду шопеновской кантилены",- писал о своей любимой ученице 3. Джевецкий. Сама же Черны-Стефаньска на вопрос, считает ли она себя шопенисткой, отвечает: "Нет! Просто Шопен - самый трудный из всех фортепианных композиторов и если публика считает, что я хорошая шопенистка, то для меня это означает высшее одобрение". Такое одобрение не раз высказывала и советская публика, выражая мнение которой, М. Тероганян писал в газете "Советская культура": "В мире фортепианного искусства, как и в любом другом искусстве, не может быть эталонов и образцов. И потому никому не придет на ум мысль, что играть Шопена надо только так, как его играет Г. Черны-Стефаньска. Но не может быть двух мнений о том, что талантливейшая польская пианистка самозабвенно любит творения гениального сына своей отчизны и этой любовью к нему увлекает и своих благодарных слушателей". Для подтверждения этой мысли сошлемся еще на высказывание другого специалиста - критика И. Кайзера, признававшего, что у Черны-Стефаньской "свой Шопен - более светлый, индивидуальный, наполненный, чем у большинства немецких пианистов, более свободный и зыбкий, чем у американских, более плавный и трагичный, чем у французских".

Вот это свое убежденное и убеждающее видение Шопена и принесло ей мировую славу. Но не только это. Слушатели многих стран знают и ценят Черны-Стефаньску в самом разнообразном репертуаре. Тот же Джевецкий считал, что в музыке французских клавесинистов, Рамо и Дакена, например, "ее исполнение обретает образцовую выразительность и шарм". Примечательно, что отмечая недавно полувековой юбилей со дня своего первого выхода на эстраду, артистка сыграла с оркестром Краковской филармонии наряду с Концертом ми минор Шопена, также Симфонические вариации Франка, концерты Моцарта (ля мажор) и Мендельсона (соль минор), еще раз доказав свою разносторонность. Она мастерски играет Бетховена, Шумана, Моцарта, Скарлатти, Грига. И конечно, своих соотечественников. Среди исполнявшихся ею в Москве в разное время сочинений - пьесы Шимановского, "Большой полонез" Зарембского, "Фантастический краковяк" Падеревского и многое другое. Вот почему вдвойне прав И. Бэлза, назвавший ее "самой замечательной польской пианисткой после „царицы звуков" Марии Шимановской".

Черны-Стефаньска принимала участие в жюри многих конкурсов - в Лидсе, в Москве (им. Чайковского), Лонг-Тибо, им. Шопена в Варшаве.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

Наталия Хоречна Танцовщики

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

31.12.1922

Дата смерти

01.07.2001

Профессия

пианистка

Страна

Польша

просмотры: 3056
добавлено: 15.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть