Марта Аргерих

Дата рождения
05.06.1941
Профессия
Страна
Аргентина
Марта Аргерих / Martha Argerich

Марта Аргерих (Архерич) (исп. Martha Argerich; род. 5 июня 1941, Буэнос-Айрес) — аргентинская пианистка.

О необычайном таланте аргентинской пианистки широкая публика и печать заговорили в 1965 году, после ее триумфальной победы на конкурсе имени Шопена в Варшаве. Мало кто знал, что к этому времени она была уже отнюдь не «зеленым новичком», но напротив, успела пройти насыщенный событиями и довольно трудный путь становления.

Начало этого пути ознаменовалось в 1957 году победами сразу на двух весьма весомых международных конкурсах — имени Бузони в Больцано и Женевском. Уже тогда 16-летняя пианистка привлекала своим обаянием, артистической свободой, яркой музыкальностью — словом, всем тем, что «положено» иметь юному дарованию. Вдобавок к этому Аргерих получила и неплохую профессиональную подготовку еще на родине под руководством лучших аргентинских педагогов В. Скарамуцца и Ф. Амикарелли. Дебютировав в Буэнос-Айресе исполнением концертов Моцарта (до минор) и Бетховена (до мажор), она отправилась в Европу, занималась в Австрии и Швейцарии у ведущих педагогов и концертирующих артистов — Ф. Гульды, Н. Магалова.

Между тем первые же выступления пианистки после конкурсов в Больцано и Женеве показали, что ее дарование еще не сформировалось окончательно (да и может ли быть иначе в 16 лет?); ее трактовки были не всегда оправданны, а игра страдала неровностью. Быть может, поэтому, а еще и потому, что воспитатели юной артистки не спешили эксплуатировать ее талант, Аргерих не получила тогда широкой известности. Возраст вундеркинда кончился, а она продолжала брать уроки: ездила в Австрию к Бруно Зайдльхоферу, в Бельгию к Стефану Аскиназе, в Италию к Артуро Бенедетти Микеланджели, даже к Владимиру Горовицу в США. То ли педагогов было чересчур много, то ли не пришло время расцвета таланта, но процесс становления затянулся. Не оправдала ожиданий и первая пластинка с записью произведений Брамса и Шопена. Но вот наступил 1965 год — год конкурса в Варшаве, где она получила не только высшую награду, но и большинство дополнительных премий — за лучшее исполнение мазурок, вальса и т. д.

Именно этот год оказался рубежным в творческой биографии пианистки. Она сразу встала в один ряд с наиболее известными представителями артистической молодежи, начала широко гастролировать, записываться. В 1968 году и советские слушатели смогли убедиться в том, что слава ее не рождена сенсацией и не преувеличена, основана отнюдь не только на феноменальной технике, позволяющей ей с легкостью решать любые интерпретаторские проблемы — будь то в музыке Листа, Шопена или Прокофьева. Многие вспомнили, что в 1963 году Аргерих уже приезжала в СССР, только не в качестве солистки, а как партнер Руджиеро Риччи и показала себя отличной ансамблисткой. Но теперь перед нами была настоящая артистка.

«Марта Аргерих — действительно, музыкант превосходный. У нее блестящая техника, виртуозная в самом высоком смысле слова, отточенное пианистическое мастерство, удивительное чувство формы, архитектоники музыкального произведения. Но самое главное — пианистка владеет редким даром вдохнуть в исполняемое произведение живое и непосредственное чувство: ее лирика тепла и умиротворенна, в патетике нет налета излишней экзальтированности — одна лишь одухотворенная приподнятость. Пламенное, романтическое начало — одна из самых отличительных черт искусства Аргерих. Пианистка явно тяготеет к произведениям, полным драматических контрастов, лирических порывов… Замечательно звуковое мастерство молодой пианистки. Звук, его чувственная красота — отнюдь не самоцель для нее». Так писал тогда молодой московский критик Николай Танаев, послушав программу, в которой исполнялись произведения Шумана, Шопена, Листа, Равеля и Прокофьева.

Сейчас Марта Аргерих по праву входит в пианистическую «элиту» наших дней. Её искусство серьезно и глубоко, но, вместе с тем, обаятельно и молодо, ее репертуар последовательно расширяется. Основу его по-прежнему составляют сочинения композиторов-романтиков, но наряду с ними в ее программах полноправное место занимают Бах и Скарлатти, Бетховен и Чайковский, Прокофьев и Барток. Записывается Аргерих немного, но каждая ее запись — серьезная вдумчивая работа, свидетельствующая о постоянных исканиях артистки, ее творческом росте. Ее трактовки по-прежнему нередко поражают своей неожиданностью, многое в ее искусстве и сегодня «не устоялось», но такая непредсказуемость лишь увеличивает привлекательность ее игры. Английский критик Б. Моррисон очертил сегодняшний облик артистки так: «Подчас исполнение Аргерих кажется часто импульсивным, ее легендарная техника используется для достижения раздражающе неряшливых эффектов, но когда она находится в своей лучшей форме, не может быть сомнений, что слушаешь артиста, чья интуиция столь же замечательна, как и ее общеизвестная беглость и легкость».

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

Макс Регер Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Эммануэль Шабрие Композиторы
Коул Портер Композиторы
Гленн Миллер Дирижёры
Давид Герингас Инструменталисты
Юлий Николаевич Мельгунов Музыковеды и театроведы

Реклама