Владимир Давидович Ашкенази

Vladimir Ashkenazy

Владимир Давидович Ашкенази / Vladimir Ashkenazy

Вот уже добрых пять десятилетий Владимир Ашкенази принадлежит к когорте наиболее известных пианистов своего поколения. Восхождение его было довольно стремительным, хотя проходило отнюдь не без осложнений: случались периоды творческих сомнений, успехи чередовались с неудачами, И все же факт: еще в начале 60-х годов рецензенты подходили к оценке его искусства с самыми требовательными критериями, нередко сопоставляя его с признанными и куда более маститыми коллегами. Так, в журнале «Советская музыка» можно было прочесть следующую характеристику его интерпретации «Картинок с выставки» Мусоргского: «Памятно вдохновенное звучание „Картинок“ у С. Рихтера, значительна и интересна интерпретация Л. Оборина. В. Ашкенази по-своему раскрывает гениальное сочинение, играет его с благородной сдержанностью, осмысленностью и филигранной отделкой деталей. При богатстве красок сохранилось единство, цельность замысла».

На страницах этого сайта то и дело упоминаются различные музыкальные соревнования. Увы, это вполне естественно — нравится нам это или нет — они стали сегодня основным инструментом выдвижения талантов, и, право же, познакомили с большинством известных артистов. Творческая судьба Ашкенази и в этом плане характерна и примечательна: ему удалось успешно пройти горнило трех, пожалуй, самых авторитетных и сложных конкурсов нашего времени. После второй премии в Варшаве (1955) он завоевал высшие награды на конкурсах имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (1956) и имени П. И. Чайковского в Москве (1962).

Незаурядность музыкального таланта Ашкенази проявилась очень рано, и очевидно была связана с семейной традицией. Отец Владимира — широко известный и поныне в СССР эстрадный пианист Давид Ашкенази, первоклассный мастер своего дела, виртуозность которого всегда вызывала восхищение. К наследственности добавилась отличная подготовка, сначала Владимир учился в Центральной музыкальной школе у педагога Анаилы Сумбатян, а потом — в Московской консерватории у профессора Льва Оборина. Если вспомнить, сколь сложна и насыщена программа каждого из трех конкурсов, в которых ему пришлось выступать, то станет понятно, что уже к моменту окончания консерватории пианист овладел весьма широким и разнообразным репертуаром. В ту раннюю пору его отличал универсализм исполнительских пристрастий (что встречается не так уж редко). Во всяком случае, лирика Шопена вполне органично сочеталась у него с экспрессией прокофьевских сонат. И в любых трактовках неизменно сказывались черты, характерные для юного пианиста: взрывчатая импульсивность, рельефность и выпуклость фразировки, острое чувство звукового колорита, умение поддерживать динамику развития, движения мысли.

Конечно, ко всему этому добавлялась и отменная техническая оснащенность. Под его пальцами фортепианная фактура всегда представала исключительно плотной, насыщенной, но в то же время не пропадали для слуха малейшие нюансы. Словом, уже к началу 60-х годов это был настоящий мастер. И это обращало на себя внимание критиков. Один из рецензентов писал: «Говоря об Ашкенази, обычно восхищаются его виртуозными данными. Действительно, он является выдающимся виртуозом, причем не в том искаженном понимании этого слова, которое распространилось за последнее время (умение играть самые разнообразные пассажи на удивление быстро), а в его подлинном смысле. Молодой пианист не только обладает феноменально ловкими и крепкими, отличнейшим образом вытренированными пальцами, он свободно владеет разнообразной и красивой палитрой фортепианных звучаний». В сущности, эта характеристика приложима и к сегодняшнему Владимиру Ашкенази, хотя вместе с тем в ней отсутствует одна лишь, но пожалуй, главнейшая черта, появившаяся с годами: художественная, артистическая зрелость. С каждым годом пианист ставит перед собой все более смелые и серьезные творческие задачи, продолжает совершенствовать свои интерпретации Шопена, Листа, все больше играет Бетховена и Шуберта, покоряя своеобразием и масштабностью также в произведениях Баха и Моцарта, Чайковского и Рахманинова, Брамса и Равеля...

В 1961 году, незадолго до памятного для него Второго конкурса имени Чайковского. Владимир Ашкенази познакомился с молодой исландской пианисткой Софи Йоханнсдоттир, стажировавшейся тогда в Московской консерватории. Вскоре они стали мужем и женой, а два года спустя супруги поселились в Англии. В 1968 году Ашкенази обосновался в Рейкьявике и принял исландское подданство, а десять лет спустя основной его «резеденцией» стал Люцерн. Все эти годы он продолжает концертировать с возрастающей интенсивностью, выступает с лучшими оркестрами мира, много записывается на пластинки — и эти записи получили очень широкое распространение. Среди них, пожалуй, особенно популярны записи всех концертов Бетховена и Рахманинова, а также шопеновские пластинки.

Начиная с середины семидесятых годов, признанный мастер современного пианизма, подобно ряду его коллег, успешно овладевает второй профессией — дирижированием. Уже в 1981 году он становится первым постоянным дирижером — гостем Лондонского филармонического оркестра, и теперь выступает за пультом во многих странах. С 1987 по 1994 он дирижер Королевского Филармонического оркестра, также руководил Кливлендским симфоническим оркестром, оркестром Берлинского радио. Но при этом концерты Ашкенази-пианиста не становятся реже и вызывают столь же большой интерес слушателей, как раньше.

С 1960-х годов Ашкенази делает многочисленные записи на разных звукозаписывающих фирмах. Он исполнил и записал все фортепианные сочинения Шопена, Рахманинова, Скрябина, Брамса, Листа, а также пять фортепианных концертов Прокофьева. Ашкенази — семикратный обладатель премии «Грэмми» в номинации «Исполнение классической музыки». Среди музыкантов, с которыми он сотрудничал — Ицхак Перлман, Георг Шолти. Как дирижер с разными оркестрами он исполнил и записал все симфонии Сибелиуса, Рахманинова и Шостаковича.

В 1985 году вышла в печать автобиографическая книга Ашкенази «Beyond the Frontiers» («Над всеми границами»).

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

06.07.1937

Профессия

дирижёр, пианист

Страна

Исландия, СССР

просмотры: 8098
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть