Конкурсы музыкальные (от лат. concursus, букв. — стечение, встреча) — соревнования музыкантов (исполнителей, композиторов, инстр. мастеров, коллективов), проводящиеся, как правило, на заранее объявленных условиях.
Художеств. состязания, в к-рых сравнивались и оценивались качество произв. или мастерство исполнения, были известны ещё в Др. Греции. Около 590 до н. э. зародилась традиция Пифийских игр в Делфте, где состязались наряду с поэтами и атлетами певцы, исполнители на кифаре и авлосе, авторы муз. произв. Победители награждались лавровыми венками и носили звание «дафнофоров» (несущих лавры). Традиция соревнований музыкантов была продолжена в эпоху Римской империи; тогда же возник термин «лауреат», сохранившийся и поныне для определения лучших участников. В ср. века широкое распространение получили соревнования трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров, становившиеся нередко важной составной частью придв. и позже гор. празднеств, привлекавших широкое внимание. В их числе — лит. и музыкальные празднества во Франции, устраивавшиеся цехами ремесленников в 11–16 вв. и получившие название «пюи». Лауреаты этих соревнований, проводившихся в разных провинциях страны, награждались призами и получали звание «roy de puy». Среди лауреатов крупнейшего из известных пюи, проводившегося в Эврё, были О. ди Лассо, Ж. Титлуз, Ф. Э. дю Корруа. Пюи послужили образцом для подобных состязаний мейстерзингеров в Германии. В раннем средневековье зародился и существующий поныне песенный фестиваль в Уэльсе — т.н. «эйстеддфод», в рамках к-рого проходят также соревнования хоров. В эпоху Возрождения вошли в практику соревнования виднейших музыкантов в иск-ве импровизации на разл. инструментах — органе, клавесине, позже на фп., скрипке. Как правило, они устраивались правителями, богатыми меценатами или духовными лицами, к-рые привлекали к участию выдающихся музыкантов. Так, состязались И. С. Бах и Л. Маршан, Г. Ф. Гендель и А. Скарлатти (1-я пол. 18 в.), В. А. Моцарт и М. Клементи, И. М. Ярнович и Дж. Б. Виотти (кон. 18 в.), Г. Эрнст, А. Баццини, Ф. Давид и Й. Иоахим (1844) и др.
К. в совр. форме зародились в 19 в. С 1803 Академия изящных иск-в Париже присуждает ежегодно награду за лучшее сочинение (кантата, позже — одноактная опера) — т.н. Римскую пр., обладатели к-рой получают стипендию для совершенствования в Риме. Среди лауреатов этой премии видные франц. композиторы: Ф. Галеви, Г. Берлиоз, А. Тома, Ж. Бизе, Ж. Массне, К. Дебюсси и др. Аналогичные соревнования проводятся в Бельгии и США. В Великобритании учреждена т.н. Мендельсоновская стипендия (Mendelsson-scholarship), присуждаемая молодому композитору (К. проводятся с 1848 в Лондоне 1 раз в 4 года). В 1889 в Вене фп. фирмой «Бёзендорфер» был учреждён К. для выпускников Венской консерватории; этот К. носит интернац. характер, т. к. здесь учатся студенты из мн. стран. Соревнования нац. масштаба подготовили почву для зарождения междунар. К., первый из к-рых был проведён в Брюсселе в 1856 по инициативе рус. гитариста Н. П. Макарова; композиторы из 31 страны прислали на конкурс произв. для гитары. В 1886 по инициативе А. Г. Рубинштейна был учреждён, а в 1890 состоялся в Петербурге первый в истории регулярный междунар. К., послуживший примером для организации последующих муз. соревнований. В К. им. Рубинштейна(затем проходил 1 раз в 5 лет до 1910 — в Берлине, Вене, Париже, Петербурге) принимали участие композиторы и пианисты. К. выдвинул ряд крупных музыкантов, снискавших впоследствии широкую известность (Ф. Бузони, В. Бакхауз, И. А. Левин, А. Ф. Гедике и др.).
Значит. развитие получают К. после 1-й мировой войны 1914–18. Учреждается большое количество нац. конкурсов. В 1927 состоялся Междунар. К. пианистов им. Шопена, ставший впоследствии регулярным. К. исполнителей проводятся в Вене (К. Венской муз. академии, с 1932), Будапеште (им. Ф. Листа, с 1933), Брюсселе (им. Э. Изаи, скрипачей в 1937, пианистов в 1938), Женеве (с 1939), Париже (с 1943) и др. городах. В междунар. К. с самого начала выступают сов. музыканты; многие из них завоёвывают высшие премии, демонстрируя достижения сов. исполнительской школы и педагогики. В годы 2-й мировой войны 1939–45 соревнования либо не проводились, либо ограничивались нац. рамками (Женева). В послевоенные годы традиция муз. К. во мн. странах стала быстро возрождаться; в ряде европ. стран (Франция, Чехословакия, Венгрия, Бельгия) сразу же после войны были учреждены крупные К., ставшие регулярными. Особенно большой размах К. приобретают с сер. 50-х гг.; соревнования охватывают всё большие области исполнительства: проводятся К. инструменталистов, в т. ч. К. «ансамблевых» инструментов (медные и деревянные духовые, альт, арфа), соревнования гитаристов, аккордеонистов, органистов, дирижёров, камерных ансамблей разл. составов, хоров, молодёжных симф. и духовых оркестров, инстр. мастеров, композиторов. Постоянно расширяются географич. рамки К. Гл. организаторы междунар. К. в Европе — Бельгия, Италия и Франция, где проводятся мн. соревнования. Вслед за Конкурсом им. бельгийской королевы Елизаветы (1951), где соревнуются пианисты, скрипачи и композиторы, организуются соревнования вокалистов в Брюсселе, струн. квартетов в Льеже, К. органистов им. И. С. Баха в Генте, хоров в Кнокке. В Италии завоёвывают авторитет К.: скрипачей — им. Н. Паганини в Генуе, пианистов — им. Ф. Бузони в Больцано, дирижёров — в Риме (учреждён Нац. академией «Санта-Чечилия»), пианистов и композиторов — им. А. Казеллы в Неаполе, музыкантов-исполнителей, компо- зиторов и артистов балета — им. Дж. Б. Виотти в Верчелли, хор. коллективов — «Полифонико» в Ареццо, и др. Среди франц. К. выделяются — им. М. Лонг — Ж. Тибо в Париже, молодых дирижёров в Безансоне и вокалистов в Тулузе. Всеобщее признание получают К., проходящие в социалистич. странах — Польше (им. Ф. Шопена и им. Г. Венявского), Венгрии, Румынии (им. Дж. Энеску), ГДР (им. И. С. Баха и им. Р. Шумана), Болгарии. В кон. 50 — нач. 60-х гг. возникает ряд К. в Бразилии, США, Канаде, Уругвае, а также в Японии. Важной вехой в развитии К. стало основание в Москве Междунар. К. им. П. И. Чайковского (с 1958), к-рый сразу стал одним из самых авторитетных и популярных соревнований.
Формы организации и проведения К., их регламент, периодичность, художественное содержание весьма различны. К. проводятся в столицах гос-в, крупных культурных центрах, курортных городах; нередко местом их проведения избираются города, связанные с жизнью и творчеством музыкантов, в честь к-рых проходит К. Существуют также соревнования (гл. обр. организуемые междунар. об-вами), не имеющие постоянного места, они проводятся в разных городах и даже странах. Как правило, конкурсы вне зависимости от их периодичности проходят в одни и те же чётко определённые сроки. Организаторами К. выступают различные муз. учреждения, гор. власти, а также правительств. органы, в нек-рых случаях — частные лица, коммерческие фирмы. В социалистич. странах организацией К. ведают спец. гос. учреждения; проведение К. субсидируется гос-вом.
Многолетняя практика выработала определённые принципы проведения К., к-рых придерживаются организаторы разл. соревнований. К. носят демократич. открытый характер — к участию в них допускаются музыканты всех национальностей, стран, без различия пола; ограничения устанавливаются лишь в отношении возраста (за нек-рым исключением, напр. композиторские К.); для разных специальностей (в соответствии с их спецификой) возрастные рамки варьируются. На нек-рых особенно сложных К. проводится предварит. отбор по присланным кандидатами документам и рекомендациям с целью недопущения к соревнованию недостаточно подготовленных претендентов. Выступления участников проходят по заранее объявленному регламенту; исполнит. К. состоят из определённого числа прослушиваний-туров: от 2 до 4. К каждому следующему туру допускается ограниченное и постоянно сокращающееся число участников. Конкурсанты выступают либо в порядке жребия, либо по алфавиту фамилий. Выступления участников оценивает жюри; в состав его входят обычно авторитетные исполнители, композиторы, педагоги. В большинстве случаев жюри носят интернац. характер, причём страну-организатора представляют чаще всего неск. членов жюри. Методы работы жюри и принципы оценки конкурсантов различны: в отд. К. практикуется предварит. обсуждение, голосование бывает открытым либо тайным, игра участников оценивается разл. числом баллов. Наиболее успешно выступившие кандидаты награждаются премиями и званиями лауреатов, а также дипломами и медалями. Число наград в разных К. колеблется от одной до 12. Помимо официальных наград, нередко присуждаются поощрит. премии за лучшее исп. отдельных сочинений и др. награды. Лауреаты К., как правило, получают право на определённое число конц. выступлений.
Художеств. особенности К. определяются прежде всего характером и содержанием их программ. В этом отношении диапазон К. весьма широк: от соревнований, где исполняется музыка одного композитора (К. им. Шопена в Варшаве), до соревнований с широким и разнообразным репертуаром, преследующих цель наиболее полно выявить творч. возможности артистов. Существуют также К., строящие свои программы по тематич. признаку: старинная музыка, совр. музыка и др. То же касается и конкурсных дисциплин: соревнования, посв. одной специальности, и соревнования, где выступают одновременно или поочерёдно представители мн. специальностей. Несколько отличаются композиторские К.: наряду с соревнованиями, ставящими задачей выявление одарённых композиторов, существует немало К., носящих утилитарный характер и организуемых оперными т-рами, изд-вами, конц. организациями с целью постановки, издания или пропаганды определённого рода сочинений. В таких К. круг участников обычно более широк. В 60-х гг. большую популярность завоёвывают К. артистов эстрады и эстр. музыки. Как правило, такие К. проводятся радио- и телевизионными центрами, фирмами грамзаписи, гл. обр. в курортных местах (К. «Интервидения», «Евровидения» и др.). Обычно каждое соревнование состоит из одного тура и проводится без выбывания участников. Формы проведения эстр. К., их репертуар и регламент разнообразны и не отличаются строгим порядком.
Совр. муз. К. стали важнейшим средством выявления и поощрения талантливых музыкантов, значит. фактором культурной жизни. Подавляющее большинство инструменталистов, а также мн. вокалисты и дирижёры выдвинулись на концертной эстраде и оперной сцене в 1950-70-х гг. именно благодаря К. К. способствуют пропаганде музыки в широких массах слушателей, развитию и обогащению конц. жизни. Мн. из них проводятся в рамках муз. фестивалей, становясь их важной составной частью (напр., «Пражская весна»). Муз. К. включены также в программы Всемирных фестивалей молодёжи и студентов.
Широкое распространение муз. К. привело к необходимости координации усилий организаторов соревнований, обмену опытом и установлению общих норм проведения К. С этой целью в 1957 была основана Федерация междунар. конкурсов (Fйdйration de Concours internationaux) с местопребыванием в Женеве. Федерация проводит ежегодные конгрессы в разных городах, выпускает справочные материалы. С 1959 издаётся ежегодный бюллетень, включающий сведения о междунар. муз. К. и списки их лауреатов. Число стран — членов федерации неуклонно растёт; в 1971 в федерацию вошёл Сов. Союз.
КРУПНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ
Австрия. Венской академии музыки — пианисты, органисты, вокалисты; в 1932–38 — ежегодно; возобновлены в 1959; с 1961 — 1 раз в 2 года. Им. В. А. Моцарта в Зальцбурге — пианисты, скрипачи, вокалисты; в 1956 (в честь 200-летия со дня рождения В. А. Моцарта).
Бельгия. Им. бельгийской королевы Елизаветы — скрипачи, пианисты, композиторы; с 1951- ежегодно, поочерёдно (после годичного перерыва возобновляются). Вокалистов в Брюсселе; с 1962 — 1 раз в 4 года. Струн. квартетов в Льеже — композиторы, исполнители, с 1954 — инстр. мастера; с 1951 — ежегодно, поочерёдно.
Болгария. Молодых оперных певцов в Софии; с 1961 — 1 раз в 2 года.
Бразилия. Пианистов (с 1957) и скрипачей (с 1965) в Рио-де-Жанейро; с 1959 — 1 раз в 3 года.
Великобритания. Им. К. Флеша в Лондоне — скрипачи; с 1945 — ежегодно. Пианистов в Лидсе; с 1963 — 1 раз в 3 года.
Венгрия. Будапештские К. по различным специальностям, с 1948; с 1956 — не реже 1 раза в 3 года.
ГДР. Им. Р. Шумана — пианисты и вокалисты; в 1956 и 1960 в Берлине; с 1963 в Цвиккау — 1 раз в 3 года.
Зап. Берлин. Им. Г. Караяна — дирижёры и молодёжные симф. оркестры; с 1969 — ежегодно.
Италия. Им. Ф. Бузони в Больцано — пианисты; с 1949 — ежегодно. Им. Н. Паганини в Генуе — скрипачи; с 1954 — ежегодно. Оркестровых дирижёров в Риме; с 1956 — 1 раз в 3 года. Им. Гвидо дАреццо — хоровые коллективы («Полифонико»), осн. в 1952 как национальный, с 1953 — междунар.; ежегодно.
Канада. Скрипачей, пианистов, вокалистов в Монреале; с 1966 — ежегодно, поочерёдно.
Нидерланды. Вокалистов в Хертогенбосе; с 1954 — ежегодно.
Польша. Им. Ф. Шопена в Варшаве — пианисты 1927, 1932, 1937; возобновлены в 1949 — 1 раз в 5 лет. Скрипичный им. Г. Венявского — скрипачи, композиторы, скр. мастера; первый — в 1935 в Варшаве; возобновлены в 1952 в Познани — 1 раз в 5 лет.
Португалия. Им. Виана да Мота в Лисабоне — пианисты; первый — в 1957; с 1964 — 1 раз в 5 лет.
Румыния. Им. Дж. Энеску в Бухаресте — скрипачи, пианисты, вокалисты (с 1961), камерные ансамбли; с 1958 — 1 раз в 3 года.
СССР. Им. П. И. Чайковского в Москве — с 1958 пианисты, скрипачи, с 1962 также виолончелисты, с 1966 и вокалисты; 1 раз в 4 года. Франция. Им. M. Лонг — Ж. Тибо в Париже — пианисты и скрипачи; первый — в 1943 (национальный), второй — в 1946; с 1949 — 1 раз в 2 года. Вокалистов в Тулузе; с 1954 — ежегодно.
ФРГ. Мюнхенские К. по разл. специальностям; с 1952 — ежегодно.
Чехословакия. Муз. К. «Пражской весны» по разл. специальностям; с 1947 — ежегодно.
Швейцария. Музыкантов-исполнителей в Женеве, по различным специальностям; с 1939 — ежегодно.
Конкурсы, не имеющие постоянного места проведения: Виолончелистов им. П. Касальса; 1 раз в 2 года в разных странах (первый — 1957, Париж). Аккордеонистов на «Кубок мира»; ежегодно в разных странах (первый — 1948, Лозанна), и др.
Среди др. междунар. К.: вокалистов в Вервье (Бельгия); хоров в Дебрецене (Венгрия); инструменталистов и вокалистов (им. И. С. Баха) в Лейпциге (ГДР); инструменталистов и вокалистов (им. М. Канальс) в Барселоне (Испания); музыки и танца (им. Дж. Б. Виотти) в Верчелли, пианистов и композиторов (им. А. Казеллы) в Неаполе, вокалистов «Вердиевские голоса» в Буссето (Италия); органной импровизации в Харлеме (Нидерланды); пианистов и дирижёров (им. Д. Митропулоса) в Нью-Йорке (США); молодых дирижёров в Безансоне (Франция); пианистов (им. К. Хаскил) в Люцерне (Швейцария) и др.
КОНКУРСЫ В РОССИИ И СССР
Первые нац. муз. К. в России проводились с 60-х гг. 19 в. по инициативе РМО, Петерб. об-ва рус. камерной музыки (в 1877), фортепьянной фабрики «Шредер» (в 1890) и др. По инициативе крупных меценатов и музыкантов неск. К. было организовано в нач. 20 в. В 1910 состоялись два К. скрипачей — в честь 40-летия творч. деятельности профессора Моск. консерватории И. В. Гржимали в Москве (1-я пр. — М. Пресс) и им. Л. С. Ауэра в Петербурге (1-япр. — М. Пиастро). В 1911 в Москве прошёл К. виолончелистов (1-я пр. — С. М. Козолупов), а в Петербурге на Всероссийском К., устроенном фортепьянной фабрикой «Братья Р. и А. Дидерихс», соревновались пианисты (1-я пр. — Ю. Турчиньский). В том же году был проведён в Петербурге спец. К. им. С. А. Малозёмовой для женщин-пианисток (победительница — Э. Штембер). По регламенту этот К. должен был проводиться каждые 5 лет. Установление К. специально для женщин-исполнителей имело прогрессивное значение.
В СССР организуются Гос. муз. К. и созданы все условия для их широкого проведения. Первыми соревнованиями музыкантов были К. квартетного исполнительства в РСФСР (1927, Москва) и К. скрипачей на Украине (1930, Харьков). С тех пор К. на лучшие муз. произв., соревнования проф. и самодеят. музыкантов и певцов проводились во мн. городах. 1-й Всесоюзный К. музыкантов-исполнителей состоялся в мае 1933 (Москва). Он проводился по специальностям — фп., скрипка, виолончель, пение. 2-й — в феврале — марте 1935 (Ленинград). Здесь соревновались также альтисты, контрабасисты, арфисты, исполнители на деревянных и медных дух. инструментах. В дальнейшем в Москве прошёл цикл всесоюзных соревнований по разным специальностям — К. скрипачей, виолончелистов и пианистов (1937–38), дирижёров (1938), струн. квартетов (1938), вокалистов (1938–39, финальные туры в Москве), артистов эстрады (1939), исполнителей на дух. инструментах (1941). Эти К. оказали огромное влияние на развитие муз. жизни страны, на дальнейший рост муз. образования.
После Великой Отечеств. войны 1941–45 талантливая молодёжь выступала на всесоюзных К. музыкантов-исполнителей (1945, Москва), артистов эстрады (1946, Москва), вокалистов на лучшее исполнение сов. романса и песни (1956, Москва), вокалистов и артистов эстрады (1956, Москва).
В 60-е гг. наступил новый этап в развитии конкурсного движения; организуются регулярные всесоюзные К. пианистов, скрипачей, виолончелистов, дирижёров, а также К. вокалистов им. М. И. Глинки. Эти соревнования позволяют выдвигать одарённых исполнителей для участия в Междунар. К. им. П. И. Чайковского. В преддверии К. им. П. И. Чайковского устраиваются также соревнования инстр. мастеров. Состоялись всесоюзные К. музыкантов-исполнителей на орк. инструментах (1963, Ленинград). Условия всесоюзных муз. К. в основном соответствуют междунар. стандартам.
В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (1970) были организованы всесоюзные К. молодых исполнителей на лучшую конц. программу. В СССР регулярно проводятся К. артистов эстрады. К. на создание муз. произв. в разных жанрах часто устраиваются по случаю юбилейных дат. Стройная система муз. К. включает не только всесоюзные, но и республиканские, городские и зональные соревнования, что даёт возможность осуществлять последовательный и тщательный отбор новых представителей муз. иск-ва на всесоюзные и междунар. конкурсы.
Литература: Международный конкурс пианистов и скрипачей имени П. И. Чайковского. (Первый. Справочник, M., 1958); Второй Международный конкурс пианистов, скрипачей и виолончелистов им. П. И. Чайковского. (Справочник), М., 1962;…имени Чайковского. Сб. статей и документов о Втором Международном конкурсе музыкантов-исполнителей им. П. И. Чайковского. Ред.-сост. А. В. Медведев, М., 1966; Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем. Справочник, М., 1966;…имени Чайковского. Сб. статей и документов о Третьем Международном конкурсе музыкантов-исполнителей им. П. И. Чайковского. Общ. ред. А. Медведева, (М., 1970).
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Музыкальный конкурс в принципе ничем не отличается от любого другого. Соперники, условия, жюри, награды, победители — все атрибуты те же.
Состязания музыкантов существуют с античных времен. Они запечатлены даже в мифах, рассказывающих о том, что непревзойденным музыкантом был сам бог Аполлон.
В Европе, в новую эру, возникли соревнования певцов-поэтов: трубадуров, миннезингеров, мейстерзингеров, менестрелей. Это было в эпоху позднего средневековья. Соревнования происходили на городских площадях, при большом стечении народа.
Следующей эпохой, когда существовала мода на музыкальные конкурсы, стал XVIII век. Однако эти состязания уже имели совершенно другой характер. Соревновались в импровизации музыканты-инструменталисты. Такие факты были и в биографиях И. С. Баха, В. А. Моцарта.
И наконец, начало нынешним многочисленным и разнообразным конкурсам музыкантов-исполнителей и композиторов было положено в XIX веке. Французская Академия изящных искусств начиная с 1803 года присуждает так называемую Римскую премию за лучшее сочинение. Лауреат этой премии получал специальную стипендию для совершенствования в Италии, бывшей в те времена центром европейской музыкальной культуры.
Первый в истории регулярный международный конкурс пианистов и композиторов был учрежден А. Г. Рубинштейном в 1886 году и проводился начиная с 1890 года регулярно раз в пять лет до 1910 года (в Петербурге, Берлине, Вене, Париже).
После первой мировой войны возникло множество национальных и международных конкурсов с самыми разнообразными программами, условиями и т. д. Среди лауреатов музыкальных конкурсов выявилось огромное количество молодых одаренных музыкантов, которые благодаря конкурсам быстро получили мировую известность.
Наиболее авторитетными международными музыкальными конкурсами являются конкурс пианистов имени Фридерика Шопена в Варшаве; конкурс пианистов и скрипачей имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже; конкурс скрипачей имени Никколо Паганини в Генуе; конкурс дирижеров имени Герберта фон Караяна в Берлине; конкурс пианистов, скрипачей, виолончелистов и вокалистов имени Петра Ильича Чайковского в Москве и др.
М. Г. Рыцарева