Otello
Балет в 4 актах (13 картинах).
Композитор А. Мачавариани, сценарист (по мотивам одноименной трагедии В. Шекспира) и балетмейстер В. Чабукиани, художник С. Вирсаладзе.
Премьера состоялась 29 ноября 1957 года в Театре оперы и балета имени 3. Палиашвили, Тбилиси.
1. Ночь. Отелло ждет во внутреннем дворе дома сенатора Брабанцио свою возлюбленную Дездемону. Он уговорил ее бежать из дома отца. Бьет полночь. Появляется Дездемона. Она прощается с родным домом, протягивает Отелло руки. Они бегут. Из-за дома выходит Яго. Он наблюдал всю эту сцену. Яго давно ненавидит Отелло и ждет случая причинить ему зло.
Появляется венецианский дворянин Родриго. Яго рассказывает ему о случившемся. Родриго неистовствует. Он сам давно мечтал стать мужем Дездемоны. По совету Яго Родриго поднимает шум. В доме просыпаются. Брабанцио, возмущенный ночным переполохом, грозит наказать Яго и Родриго, но те язвительно сообщают ему о побеге дочери. Брабанцио не верит. Бросившись в комнату Дездемоны, он убеждается в том, что ее там нет. Яго показывает шарф, оброненный Дездемоной. Вырвав шарф из рук Яго, Брабанцио устремляется в погоню.
Площадь перед храмом. Только что закончился обряд венчания. Отелло и Дездемона выходят из храма в сопровождении девушек и Эмили, жены Яго. Вбегает Яго и предупреждает Отелло о погоне. Вслед за Яго появляется Брабанцио со слугами. Уважая Брабанцио, Отелло складывает оружие, отдаваясь в его власть. Приходят посланцы дожа — Отелло немедленно должен явиться в сенат.
Сенат заседает, так как к Кипру приближается турецкий флот. Вбегает Брабанцио с шарфом Дездемоны в руках и требует наказать похитителя. Сенат ждет от Отелло ответа. Отелло рассказывает о своей жизни: как семилетним ребенком потерял мать, как началась его жизнь воина и он, попав в плен, был в оковах посажен на галеры, как в бурю погибли все гребцы и ему одному удалось спастись. Отелло рассказывает и о том, как чутко внимала его словам Дездемона: «Она меня за муки полюбила, а я ее — за состраданье к ним». Пришедшая в сопровождении Яго Дездемона подтверждает слова Отелло и говорит о своей любви к нему. Сенат поздравляет Отелло и Дездемону и объявляет свое решение о назначении Отелло наместником Кипра. Отелло избирает своим помощником Кассио. Яго снова уязвлен. Дездемона просит у сената разрешения не разлучаться с мужем. Сенат дает согласие, и Отелло поручает Яго сопровождать Дездемону на Кипр.
2. Кипр. У берегов острова бушует буря. Все население высыпало на берег в ожидании исхода боя между венецианскими и турецкими кораблями. Слышен сигнал, возвещающий о гибели турецкого флота, и вслед за этим к берегу подходит корабль. Отелло, приветствуемый ликующей толпой, спускается на берег, где его встречает Дездемона. Отелло велит угостить всех вином. Начинаются танцы. Танцует и куртизанка Бьянка. Увидев красавца Кассио, она смело бросается к нему и целует.
Дом Отелло. Несколько мавританских девушек исполняют народный танец. Музыка напоминает Отелло о родине, и он присоединяется к танцующим девушкам. Поручив Кассио следить за порядком на острове, Отелло и Дездемона покидают гостей.
Веселье продолжается. Яго старается напоить Кассио допьяна. Захмелевший Кассио и подстрекаемый Яго Родриго затевают ссору. Монтано делает попытку примирить их, но тогда Кассио обнажает оружие против Монтано. Начинается поединок. Горожане вступают в схватку, одни на стороне Монтано, другие на стороне Кассио.
Получается общая свалка. Яго, делая вид, что старается унять дерущихся, советует Родриго ударить в колокола. На шум и звон колоколов вбегает Отелло. В этот момент Кассио ранит Монтано. Отдав приказ обезоружить Кассио и прекратить шум, Отелло снимает с Кассио знаки отличия. Яго советует Кассио обратиться к Дездемоне с просьбой походатайствовать перед Отелло о помиловании.
3. Терраса в доме Отелло. Дездемона с подругами на террасе вышивает. Девушки показывают друг другу свои работы. Дездемона достает подарок Отелло — платок. Все восхищены тонкой вышивкой. У Яго, наблюдающего эту сцену, зарождается замысел использовать платок Дездемоны в своих целях. Он просит Эмилию добыть этот платок.
Яго приводит Кассио. И когда Дездемона, беседуя с Кассио, соглашается поговорить с мужем, Яго обращает внимание Отелло на якобы слишком интимный характер их беседы. Отелло отмахивается, но Яго снова и снова говорит об этом и доводит Отелло до первой ревнивой мысли. Когда же Дездемона просит мужа простить Кассио, Отелло грубо обрывает ее и жалуется на головную боль. Дездемона хочет обвязать голову Отелло платком, но тот отталкивает ее руку. Платок падает. Расстроенная грубостью мужа, Дездемона не замечает этого. Эмилия, радуясь, что ей представляется случай выполнить просьбу мужа, поднимает платок и прячет его. Получив платок Дездемоны, Яго не в силах скрыть своего торжества.
Пирушка у Кассио. Яго незаметно подбрасывает ему платок. Кассио замечает платок, но никак не может понять, каким образом он сюда попал. Встретив Кассио, Бьянка говорит ему о своей любви. Кассио не очень любезен с наскучившей ему куртизанкой. Желая показать, что ему надоели ее поцелуи, Кассио вытирает лицо платком. Бьянка ревнует, полагая, что красивый платок подарен Кассио какой-то соперницей.
Эту сцену видит Яго. «Прекрасный случай отомстить Отелло», — мелькает у него мысль. Яго зовет Отелло. Пусть тот увидит сам, кому подарила платок Дездемона.
Яго вступает в разговор с Кассио, который рассказывает ему о сцене ревности, устроенной Бьянкой из-за платка, говорит, что куртизанка ему надоела.
Отелло же, наблюдая за мимикой Кассио, воспринимает весь этот разговор, как подтверждение отношений Кассио с его женой.
Терраса в замке. Входит Дездемона с Эмилией. Увидев Кассио, она обещает разжалованному лейтенанту сделать еще раз попытку примирить его с Отелло. Из своего укрытия выходит Отелло. Жалуясь снова на головную боль, он просит Дездемону дать ему платок. Дездемона дает ему платок, но не тот. Для Отелло это подтверждение неверности жены. Он прогоняет Дездемону. Яго снова оказывается рядом с Отелло. Он подсказывает Отелло способ мести: задушить Дездемону. В припадке ярости Отелло падает без сознания. Змеиная натура Яго сказывается: он подползает в Отелло, лежащему навзничь, и вскакивает ему на грудь.
4. На Кипр прибыли посланцы венецианского сената. Они привезли Отелло приказ вернуться в Венецию, а управление островом передать Кассио. Мысль о возвращении в Венецию радует Дездемону, но Отелло думает, что ее радость вызвана назначением Кассио на высокий пост. К ужасу всех присутствующих Отелло бьет Дездемону по лицу и выбегает из зала.
Улица. Ночь. Яго подговаривает Родриго убить Кассио. И когда Кассио, защищаясь, ранит Родриго, Яго ударом ножа в спину ранит Кассио. Чтобы скрыть следы преступления, Яго добивает раненого Родриго.
Спальня во дворце. Дездемона, простившись с Эмилией, горестно вспоминает безмятежные дни недавнего прошлого. Она молится, ложится в постель и засыпает. Слышны тяжелые шаги. Это Отелло. Он входит в спальню и долго глядит на спящую жену. Дездемона просыпается. Отелло говорит ей, что пришел ее убить. Дездемона клянется в своей невиновности, умоляет пощадить ее. Но Отелло в исступлении бросает Дездемону на ложе и душит.
Вбежавшая сообщить об убийстве Родриго Эмилия видит свою госпожу мертвой. На крик Эмилии вбегают венецианцы, раненый Кассио и Яго. В доказательство измены Дездемоны Отелло выхватывает из рук Кассио платок. Тогда Эмилия раскрывает преступный замысел Яго и гибнет от его ножа. Ужас охватывает несчастного мавра, ударом кинжала он лишает себя жизни.
Музыку к балету написал композитор Алексей Мачавариани (1913-1997), народный артист СССР, автор оперы «Гамлет» (1965), балета «Витязь в тигровой шкуре» (1973) и многих симфонических произведений. Музыка «Отелло» несла в себе черты яркой театральности, содержала выразительные пластические характеристики персонажей.
Она была высоко оценена Дмитрием Шостаковичем: «Балет „Отелло" мне крайне понравился, прекрасная музыка, прекрасный спектакль. Отелло — это успех всего коллектива, особенно композитора А. Мачавариани. Музыка талантлива и прекрасно оркестрована».
С Шостаковичем соглашалась известная английская балерина Берил Грей, побывавшая на спектакле во время гастролей в СССР: «Большого успеха достиг композитор Мачавариани, он превосходно чувствует Шекспира, и его музыка замечательно передает романтичность произведения нашего великого писателя. Это действительно одно из блестящих представлений, которое мне довелось видеть на балетной сцене».
«Балет „Отелло",— считал танцовщик и педагог Асаф Мессерер, — является событием в жизни нашего искусства. „Отелло" Мачавариани представляет собой художественное явление поистине огромного масштаба, о котором с полным основанием можно говорить, как о радостной творческой победе не только грузинского народа, но и всего советского хореографического искусства. Не случайно, слушая музыку А. Мачавариани, словно проникаешь в мир чувств шекспировской трагедии. А. Мачавариани следует традициям балетной музыки С. Прокофьева».
После премьеры в Тбилиси балетовед Мариэтта Франгопуло отмечала: «Появилось значительное по теме произведение, в котором Чабукиани выступил в окружении своих лучших учеников, исполнителей главных ролей — В. Цигнадзе (Дездемона) и 3. Кикалейшвили (Яго). В „Отелло" воедино слились музыка, драматургия и танец».
Ценное свидетельство о художественном оформлении спектакля Симоном Вирсаладзе оставил театровед П. Хучуа: «Основным цветовым лейтмотивом, пронизывающим весь балет и, как проклятье, висящим над всеми и вся, выступает черный цвет — цвет мавра в разыгрывающейся вокруг него трагедии. Кроме того, цвет черного бархата, как доминирующая в спектакле цветовая тональность, позволяет резче оттенить действующих лиц, выразительность движений, скульптурность их поз».
Восторженные отзывы о балете оставили многие известные деятели музыкального театра. Композитор Дмитрий Кабалевский отмечал: «Балет „Отелло" я без колебаний готов отнести к вершинным достижениям музыкально-театрального искусства». Это мнение разделяла и великая балерина Галина Уланова: «„Отелло" — балет необычный, интересный, смелый, он „возбудил умы", так всегда бывает с произведением значительным. Балет взволновал и увлек меня многими достоинствами. В нем властно звучит шекспировская тема, у этого спектакля есть душа, свой неповторимый художественный лик. Много выразительных эпизодов в музыке А. Мачавариани. Музыка балета образна, характеристична, удобна для танца. Я не сомневаюсь в долгой и счастливой жизни балета „Отелло", который так взволновал всех».
Премьера второй редакции балета состоялась 24 марта 1960 года в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (композитор, сценарист, балетмейстер, художник — те же, дирижер Юрий Гамалей). После спектакля балерина Татьяна Вечеслова писала: «Спектакль „Отелло" вызвал небывалый интерес у ленинградцев. На премьеру пришел весь город. По атмосфере, подъему, который царил в зале и на сцене, это был подлинно „шаляпинский" спектакль. Так же как мы сейчас завидуем людям, слышавшим бессмертного Шаляпина, также будут завидовать тем, кто присутствовал на спектакле „Отелло"».
Первый спектакль танцевал сам Вахтанг Чабукиани, позже роль Отелло перешла к Борису Брегвадзе. В партии Дездемоны выступали Ирина Колпакова и Алла Осипенко, в роли Яго блеснул Святослав Кузнецов.
Более поздние оценки балета были не столь восторженными. Сравнивая «Отелло» с более ранними спектаклями, поставленными Чабукиани, балетовед Наталья Чернова полагала: «Прежней юношеской полемики здесь уже не было, не было и технических возможностей, какими обладал танцовщик прежде. Раньше мастер воспевал внутреннюю гармонию, теперь он раскрывал духовные конфликты в человеке. Балет „Отелло" — это, по существу, спектакль одного актера и для одного актера. И толпа, и эпизодические персонажи существуют здесь постольку, поскольку они раскрывают личную трагедию мавра. Кордебалет, активный герой первых постановок Чабукиани, здесь составлял лишь танцевальный фон, оттеняя трагедию обманутого доверия. Два стилевых течения советского балета — драматическая психологизация балетного действия и его музыкально-танцевальная театрализация — слились воедино. Своего „Отелло" Чабукиани создал, отчасти реминисцируя, отчасти корректируя практику времен своей молодости, принесшую ему славу».
Балет «Отелло» был экранизирован в 1961 году под названием «Венецианский мавр».
А. Деген, И. Ступников