Alexey Machavariani
Мачавариани - композитор удивительно национальный. Одновременно с этим он обладает острым ощущением современности. ...Мачавариани обладает способностью достигать органического сплава опыта национальной и инонациональной музыки.
К. Караев
А. Мачавариани — один из крупнейших композиторов Грузии, С именем этого художника неразрывно связано развитие музыкального искусства республики. В его творчестве соединились благородство и величавая красота народного многоголосия, старинных грузинских песнопений и острота, импульсивность современных средств музыкальной выразительности.
Мачавариани родился в Гори. Здесь находилась знаменитая Горийская учительская семинария, которая сыграла значительную роль в развитии образования в Закавказье (в ней учились композиторы У. Гаджибеков, М. Магомаев). С детства Мачавариани окружала народная музыка и сказочная по красоте природа. В доме отца будущего композитора, руководившего любительским хором, собиралась интеллигенция Гори, звучали народные песни.
В 1936 г. Мачавариани оканчивает Тбилисскую государственную консерваторию по классу П. Рязанова, в 1940 г. — аспирантуру под руководством этого незаурядного педагога. В 1939 г. появляются первые симфонические сочинения Мачавариани — поэма «Дуб и мошкара» и поэма с хором «Горийские картинки».
Несколько лет спустя композитор пишет фортепианный концерт (1944), о котором Д. Шостакович сказал: «Автор его — молодой и безусловно даровитый музыкант. У него намечается своя творческая индивидуальность, свой композиторский почерк». Откликом на события Великой Отечественной войны стала опера Мать и сын (1945, по одноим. поэме И. Чавчавадзе). Позже композитор напишет балладу-поэму «Арсен» для солистов и хора a cappella (1946), Первую симфонию (1947) и поэму для оркестра с хором «На смерть героя» (1948).
В 1950 г. Мачавариани создает лирико-романтический Скрипичный концерт, с тех пор прочно вошедший в репертуар советских и зарубежных исполнителей.
Величавая оратория «День моей родины» (1952) воспевает мирный труд, красоту родной земли. Этот цикл музыкальных картин, пронизанных элементами жанрового симфонизма, основан на народно-песенном материале, претворенном в романтическом духе. Образно-эмоциональным камертоном, своего рода эпиграфом оратории служит лирико-пейзажная 1 часть, носящая название «Утро моей Родины».
Тема красоты природы воплощена и в камерно-инструментальных сочинениях Мачавариани: в пьесе «Хоруми» (1949) и в балладе «Базалетское озеро» (1951) для фортепиано, в скрипичных миниатюрах «Долури», «Лазури» (1962). «Одним из самых примечательных сочинений грузинской музыки» назвал К. Караев Пять монологов для баритона с оркестром на ст. В. Пшавела (1968).
Особое место в творчестве Мачавариани занимает балет «Отелло» (1957), поставленный В. Чабукиани на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета в том же году. А. Хачатурян писал, что в «Отелло» Мачавариани «раскрывается во всеоружии как композитор, мыслитель, гражданин». Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов, которые в процессе развития симфонически трансформируются. Воплощая образы произведения В. Шекспира, Мачавариани говорит на национальном музыкальном языке и в то же время выходит за пределы этнографической принадлежности. Образ Отелло в балете несколько отличается от литературного первоисточника. Мачавариани максимально сблизил его с образом Дездемоны — символом прекрасного, идеалом женственности, воплощая характеры главных героев в лирико-экспрессивной манере. К Шекспиру композитор обращается и в опере «Гамлет» (1974). «Можно лишь позавидовать такой смелости в отношении к произведениям мировой классики», — писал К. Караев.
Выдающимся событием в музыкальной культуре республики стал балет «Витязь в тигровой шкуре» (1974) по поэме Ш. Руставели. «Работая над ним, я испытал особое волнение», — говорит А. Мачавариани. - «Поэма великого Руставели — дорогой вклад в духовной сокровищнице грузинского народа, „наш зов и знамя“, если говорить словами поэта». Используя современные средства музыкальной выразительности (серийная техника, полигармонические сочетания, сложные ладовые образования), Мачавариани оригинально сочетает приемы полифонического развития с грузинским народным многоголосием.
В 80-е гг. композитор активно работает. Он пишет Третью, Четвертую («Юношескую»), Пятую и Шестую симфонии, балет «Укрощение строптивой», который вместе с балетом «Отелло» и оперой «Гамлет» составил шекспировский триптих. В ближайших планах — Седьмая симфония, балет «Пиросмани».
«Подлинный художник всегда в „пути“. ...Творчество — и труд, и радость, ни с чем не сравнимое счастье художника. Этим счастьем обладает и замечательный советский композитор — Алексей Давидович Мачавариани» (К. Караев).
Н. Алексенко