Симфоническая фантазия «Лес» (cis-moll), Op. 19 (1887)
Разбросанная по форме, клочковатая и малоинтересная по материалу симфоническая фантазия «Лес» вызвала критическое отношение даже у музыкантов, сочувственно встретивших предшествующие сочинения ее автора.
(Первоначальная эскизная запись этого сочинения относится к 1881–82 годам, но затем она была подвергнута значительной переработке. «А в „Лесе“, если половина старой музыки войдет в новую редакцию „Леса“, я буду очень доволен», — писал Глазунов М. П. Беляеву в августе 1886 года. Окончательный вариант выполнен в 1887 году.)
Концерт под управлением Римского-Корсакова 5 декабря 1887 года, в котором впервые была исполнена глазуновская фантазия, послужил поводом для появления нашумевшей статьи Кюи «Отцы и дети».
В программе «Леса» есть и «страшный великан», шагающий тяжелыми шагами, «все сокрушающий на своем пути», и леший, вырастающий из пня, и другая лесная нечисть, собирающаяся на «ночной пир». Все эти образы, как нетрудно убедиться из знакомства с программой, подсказаны фантастическими картинами корсаковской «Снегурочки», но если у Римского-Корсакова они одухотворены и опоэтизированы, то Глазунова в данном сочинении интересует по преимуществу внешняя, изобразительная сторона.
Ю. Келдыш