Tatiana Vecheslova
Заслуженная артистка РСФСР (1939). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Окончила ЛХУ в 1928 (ученица М. Романовой, А. Вагановой).
В 1928-53 в Театре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Эсмеральда («Эсмеральда», балетм. А. Ваганова), Маниже («Сердце гор»), Паскуала («Лауренсия»), Нунэ («Гаянэ»), Татьяна («Татьяна»), Флорина («Утраченные иллюзии»), Кривляка; Комсомолка («Болт»); другие партии: Эсмеральда, Зарема, Тао Хоа, Золушка, Китри, Никия, Гамзатти, Джульетта, Одетта — Одиллия, Маша, Жизель; Жанна («Пламя Парижа»), Лауренсия, Лиза; Коломбина («Карнавал»), Панна («Тарас Бульба», балетм. Ф. Лопухов), Медора, Гюльнара, Параша; Аврора, Белая кошечка, фея Канареек («Спящая красавица»), 7-й вальс, мазурка («Шопениана»), Вакханка.
Первая советская балерина, совместно с В. Чабукиани гастролировавшая за рубежом (США, 1934). Снималась в роли Авроры в к/ф братьев Васильевых «Спящая красавица» (1929/30), в ф/б «Мастера советского балета» (Нунэ, 1952).
В 1950-70 педагог, в 1952-54 художественный руководитель ЛХУ, в 1954-71 репетитор балета Театра им. Кирова.
Автор книг «Я — балерина» (Л.; М., 1964), «О том, что дорого» (Л., 1984), статей о балете, творческих портретов балетных артистов, проблемных статей по вопросам хореографического искусства (около 60 статей). Редактор учебника Н. Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» (Л., 1969; 2-е изд., 1979).
Вечеслова — выдающаяся советская балерина и актриса. В совершенство владела техникой классического танца, поразительной легкостью бега на пальцах. Вечесловау называли «одной из самых интересных актрис среди советских балерин». Она была непременной участницей всех постановок новых балетов своего времени, поисков и экспериментов в балетах Лопухова, Захарова, Лавровского, Чабукиаии. Актриса широкого творческого диапазона, она создавала как глубоко трагические, так и комедийные образы. С наибольшей силой раскрывался ее яркий талант в партиях Китри, Эсмеральды, Заремы, Тао Хоа, Паскуалы, Татьяны, Лизы, Нунэ.
Настоящий, требовательный к себе, глубоко принципиальный художник, Вечеслова ушла со сцены в расцвете творческих сил. Состоявшийся 24 июня 1953 прощальный спектакль актрисы был триумфом ее неувядаемого таланта и актерского мужества. Как репетитор балетной труппы Театра им. Кирова она поддерживала все новые ценные начинания молодых балетмейстеров и артистов. Н. Петрова писала: «Ей целое поколение актеров обязано постижением смысла своей профессии... Я не знаю человека, который жил бы так страстно, так молодо, который так горячо принимал бы к сердцу все происходящее вокруг, так беззаветно отдавал бы себя любимому делу... Вечеслова обладает истинным талантом, и он так или иначе проявляется во всем, что она делает...»
Сочинения: Я — балерина.— Л.; М., 1964; О том, что дорого.— Л., 1984; А. Я. Ваганова.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1979, вып. 3; Слово об Эсмеральде.— Сов. балет, 1982, № 3; Судьба моя связана с театром.—Т-р, 1983, № 6; Открытие танца.— Веч. Ленинград, 1985, 12 февр.
Литература: Кремшевская Г. Заслуженная артистка РСФСР Татьяна Михайловна Вечеслова.— Л., 1951; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Соллертинский И. Вечеслова в «Красном маке»,— Жизнь иск-ва, 1929, № 9; Бродерсен Ю. Татьяна Вечеслова.— Рабочий и театр, 1936, № 18; Красовская В. Гордость ленинградского балета.— Веч. Ленинград, 1947, 11 июля; Кремшевская Г. Балерина Татьяна Вечеслова.— Там же. 1953, 24 июня; Карп П. Продолжение жизни.— Театральная жизнь, 1961, № 23; Свободин А. Прелесть скромных вечеров,— Театр, 1970, № 6; Кремшевская Г. Татьяна Вечеслова.— Там же, 1971, № 9; ее же; Татьяна Вечеслова.— Сов. балет, 1983, № 3; Прохорова В. Воспоминания о танце.— Ленингр. правда, 1985, 12 февр.
А. Деген, И. Ступников