Svyatoslav Kuznetsov
Заслуженный артист РСФСР (1966), лауреат (1-я премия) Международного фестиваля молодежи и студентов (Бухарест, 1953), профессор, зав. каф. основ сценического движения и декан факультета драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
Окончил ЛХУ в 1950 (ученик Б. Шаврова), в 1968 — Ленинградский институт им. И. Е. Репина Академии художеств СССР (факультет теории и истории искусства).
В 1950-70 в Театре им. Кирова. Первый исполнитель партий: Яго («Отелло»), Гармодий («Спартак»), Андрий («Тарас Бульба»), князь Звездич («Маскарад»), Доктор-скупщик («Жемчужина»), 4-й вальс («Вальсы Равеля»); др. партии: Ромео, Парис («Ромео и Джульетта»), Армен («Гаянэ»), Ма Личен; Ван Личен («Красный цветок»), Ленни («Тропою грома»), Евгений, Арап Петра I («Медный всадник»), Альберт; Отелло («Отелло»), Базиль; Визирь («Легенда о любви»), Вацлав; Трубадур, Абдерахман («Раймонда»), Али-Батыр; Сандро («Родные поля»), Зигфрид; Фрондосо, Командор («Лауренсия»), Феб; Щелкунчик («Щелкунчик»), Юноша («Шопениана»), Амун («Египетские почи»), Актер («Пламя Парижа»), «Вечный идол», «Птица и охотник», «Размышление», «Слепая», «Венский вальс» («Хореографические миниатюры»).
В Малом театре исполнял партию Ивапа-царевича («Чудесная фата»), в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко — Принца («Лебединое озеро», балетм. В. Бурмейстер).
Снимался в к/ф «Алеко», «Барышня и хулиган», «Дорога домой», «Галатея», «Документ «Р», «Фуэте», «Сегодня и всегда»,
Ставил танцы в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина, в Большом драматическом театре им. М. Горького, в Театре им. Ленинского комсомола, в к/ф «На одной планете», «Его звали Роберт»; совм. с А. Кузнецовым поставил балет «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1977, Петрозаводск).
В 1957-71 вел класс дуэтного танца, в 1968-72 — классического танца в ЛХУ, с 1971 преподает сценическое движение в ЛГИТМиКе. В 1971-73 — главный балетмейстер Театра муз. комедии.
Кузнецов — классический танцовщик, особенно интересно выступал в ролях современного ему репертуара. Отличался красивой сценической внешностью, выразительной пластикой тела, настоящим актерским талантом.
Кузнецов сумел по-новому увидеть роли, созданные до него. Так, большой удачей было его выступление в партиях Евгения, Армена, Альберта, Ромео, Ленни.
Одна из интересных работ Кузнецова —роль Яго. В. Богданов-Березовский отмечал «рельефную танцевально-актерскую обрисовку» этого образа артиста, «превосходно передающим сложный «инфернальный» характер своего зловещего героя».
Успешно выступил артист в своей последней роли — Визиря, создав образ мрачного красавца, безутешного и одинокого влюбленного восточного царедворца. И сквозь все столь различные образы пронес артист тему человеческого достоинства, благородства, тему любви, которая у его героев «сильнее смерти».
Сочинения: Анатолий Сапогов.— В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1968, вып. 2; Мысли после премьеры.— В тт.: Музыка и хореография современного балета. Л.. 1979, вып. 3.
Литература: Роменская М. Святослав Кузнецов.— В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1967, вып. 1; Святослав Кузнецов.— Театр. Ленинград, 1966, № 4.
А. Деген, И. Ступников