Алла Евгеньевна Осипенко

Alla Osipenko

Дата рождения
16.06.1932
Профессия
Страна
СССР

Алла Евгеньевна Осипенко / Alla Osipenko

Лауреат Международных фестивалей молодежи и студентов (Прага, 1950; Москва, 1957), Парижской академии танца (премия им. А. Павловой, 1956), заслуженная артистка РСФСР (1957), народная артистка РСФСР (1960).

Окончила ЛХУ в 1950 (ученица А. Вагановой). В 1950-71 в Театре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Хозяйка Медной горы; Любимая («Берег надежды»), Панночка; Дездемона («Отелло»), Жемчужина («Жемчужина»), Молния («Человек»), Орел в миниатюре «Прометей и орел» («Хореографияеские миниатюры»); др. партии: Мехменэ Бану, Сари, Фригия, Маша, Одетта — Одиллия, фея Сирени, Раймонда, Подруга Раймонды («Раймонда»), Нина («Маскарад»), Никия, Гамзатти, вариация в акте «Тени» («Баядерка»), Злюка; Царица бала («Медный всадник»), Уличная танцовщица, Повелительница дриад («Дон Кихот»), 7-й вальс, мазурка («Шопениана»), «Размышление», «Поцелуй» («Хореографические миниатюры»), 6-й вальс («Вальсы Равеля»), Вакханка; Красавица («Блудный сын», 1974).

В Малом оперном театре исполняла роль Клеопатры («Антоний и Клеопатра»). Участвовала в концертах «Камерного балета» п/р Г. Алексидзе. В 1971-73 солистка труппы «Хореографические миниатюры»; первая исполнительница миниатюр «Полет Тальони», «Минотавр и нимфа», «Жар-птица», Солистка («Экзерсис XX»).

В 1973-77 солистка Ленконцерта; в 1977-82 солистка Театра современного балета п/р Б. Эйфмана, где исполняла ведущие партии в балетах: «Прерванная песня», «Двухголосие», «Жар-птица», «Идиот».

Снималась в т/ф «Хореографические миниатюры» («Размышление», «Поцелуй»), «Ленинградский балет сегодня» (Мехменэ Бану, Хозяйка Медной горы), «Тема с вариациями» («Сиринкс» — концертный номер на муз. Д. Шостаковича), «Сказ про холопа Никишку» (Птица); в к/ф «Голос», «Фуэте», «Зимняя вишня».

В 1966-70 преподавала классический танец в ЛХУ.

Осипенко — выдающаяся классическая балерина. Ее выделяли «длинные, красивые пропорции, словно «поющие» движения ног» (Т. Вечеслова), совершенная красота таких поз, как арабеск и аттитюд, четкое ощущение танцевального материала, «острая, графичная, сдержанно-экспрессивная манера» (В. Чистякова). В классическом репертуаре была великолепной феей Сирени, интересной исполнительницей Одетты — Одиллии, Раймонды.

Становление актрисы, ее стремление к исполнению психологически сложных партий, творческая неудовлетворенность подлинного художника совпали с периодом активных поисков нового в хореографическом искусстве на сцене Театра им. Кирова. Встреча с хореографией Ю. Григоровича, а затем И. Бельского явилась толчком к раскрытию и становлению творческой индивидуальности балерины. Четкая графика современной хореографической лексики оказалась близка данным балерины, позволила ей создать свою, «осипенковскую» манеру танца. Значительна ее работа в «Береге надежды», но коронной ролью была Хозяйка Медной горы, созданная Григоровичем в содружестве с нею. Творчески возмужавшая, Осипенко возобновила в своем репертуаре партии феи Сирени, Сари, Одетты, миниатюры Л. Якобсона и обогатила их новыми красками. Большая творческая удача актрисы на сцене Театра им. Кирова — роль Мехменэ Бану, карающей и беззащитной, мудрой и беспомощной, великодушной и мстительной царицы и раздираемой страстями женщины.

В ансамбле п/р Якобсона Осипенко поразила зрителя образом воздушной, почти бесплотной, не подверженной земным чувствам Тальони, образом, зовущим к идеалу, вершинам прекрасного. Огромный успех у публики имела и миниатюра на музыку А. Берга «Минотавр и нимфа», где древний мир рисовался резкими и драматическими красками.

Мастером современной хореографии, способным на любые творческие эксперименты, показала себя артистка в работе с балетмейстером Б. Эйфманом. Подлинным шедевром стал маленький балет для двух исполнителей «Двухголосие» — своеобразная психологическая притча о современной женщине, женщине любимой и любящей, отвергаемой и необходимой, верной и преданной.

Осипенко принесла на сцену свою тему. Ее героини всегда жили сложной внутренней жизнью, искали ответы на множество вопросов, в борьбе обретая мудрость и нравственную чистоту.

Литература: Зозулина Н. Алла Осипенко.— Л., 1987; Добровольская Г. Алла Осипенко.— В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1967, вып. 1; Красовская В. Алла Осипенко.— Театр. Ленинград, 1957, № 14; Львов-Анохин Б. Алла Осипенко.— Муз. жизнь, 1962, № 12; Вечеслова Т. Танцует Алла Осипенко.— Нева, 1963, № 10; Добровольская Г. Алла Осипенко.— Театр, 1964, № 11; Ступников И. О любви, о подвиге,— Нева, 1966, № 12; его же. Прерванная мечта.— Театральная жизнь, 1967, № 9; Добровольская Г. Тема ее творчества,— Ленингр. правда, 1967, 3 июня; Карп П. Гармония танца.— Смена, 1975, 12 июня; Красовская В. Алла Осипенко.— Театр, 1975, № 12; Отюгова Т. Выбор,— Смена, 1982, 4 июля; Зозулина Н. Алла Осипенко.— Сов. балет, 1983, № 3.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Луиджи Керубини Композиторы
Юрий Петрович Любимов Музыкальные и театральные деятели
Хьюберт Пэрри Композиторы

Реклама