Асмик Григорян

Дата рождения
12.05.1981
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Литва
Асмик Григорян

Асмик Григорян (лит. Asmik Grigorian; род. 12 мая 1981, Вильнюс) — литовская оперная певица (сопрано).

Хрупкое телосложение – и мощное экспрессивное сопрано… такое сочетание вряд ли оставит равнодушным хоть одного зрителя в оперном театре. Такова Асмик Григорян.

Будущая певица появилась на свет в Вильнюсе, в семье интернациональной и музыкальной: и отец ее Гегам Григорян, и мать Ирена Милькявичюте являлись известными певцами. Первым наставником своим Асмик считает отца – он оказывал музыкальное влияние на нее еще до начала занятий как таковых, когда она много путешествовала вместе с ним во время гастролей, ведь для Гегама Григоряна было очень важно, чтобы семья была рядом. Отец научил дочь любить оперу, развил ее музыкальный вкус. Асмик очень рано ощутила, что быть дочерью знаменитых родителей – это особая ответственность, она даже испытывала страх, что не сможет достичь их уровня. Они были очень разными – Ирене Милькявичюте нужны были многодневные, многочасовые занятия, Гегам Григорян же мог выучить роль за считанные дни. Асмик в большей степени унаследовала стиль работы отца – в ее исполнительской карьере были случаи, когда она учила партии за пять дней.

Будущая артистка обучалась в Национальной музыкальной школе им. М.Чюрлёниса. Сначала она училась фортепианной игре, позднее занималась хоровым дирижированием. Девушка продолжила образование в Литовской академии музыки и театра, на вокальном ее отделении. Здесь Асмик обучалась у своей матери, посещала она и мастер-классы отца.

Дебют молодой певицы состоялся еще до окончания академии – в 2005 г., она исполнила партию Виолетты в Литовском национальном театре оперы и балета. В этой роли Асмик выходила на сцену еще не раз, неизменно покоряя публику и своим голосом – страстным, сильным, гибким – и актерской игрой. Критики называли ее «идеальным воплощением «Травиаты». Тогда же – в 2005 г. – она удостоилась наиболее престижной награды в области театрального искусства в Литве, премии «Золотой сценический крест» за лучший дебют. Второй раз – теперь уже за лучшее исполнение – артистка удостоилась этой награды по прошествии пяти лет, за партию миссис Ловетт в мюзикле Сондхейма «Суинни Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».

В последующие годы репертуар исполнительницы пополняется немалым количеством новых партий: Эвридика в «Орфее и Эвридике» Кристофа Виллибальда Глюка, Мюзетта и Мими в «Богеме», Недда в «Паяцах», Папагена и Памина в «Волшебной флейте», Шарлотта в «Вертере», Лауретта в «Джанни Скикки», Жоржетта в «Плаще» Джакомо Пуччини, заглавная роль в «Русалке» Антонина Дворжака, Лиза в «Пиковой даме», Сюзанна в «Свадьбе Фигаро», Чио-чио-сан. Наряду с театрами своей родной страны – Литовским национальным театром оперы и балета и Городской оперой Вильнюса – певица выступает в Латвийской национальной опере, а также в Риме, Кёльне, Стокгольме, Гамбурге, Берлине. В Вене – в Театр-ан-дер-Вин – она выступала в главной роли в опере Петра Ильича Чайковского, которая даже в России ставится не особенно часто – в «Чародейке».

Знает и любит Асмик Григорян и публика в России. Например, в Михайловском театре она предстала в образе Сенты в опере «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. Режиссерское решение – с осовремениванием сюжета, пляжными зонтиками вместо прялок – выглядело весьма неожиданным для романтической оперы, но даже в таком спектакле Асмик Григорян с ее красивым тембром страстного голоса выглядела истинно романтической героиней. За эту роль артистка была номинирована на премию «Золотая маска».

Не меньшее впечатление произвело на отечественную публику исполнение этой певицей партии Дездемоны в Мариинском театре. Эта героиня в интерпретации Асмик Григорян выглядела погруженной в себя, мучимой тягостными предчувствиями. Лишь раз – в «Песне об иве» – дает она волю чувствам, и этот номер выглядел истинным криком отчаяния.

В 2015 г. Григорян выступила в Московской государственной академической филармонии. Она исполнила партию Тамары в «Демоне», поставленном Дмитрием Бертманом. Партнером ее был сам Дмитрий Хворостовский, исполнивший заглавную роль – тем не менее, некоторым зрителям казалось, что оперу правильнее было бы назвать не «Демон», а «Тамара».

В том же году исполнительница пела в Латвийской национальной опере заглавную партию в «Манон Леско» Джакомо Пуччини. Эту весьма сложную в вокальном отношении партию Григорян исполняла не впервые, но каждый раз роль вызывает у нее горячий эмоциональный отклик – и исполнительнице приходится прилагать усилия, чтобы эмоции не помешали вокалу. На вопрос журналиста, кого предпочла бы она на месте героини – де Грие или Геронта – певица ответила: «Я всегда думаю сердцем, а не головой».

Выступала Асмик Григорян и в Большом театре. В опере «Евгений Онегин» в постановке Дмитрия Чернякова Татьяна в ее интерпретации выглядела не жертвой обстоятельств, а страстной натурой, наделенной внутренней силой.

Международную карьеру Асмик Григорян начала триумфальным выступлением в партии Мадам Баттерфляй на сцене Королевской Шведской оперы, показав себя не только блестящей певицей, но и яркой актрисой. Позже вернулась в Стокгольм для участия в скандинавской премьере оперы «Федора» У. Джордано, где исполнила заглавную партию (постановка Кристофа Лоя, 2016). В амстердамском «Концертгебау» спела партию Мари в опере А. Берга «Воццек» (концертное исполнение состоялось под управлением маэстро Маркуса Штенца); а в 2017 г. дебютировала в постановке «Воццека» на Зальцбургском фестивале (режиссер Уильям Кентридж, музыкальный руководитель Владимир Юровский).

В сезоне 2017/18 с большим успехом дебютировала в «Саломее» Р. Штрауса, снова в Зальцбурге (постановка Ромео Кастеллуччи, дирижер Франц Вельзер-Мёст) – за исполнение заглавной партии была удостоена Премии австрийского музыкального театра (2019). Главным событием сезона 2018/19 стал двойной дебют – на сцене театра Ла Скала и в партии Мариэтты в опере «Мёртвый город» Э. Корнгольда (дирижер Алан Гилберт, режиссер Грэм Вик), а также первое выступление в роли Иоланты на сцене Фанкфуртской оперы.

Среди ангажементов сезона 2019/20 – партия Манон Леско в одноименной опере Дж. Пуччини, исполненная в Большом театре и во Франкфурте; Хрисофемида («Электра» Р. Штрауса) в спектакле Кшиштофа Варликовского под управлением Фраца Вельзер-Мёста на Зальцбургском фестивале. Концертные выступления включают 14 симфонию Д. Шостаковича (с Оркестром Романской Швейцарии под управлением Александра Шелли), а также 9 симфонию Л. ван Бетховена на Зальцбургском фестивале (дирижер Риккардо Мутти).

В сезоне 2020/21 Асмик Григорян исполнила заглавную партию в «Русалке» А. Дворжака на сцене театра Реал в Мадриде (режиссер Кристоф Лой, дирижер Ивор Болтон), впервые выступила в Венской государственной опере в спектакле «Мадам Баттерфляй» и дебютировала в Парижской национальной опере, исполнив партию Лизы в «Пиковой даме» П. Чайковского.

Работает со многими признанными дирижерами, среди них – Валерий Гергиев, Джанандреа Нозеда, Василий Петренко, Франц Вельзер-Мёст, Ив Абель, Владимир Юровский, Маркус Штенц, Михаил Татарников, Алан Гилберт и Майкл Тилсон-Томас; регулярно сотрудничает с ведущими режиссерами, в числе которых Дмитрий Черняков, Ромео Кастелуччи, Клаус Гут, Далия Ибельхауптайте, Кристоф Лой, Бари Коски, Алекс Олле, Петр Конвичный, Роберт Уилсон, Василий Бархатов и др.

реклама

вам может быть интересно

Богуслав Мартину Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама