О программе Летнего Зальцбургского фестиваля 2025

Летний Зальцбургский фестиваль — явление в культурной жизни Европы настолько незаменимое, что даже в ковидный 2020 этот форум оперного, оркестрового и драматического искусства стал единственным в мире массовым мероприятием, которое разрешили провести.

На прошлой неделе 3 декабря 2024 долгожданная презентация программы Зальцбургского фестиваля 2025 была омрачена очередным кадровым скандалом, связанным с увольнением с должности руководителя драматической программы Марины Давыдовой (уехала из России в марте 2022 года, после начала СВО — прим. ред.). Ясно, что подобные потрясения не идут на пользу репутации фестиваля, но любителям искусства важны не подробности административных потрясений, а то, как они отражаются на основной задаче фестиваля — быть лабораторией новых театрально-музыкальных трендов, задавать планку исполнительского и постановочного уровня. Посмотрим, соответствует ли этим задачам представленная программа лета 2025.

Оперная программа

Послековидное время стало серьёзным испытанием для всех сфер жизнедеятельности, и с оперным блоком фестивальной программы, которым руководит интендант фестиваля Маркус Хинтерхойзер (занимает этот пост с 2016 года) в последние годы тоже обстоит всё довольно грустно. По опубликованным критическим материалам и отзывам гостей фестиваля видно, что оперная программа заметно деградирует, несмотря на гигантские бюджеты, огромную рекламную поддержку и невероятный имиджевый карт-бланш.

Так, из однозначно успешных фестивальных событий постковидного времени можно вспомнить в 2021 году только «Дон Жуана» Р. Кастеллуччи, в 2022 — один лишь «Триптих» К. Лоя, в 2023 — адаптацию для фестиваля старой постановки К. Варликовского по вердиевскому «Макбету», а в 2024 настоящим хитом стал «Идиот» того же К. Варликовского, тогда как все остальные новые спектакли критикой и публикой были единодушно оценены как провальные.

Преодолеть этот кризис качества Хинтерхойзер решил увеличением количества наименований до рекордных 12. Интересующиеся военной историей знают, что подобная стратегия замены качества количеством характеризует профессиональную несостоятельность полководца. Посмотрим, на что же Зальцбургский фестиваль потратит очередные десятки миллионов евро будущим летом.

«Юлий Цезарь в Египте» Г. Ф. Гендель. Дирижёр Эммануэль Хайм. Режиссёр — Дмитрий Черняков.

Дебют знаменитого российского режиссёра на главном фестивале мира — явление, прекрасное как вещь в себе. Это должно быть любопытно несмотря на то, что опытные театралы, знакомые с творчеством Дм. Чернякова и знающие музыкальную драматургию оперы Генделя, могут уже сейчас делиться впечатлениями от ещё не поставленного спектакля: ничего нового режиссёр, скорее всего, снова не предложит. Состав исполнителей, между тем, феноменальный, и только ради него это мероприятие непременно стоит посетить.

Исполнители: Ольга Кульчинская, Люсиль Ришардо, Кристоф Дюмо, Федерико Фиорио, Юрий Миненко, Андрей Жилковский и др.
Место: Дом для Моцарта
Даты: 26, 29 июля, 3, 06, 11, 14, 17 августа 2025

«One morning turns into an eternity». Монодрама А. Шёнберга «Ожидание», «Прощание» Г. Малера. Дирижёр Эса-Пека Салонен. Режиссёр — Петер Селларс.

Очевидно, что-то театрализованное. В единственной вокальной партии — Аушрина Стундите. После того, что П. Селларс сделал на фестивале 2024 с «Игроком» С. С. Прокофьева https://www.belcanto.ru/24082902.html , надеяться на чудо может либо только очень беспечный, либо очень обеспеченный покупатель.

Место: Скальная школа верховой езды
Даты: 27 июля, 2, 10, 15, 18 августа 2025

«Отель Метаморфозис» на музыку А. Вивальди. Дирижёр Джанлука Капуано. Режиссёр — Барри Коски.

Состав исполнителей звёздный, режиссёр весёлый, смотреть будет интересно, слушать — как повезёт. Настоятельно рекомендуется посмотреть во время Троицкого фестиваля, чтобы не тратить драгоценное время на основном Летнем фестивале.

Исполнители: Чечилия Бартоли, Леа Десандр, Филипп Жарусски, Вардуи Абрамян и др.
Место: Дом для Моцарта
Даты: 31 июля, 5, 10, 13, 15 августа 2025

«Мария Стюарт» Г. Доницетти. Дирижёр Антонелло Манакорда. Режиссёр — Ульрих Раше.

Главная интрига и, по-видимому, главное художественно событие оперной программы 2025. Сложно сказать, что сделает с изначально беспроигрышной оперой Доницетти мастер постмодернистских экспериментов немецкий режиссёр Ульрих Раше, но как минимум ансамбль исполнителей в сопровождении Венских филармоников обещает высочайший уровень представления.

Исполнители: Лизетт Оропеса, Кейт Линси, Бехзод Давронов, Алексей Кулагин, Томас Леман
Место: Большой фестивальный дом
Даты: 01, 07, 11, 16, 19, 23, 30 августа 2025

«Три сестры» П. Этвёш. Дирижёр Максим Паскаль. Режиссёр — Евгений Титов.

Написанная в 1998 опера венгерского композитора Петера Этвёша является медитативной фантазией на темы одноимённой пьесы А. П. Чехова и исполняется одними мужчинами на русском языке. Музыка интеллектуальная, состав исполнителей концептуальный, режиссёр замечательный, по своей воле на это пойдут только эстетствующие поклонники всего традиционно нетрадиционного, включая контртеноров в женских партиях: кастинг как из XVIII века, а музыка — как набор интегральных микросхем, то есть для продвинутых пользователей.

Исполнители: Деннис Ореллана, Кемерон Шабази, Арей Нуссбаум Коэн, Миколай Трябка, Иван Лудлов и др.
Место: Скальная школа верховой езды
Даты: 08, 12, 21, 24 августа 2025

«Макбет» Дж. Верди. Дирижёр Филипп Йордан. Режиссёр — Кшиштоф Варликовски. Возобновление спектакля 2023 года. Чтобы что-то увидеть на сцене, сидеть нужно близко, в идеале не дальше 10 ряда партера, но ни в коем случае не с балкона: оттуда не видно вообще ничего. В любом случае — до или даже вместо посещения — имеет смысл обратиться к записи спектакля, имеющейся в свободном доступе на канале «Девятая ложа».

Исполнители: Асмик Григорян, Владислав Сулимский, Тарек Назми, Наталия Гаврилан, Илья Казаков, Шарль Кастроново или Джошуа Герреро и др.
Место: Большой фестивальный дом
Даты: 09, 14, 17, 20, 26, 29 августа 2025

Странный паштет из произведений Моцарта под названием «Заида». Дирижёр Рафаэль Пишон.

Полуконцертное исполнение непонятно каких произведений Моцарта, одно из которых, судя по названию, незавершённая опера «Заида» (1870). Дирижёр прекрасный, ансамбль солистов прекрасный. Видимо, что-то универсальное в стиле салата оливье.

Исполнители: Сабина Девиейль, Леа Дисандр, Джулиан Прегардиен, Даниель Беле, Й. М. Крэнцле
Место: Скальная школа верховой езды
Даты: 17, 19, 22 августа 2025

«Кассандра» — «разговорная опера» швейцарского композитора Микаэля Жарреля была впервые представлена ​​в Париже в 1994 году. К 30-летию со дня премьеры решили напомнить о её существовании теперь уже и зальцбургской аудитории. Тем, кто будет слушать эту разговорную медитацию на темы изнасилованной предсказательницы, рекомендуется не афишировать своё недоумение по поводу услышанного электронно-вокального завывания, так как эта реакция считается у знатоков всего несуразного, мягко говоря, непродвинутой. Остальные могут заранее сделать умное лицо по поводу опуса М. Жарреля и благоразумно потратить то же время и примерно те же деньги на ужин в одном из прекрасных зальцбургских ресторанов 23 июля 2025 года, когда это электронное акустическое полотно будет сотрясать стены Большого зала Моцартеума.

«Макбет» Сальваторе Шаррино (2002). Дирижёр Вимбаи Казибони. Это произведение тоже акустическое, то есть в нём есть музыкальные звуки и даже голоса. Слушать это бесплатно можно порекомендовать только руководству Зальцбургского фестиваля, которому, судя по программе, всё равно что слушать. Те, кто всё же хочет самостоятельно убедиться в неуместности такого рода произведений в шорт-листе психически здорового человека, могут продегустировать фрагмент этого «Макбета» по ссылке. Заранее жаль людей, которые приобретут билеты на этого «Макбета», думая, что покупают билеты на оперу Дж. Верди. Поставить два одинаковых названия двух настолько разных композиторов в одну программу — это за гранью добра и зла.

Исполнители: Коди Квательбаум, Алиса Росси, Леонардо Кортелацци и др.
Место: Коллегиенкирхе (Университетская церковь)
Дата: 25 июля 2025

Три оперы прозвучат в концертном исполнении.

«Митридат, царь понтийский» В.-А. Моцарт (полусценическая версия), дирижер Адам Фишер.

Написанная 14-летним Моцартом опера имела в 1770 в Милане большой успех. И вот, наконец, спустя 255 лет счастье услышать этот редко исполняемый шедевр малолетнего Моцарта в очередной раз обрушится на гостей Зальцбургского фестиваля.

Исполнители: Пене Пати, Сара Бланш, Эльза Драйсиг и др.
Место: Дом для Моцарта
Дата: 04 августа 2025

«Андре Шенье» У. Джордано (концертное исполнение). Дирижер Марко Армильято.

Опера хорошая, страстная, есть где всплакнуть. Ансамбль исполнителей идеальный, оркестр гениальный, вечер обещает быть гарантированно удачным, так как режиссуры вообще не будет, а будет вместо неё первоклассный вокал.

Исполнители: Елена Стихина, Пётр Бечала, Лука Сальси и др.
Место: Большой фестивальный дом
Дата: 25 августа 2025

«Кастор и Поллюкс» Жан-Филипп Рамо (концертное исполнение). Дирижёр Теодор Курентзис.

Эта опера была создана великим реформатором оперы французским композитором Ж.-Ф. Рамо в 1737 в результате запрета совместной с Вольтером оперы «Самсон» (о реконструкции которой на фестивале в Экс-ан-Провансе можно прочитать здесь). Маэстро Курентзис, который представит это произведение на Зальцбургском фестивале, является признанным интерпретатором барочной музыки.

Исполнители: Янина де Бик, Стефани д Устра, Рено ван Мехелен, Марк Мойон, Наталья Смирнова, Клэр Антуан и др.
Место: Скальная школа верховой езды
Даты: 27, 29 августа 2025

Драматическая программа

За короткий срок работы М. Давыдовой на посту директора драматической программы (2022–2024) Зальцбургский фестиваль не только получил новый импульс к стратегическому развитию, но и обновлённую версию «Йедермана» в постановке Роберта Карсена, а среди участников появились режиссеры и хореографы мирового уровня, представляющие самые актуальные тренды и направления современного театра: Кристиан Люпа, Александр Экман, Хайнер Геббельс, Штефан Кэги, выпускающий спектакль с танцовщиками Саши Вальц. (На всякий случай, напомним, что мистерия Г. фон Гофмансталя «Йедерман» (Имярек, Каждый) является знаковым произведением для истории Зальцбургского фестиваля, история которого берёт своё начало с представления этой драмы о смерти богатого человека 22 августа 1920. В последние годы спектакль также деградировал вместе с оперной программой.)

Всё это создавало перспективу возрождения экспериментального духа творческих методов основателя фестиваля Макса Рейнхардта, перевернувшего мировые представления о театре и заложившего основу эстетики Б. Брехта и Вс. Мейерхольда. Конечно, такой контраст с увядающей оперной программой не мог не вызвать вопросы к компетентности интенданта г-на Хинтерхойзера, курирующего оперу, и стал главной причиной избавления от конкурента.

Центральное место в драматической программе занимает мистерия Г. фон Гофмансталя «Йедерман» («Имярек») в постановке Роберта Карсена с Филиппом Хохмайром в титульной роли. Спектакль, опирающийся на современные реалии и в целом не нарушающий драматургию оригинала Гофмансталя (в спектакле Р. Карсена слова Спасителя переданы Смерти и купирована финальная сцена Матери главного героя), стал главным событием лета 2024.

Впервые Смерть в исполнении Доминика Дос-Райса предстала в образе милого сервисного персонажа, а разгульная беспечность вылилась в яркие реминисценции современной клубной жизни и аллюзии на популярные кинохиты. По традиции, представление можно посмотреть во время открытой генеральной репетиции за несколько дней до премьеры (информация о билетах на генеральную репетицию публикуется за пару недель до представления). Впервые в 2025 «Йедерман» будет показан 15 раз вместо традиционных 13 представлений.

Исполнители главных ролей: Филипп Хохмаир, Доминик Дос-Райс, Делейла Пьяско, Кристоф Лузер, Андреа Йонассон и др.
Место проведения: Соборная площадь (в дождливую погоду — Большой фестивальный дом)
Даты: 19, 21, 26, 27, 29 июля, 2, 5, 6, 10, 12, 13, 18, 22, 24, 27 августа 2025

«Последние дни человечества» (Die letzten Tage der Menschheit) Карла Крауса (1874 — 1936).

Трагедия в пяти действиях с прологом и эпилогом, написанная между 1915 и 1922 (первая публикация) как реакция на 1 мировую войну, состоит из 220 сцен, населённых 1114 персонажами. В связи с гомерическим размером произведение никогда не ставилось на сцене полностью. Обличительный пафос драмы К. Крауса состоит в обвинении в военных преступлениях тех людей, кто поддерживает войну, не рискуя личной жизнью, — военных чиновников, пропагандистов, предпринимателей, зарабатывающих на военных заказах. Режиссёр спектакля Душан Давид Паржижек производит болезненный анализ человеческой природы и предлагает задуматься о механизмах насилия, власти и пропаганды.

Исполнители: Дёрте Лиссевски, Михаэль Мэртенс, Элиза Плюс, Мари-Луиза Штокингер и др.
Место: «Пернер-Инзель», Халляйн
Даты: 25, 27, 29, 30 июля, 1, 3, 5, 6 августа 2025

«Прошлое» по Леониду Андрееву.

В своем типичном сочетании театра, текста, образа и музыки режиссёр Жюльен Госслен вызывает в воображении панораму живописных полотен, театральных залов и квартир при свете свечей и старинных костюмов в уникальном взгляде на прошлое, которое и есть будущее. Над ним витает дух «Соляриса» Тарковского, где мыслительная петля возникает из энергии образной прозы Леонида Андреева. Совместное производство с Театром Одеон (Франция) и др.

Исполнители: Гийом Бахеле, Жозе Друэ, Дени Эйрье и др.
Место: Ландестеатр
Даты: 28, 30 июля, 01, 02 августа 2025

«Четыре новых работы» Танцевальная компания Люсинды Чайлдс.

Люсинда Чайлдс — один из самых выдающихся хореографов современности. Она была членом легендарного движения Театра танца Джадсона, которое произвело революцию в танцевальной эстетике Нью-Йорка 1960-х, а ее работа оказала значительное влияние на историю танца с 1970-х годов. Совместно с видеохудожником Анри Салой и пианистом Антоном Батаговым танцевальная компания Л. Чайлдс представит на основе композиций Филипа Гласса, Хильдур Гуднадоттир и Иоганна Себастьяна Баха как последние работы, так и соло 1965.

Место: SZENE Salzburg
Даты: 09, 10, 12, 13 августа 2025

«Метель» по Владимиру Сорокину.

«Если вы находитесь на улице и попали в снежную бурю, буря всегда победит», — пишет В. Сорокин. «Это прекрасное явление, но в то же время страшное роковое событие. В моей истории на самом деле три главных героя: врач, его кучер и метель». В версии режиссёра спектакля Кирилла Серебренникова сюжетные маяки литературного вихря выглядят так: «Снег. Маленькие лошади. Стеклянная пирамида. Путь. Бесконечность. Тоска. Шторм. Ничего. Мечтать. Иллюзия. Ветер. Гиганты. Темнота. Сомневаться. Застывшее время. Ошибка. Затерянный мир. Зомби. Вакцина. Судьба. Боевой. Смерть. Ледяная комната. Спасение?»

Исполнители: Август Диль, известный русскоязычной аудитории как исполнитель роли Воланда в «Мастере и Маргарите» Михаила Локшина (2024), Филипп Авдеев
Место: «Пернер-Инзель», Халляйн
Даты: 16, 18, 20, 22, 23, 24, 26 августа 2025

Концертная программа

Обзор концертной программы Зальцбургского фестиваля 2025 тоже придётся начать с информации о смене её руководителя: Флориан Виганд, возглавлявший этот важный сегмент фестиваля, возвращается в родной Мюнхен на пост административного руководителя Мюнхенских филармоников, а к исполнению обязанностей нового концертного куратора в апреле 2025 приступит Аксель Хиллер (1989 г.р.), который является бизнес-экономистом, музыковедом и менеджером по культуре. С 2020 года он отвечает за художественное планирование и управление операционным офисом Венского симфонического оркестра. С 2016 по 2020 А. Хиллер работал в концертном офисе Зальцбургского фестиваля. Куратор программы отвечает за её планирование, реализацию, трансляции и записи.

Итак, кроме традиционной Духовной увертюры (Ouverture Spirituelle), предваряющей основной концертный марафон фестиваля, программа 2025 года включает специальные блоки мероприятий, посвящённых наследию Д. Д. Шостаковича (D-S-C-H) и П. Булеза (A PIERRE). Но мы остановимся только на некоторых важных мероприятиях, представив их в хронологической последовательности.

18 июля 2025 фестиваль будет открыт ораторией Ханса Вернера Хенце «Плот «Медуза» (1968), вдохновлённой книгой «Гибель фрегата «Медуза» Александра Корреара и Анри Совиньи — очевидцев трагедии, разыгравшейся после крушения фрегата «Медуза» у западных берегов Африки в 1816, когда в результате двухнедельной борьбы за жизнь на плотах из полутора сотни человек в результате голода, жажды и каннибализма в живых осталось 15. Представление вызвало скандал, так как было посвящено Эрнесту Че Геваре, убитому в Боливии в год окончания оратории.

Дирижёр Инго Метцмахер
Исполнители: Катрин Цуковски, Георг Нигль, Якоб Диль, Симфонический оркестр радио ORF
Место: Скальная школа верховой езды (Felsenreitschule)
Дата: 18 июля 2024

И.-С. Бах «Страсти по Иоанну» прозвучат в исполнении Фрайбургского Барочного оркестра под управлением Лионеля Меньера, основателя вокальной группы.

Исполнители: Рафаэль Хён, Лионель Меньер, Сарина Тиннуй, Штефани Труе и др.
Место: Университетская церковь (Kollegienkirche)
Даты: 22, 23 июля 2024

Венские филармоники. Дирижёр Лоренцо Виотти.

И. Стравинский. «Царь Эдип» — опера-оратория в двух действиях на либретто Жана Кокто по мотивам Софокла
П. И. Чайковский. Симфония № 4 фа минор

Исполнители: Кристоф Вальц, Аллан Клейтон, Марина Виотти, Михаэль Фолле, Альберт Домен
Место: Большой фестивальный дом
Даты: 27 июля 11:00, 28 июля 21:00

И. Стравинский. «История солдата». Сценическая сказка в двух частях (1918).

Текст Чарльза Фердинанда Рамуза в немецкой адаптации Ганса Рейнхардта. Живописное представление в оформлении Георга Базелица совместный проект Зальцбургского фестиваля с Зальцбургским театром марионеток.

Место: Зальцбургский театр марионеток
Даты: 29, 30, 31 июля, 01, 02 (15:00 и 20:00), 03 (15:00 и 20:00) августа 2025

Фортепианные концерты

Андраш Шифф. Произведения И. С. Баха.

Пианист Андраш Шифф был удостоен множества международных премий и был избран почетным членом Дома Бетховена в Бонне в июне 2006 как интерпретатор Бетховена. В 2012 году он был награжден Золотой медалью Моцарта Международного фонда Моцартеум. Музыкант также награжден Орденом «За заслуги в области науки и искусства» и Большим крестом за заслуги перед Федеративной Республикой Германия. А. Шифф является почетным доктором Университета Лидса и Королевского музыкального колледжа. В 2014 году королева Елизавета II посвятила его в рыцари за заслуги перед музыкой. В июне 2022 года он был награжден Медалью Баха города Лейпцига как «один из самых выдающихся интерпретаторов Баха нашего времени». За свое 66-е выступление на Зальцбургском фестивале в августе 2023 года Андраш Шифф получил фестивальную награду с рубином.

Место: Большой зал Моцартеума
Дата: 29 июля 2025

Даниил Трифонов. Чайковский, Шопен, А. Хинастера.

Даниил Трифонов родился в Нижнем Новгороде в 1991 году, учился в Московском институте имени Гнесиных и продолжил обучение в Кливлендском институте музыки у Сергея Бабаяна. В 2011 году получил первую премию на конкурсе имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, третью премию на конкурсе имени Шопена в Варшаве и первую премию, и гран-при на Московском конкурсе имени Чайковского. В 2016 году музыкальный журнал Gramophone назвал его Артистом года, а в 2021 году правительство Франции назвало его кавалером искусств и литературы. Даниил Трифонов был назван «Артистом года» по версии журнала Musical America в 2019 году и покорил мир классической музыки как солист, камерный музыкант, концертмейстер и композитор. В программе концерта — соната до-диез минор и сюита из «Спящей красавицы» П. И. Чайковского, вальсы Ф. Шопена, 2-я соната А. Хинастеры.

Место: Большой фестивальный дом
Дата: 31 июля 2025

Григорий Соколов.

Григорий Соколов родился в Ленинграде и в семилетнем возрасте начал заниматься у Лии Зелихман в Центральной музыкальной школе Ленинградской консерватории. В 1966 году он попал в заголовки газет за пределами Советского Союза, когда в возрасте 16 лет стал самым молодым музыкантом, получившим золотую медаль на Международном конкурсе Чайковского в Москве. В 1970-е годы гастролировал в США и Японии. После распада Советского Союза Г. Соколов выступал в крупнейших международных концертных залах и на крупнейших фестивалях. В качестве солиста он работал с такими оркестрами, как Нью-Йоркский филармонический оркестр, Концертгебау, Симфонический оркестр Баварского радио и Мюнхенский филармонический оркестр. Сегодня музыкант дает около 70 сольных концертов за сезон, и каждый посвящен одной программе. Григорий Соколов считается одним из самых выдающихся пианистов нашего времени, его интерпретации основаны на глубоком понимании природы фортепианного звука, истории и возможностей каждого конкретного инструмента. Программа будет объявлена дополнительно.

Место: Большой фестивальный дом
Дата: 08 августа 2025

Аркадий Володось. Ф. Шуберт.

Аркадий Володось родился в Ленинграде (Санкт-Петербург) в 1972 году. Сначала он учился пению и дирижированию в Хоровом училище им. Глинки, а с 1987 года полностью посвятил себя игре на фортепиано. Он продолжил свое обучение игре на фортепиано в Академическом училище при Московской консерватории у Галины Егиазаровой, а также в Мадриде и Париже. С момента своего дебюта в Нью-Йорке в 1996 году он работал с ведущими оркестрами мира. Первая запись концерта пианиста в Карнеги-холле, выпущенная на Sony Classical в 1999 году, получила премию «Граммофон». В программе концерта произведения Франца Шуберта: Музыкальные моменты D. 780, День поминовения D. 343 (переложение для фортепиано Ференца Листа S 562/1), «Мельница и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха» D. 795 (переложение для фортепиано Ференца Листа S 565/2), Соната для фортепиано ля мажор D. 959.

Место: Большой фестивальный дом
Дата: 13 августа 2025

Юлианна Авдеева. Шопен, Шостакович.

«Пианистка с пламенным темпераментом и виртуозной игрой», Юлианна Авдеева получила первую премию на конкурсе имени Шопена в Варшаве в 2010 году и с тех пор является постоянным гостем на международных концертных площадках. Юлианна Авдеева начала свое обучение в Институте имени Гнесиных в Москве, позже училась у Владимира Троппа и Константина Щербакова. В программе концерта прелюдии Шопена и Шостаковича.

Место: Дом для Моцарта
Дата: 16 августа 2025

Игорь Левит. Шуберт, Шуман, Шопен.

Игорь Левит родился в Нижнем Новгороде и в восьмилетнем возрасте вместе с семьей переехал в Германию. Он закончил обучение игре на фортепиано в Ганноверском университете музыки, театра и медиа, получив самый высокий балл за всю историю института. Весной 2019 года он был назначен профессором фортепиано в своей альма-матер. В 2018 году он был назван восьмым лауреатом престижной премии Gilmore Artist Award, которая вручается классическому пианисту раз в четыре года и считается одной из самых престижных музыкальных наград в мире. Игорь Левит был удостоен V Международной премии Бетховена в 2019. Его 53 домашних концерта во время карантина весной 2020 года получили отклик во всем мире. В программе — Соната для фортепиано си мажор D. 960 Ф. Шуберта, «Ночные пьесы» Р. Шумана, Соната для фортепиано № 3 Ф. Шопена.

Место: Большой фестивальный дом
Дата: 27 августа 2025

Из дневных моцартовских концертов цикла Mozart-Matinee cтоит отметить коцерт Зальцбургского оркестра Моцартеум с участием Богдана Волкова и Мануэля Винклера. Дирижёр Роберто Гонсалес-Моньяс.

Тенор Богдан Волков — один из самых востребованных лирических теноров современности и регулярно выступает в качестве гостя в ведущих оперных театрах мира. В сезоне 2024/25 его ангажементы включают партии Дона Оттавио («Дон Жуан») и Феррандо («Так поступают все») в Венской государственной опере, Тамино («Волшебная флейта») и Альфреда («Травиата») в Государственной опере Унтер-ден-Линден, Ленского (Евгений Онегин) в Театре Реал (Мадрид) и Гамбургской государственной опере, а также Князя Гвидона («История царя Салтана») в Театре Реал (Мадрид). Также Б. Волков выступит на Фестивале Шостаковича в Гевандхаусе Лейпцига. Сезон 2023/24 был особенно примечателен ролью князя Мышкина в премьере спектакля К. Варликовского по опере М. Вайнберга «Идиот». Волков закончил Украинскую национальную музыкальную академию имени П. И. Чайковского и принимал участие в Молодежной программе Большого театра в Москве, солистом которого работал после. В 2015 Б. Волков стал лауреатом первой премии и приза зрительских симпатий на конкурсе Парижской оперы, а в следующем 2016 получил вторую премию на конкурсе «Опералия» Пласидо Доминго в Гвадалахаре.

Бас Мануэль Винклер родился в Мюнхене, учился в Университете Моцартеум в Зальцбурге и в Университете музыки и театра в Мюнхене у Ларса Вольдта. В университетских постановках он воплотил Симоне («Джанни Скикки») и Зарастро («Волшебная флейта»), Ликомеда в «Ахиллесе среди девушек» Вольфганга-Андреаса Шульца в мюнхенском «Принцрегенттентеатре». Мануэля Винклера можно было услышать на концертной сцене с Симфоническим оркестром Антверпена под управлением Филиппа Херревеге и с Фестивальным оркестром Стириарте под управлением Жорди Саваля.

Место: Большой зал Моцартеума
Даты: 09, 10 августа 2025 (11:00)

Из вокальных концертов, представленных в программе, стоит отметить следующие.

Александр Рославец, Гидон Кремер, Максим Рысанов, Гедре Дирнванаускайте, Евгений Кисин. В программе «Четыре стихотворения капитана Лебядкина», Фортепианное трио No. 2 ми минор, соч. 67 и Соната для альта и фортепиано до мажор Д. Д. Шостаковича.

Место: Дом для Моцарта
Дата: 09 августа 2025

Андре Шуэн. Даниель Хайде. Р. Штраус, Р. Вагнер, А. Цемлинский.

Баритон Андре Шуэн родился в Ла Вале в Южном Тироле. Обучался пению в университете Моцартеум в Зальцбурге. В сезоне 2022/23 молодой певец спел графа Альмавиву в новой постановке «Свадьбы Фигаро» в Венской государственной опере и впервые исполнил Вагнера: Глашатая («Лоэнгрин») и Вольфрама («Тангейзер») в Баварской государственной опере.

Место: Большой зал Моцартеума
Дата: 16 августа 2025

Асмик Григорян. Хён Ки Джу. Бизе, Пуччини, Мессиан, Джон Леннон, Пол Маккартни, Леди Гага, Стинг.

Литовское сопрано Асмик Григорян — один из самых ярких драматических талантов в музыкальном театре. Она была одним из основателей Вильнюсской городской оперы, дважды была награждена Золотым сценическим крестом (высшая награда для певцов Литвы), была названа лучшей женской актрисой на церемонии вручения премии Австрийского музыкального театра в 2019 году, оперной певицей года по версии премии Ассоциация «Опера XXI» в 2022 году и «Оперный певец года» в 2023. В 2024 году А. Григорян получила престижную премию Австрийского музыкального театра в категории «Специальный приз жюри», награду за выдающийся вклад в австрийскую оперную и театральную сцену, а также титул «Оперная певица года» по версии Operanwelt.

Сезон 2024/25 начался с дебюта в роли Елизаветы в опере «Дон Карлос» в Венской государственной опере. В Неаполе, Барселоне и Мюнхене Асмик Григорян выступает в одной из своих фирменных ролей — Русалки (одноименная опера Дворжака). В Баварской государственной опере она также исполнит партию Сенты в «Летучем голландце», а в феврале дебютирует в главной партии в «Норме» Беллини в Театре Ан дер Вин. Одна из выдающихся работ А. Григорян — три сопрановые партии в «Триптихе» Дж. Пуччини. Этот спектакль К. Лоя, впервые показанный на Зальцбургском фестивале 2022, можно будет снова увидеть в Парижской опере в мае 2025. В рамках Зальцбургского фестиваля будет представлена новая версия «необыкновенного концерта» «Рождение дивы».

Место: Большой фестивальный дом
Дата: 24 августа 2025

Отдельным эксклюзивным проектом являются ночные концерты «Маленькая ночная музыка», которые начинаются в 22:00 и проводятся в камерном кругу в аудитории на 80 человек.

Оркестровая программа, как всегда, обширна, поэтому выделим ключевые события, в специальной рекомендации или рекламе не нуждающиеся.

Венские филармоники. Риккардо Мути.
Ф. Шуберт — Симфония № 4 до минор D 417 — «Трагическая». А. Брукнер — Месса № 3 фа минор для солистов, четырехголосного смешанного хора и оркестра WAB 28

Исполнители: Инь Фан, Вибке Лемкуль, Павол Бреслик, Уильям Томас
Место: Большой фестивальный дом
Даты: 15, 16, 17 августа 2025

Венские филармоники. Янник Незе-Сеген.
Р. Вагнер. Увертюра к «Лоэнгрину», «Зигфрид-идилия», I акт «Валькирии»

Исполнители: Эльза ван дер Хевер, Станислас де Барбейрак, Джон Релайя
Место: Большой фестивальный дом
Даты: 23, 24 августа 2025

Венские филармоники. Франц Вельзер-Мёст.
М. Вайнберг. Симфония № 2 для струнного оркестра
А. Брукнер. Симфония № 9.

Место: Большой фестивальный дом
Даты: 28, 30 августа 2025

Молодёжный оркестр Густава Малера. Манфред Хонек.
Э. В. Коргольд. Концерт для скрипки с оркестром
П. И. Чайковский Симфония № 5

Исполнители: Рено Капюсон
Место: Скальная школа верховой езды
Дата: 23 августа 2025

Utopia. Теодор Курентзис.
Д. Д. Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
Г. Малер. Симфония № 4.

Исполнители: Регула Мюльман, Александр Мельников (фортепиано)
Место: Большой фестивальный дом
Дата: 18 августа 2025

Музыканты принца — Монако. Джанлука Капуано.
Моцарт. Большая месса до-минор.

Исполнители: Мелисса Пети, Патриция Нольц, Энтони Леон, Хосе Кока Лоза
Место: Монастырская церковь Св. Петра
Даты: 6, 7 августа 2025

Берлинские филармоники. Кирилл Петренко.
Г. Малер. Симфония № 9.

Место: Большой фестивальный дом
Дата: 31 августа 2025

Более полная и подробная программа — на сайте фестиваля.

Бóльшая часть мероприятий Зальцбургского фестиваля 2025 будет освещаться на канале «Девятая ложа». Там же вы можете оставить комментарии и замечания в случае обнаружения неточностей в описании или возникновения вопросов, пожеланий и дополнений к указанным рекомендациям.

Если вам прискучила Европа, самое время обратить свой взор на Восток. Древняя страна — Китай — обладает поистине самобытной культурой и богатой историей. Тут вам помогут с оформлением визы и другими необходимыми документами, после чего останется только купить билеты.

реклама

вам может быть интересно