Fromental Halévy
Член Института Франции (с 1836), постоянный секретарь Академии изящных искусств (с 1854). В 1819 окончил Парижскую консерваторию (занимался у А. Бертона и Л. Керубини), получив Римскую премию (за кантату «Эрминия»). 3 года провёл в Италии. С 1816 преподавал в Парижской консерватории (с 1827 профессор). Среди его учеников — Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, Ф. Э. М. Базен, Ш. Дювернуа, В. Массе, Э. Готье. Одновременно был аккомпаниатором (с 1827), хормейстером (1830-45) «Театра Итальен» в Париже.
Как композитор не сразу завоевал признание. Его ранние оперы — «Цыгане» («Les Bohemiens»), «Пигмалион», «Два павильона» («Les deux pavillons») не были исполнены. Первое произведение Галеви, поставленное на сцене, — комическая опера «Ремесленник» («L’artisan», 1827). Успех композитору принесли: опера «Клари» (1829), балет «Манон Леско» (1830). Подлинное признание и мировую известность приобрел Галеви оперой «Жидовка» («Дочь кардинала», «La Juive», либр. Э. Скриба, 1835, театр «Гранд-Опера»).
Галеви — один из ярких представителей большой оперы. Для его стиля характерны монументальность, красочность, сочетание драматизма с внешней декоративностью, нагромождение сценических эффектов. Многие произведения Галеви написаны на исторические сюжеты. Лучшие из них посвящены теме борьбы против национального угнетения, но эта тема трактуется с позиций буржуазно-либерального гуманизма. Таковы: «Королева Кипра» («Царица Кипрская» — «La Reine de Chypre», 1841, театр «Гранд-Опера»), повествующая о борьбе жителей Кипра против венецианского владычества, «Карл VI» (1843, там же) о сопротивлении французского народа поработителям-англичанам, «Жидовка» — драматический рассказ (с чертами мелодрамы) о преследовании евреев инквизицией. Музыка «Жидовки» отличается яркой эмоциональностью, ее выразительная мелодика основана на интонациях французского романса.
Сочинения:
оперы (cвыше 30), в т. ч. Молния (L’Eclair, 1835, театр «Опера комик», Париж), Шериф (1839, там же), Суконщик (Le Drapier, 1840, там же), Гитарист (Guitarrero, 1841, там же), Мушкетёры королевы (Les Mousquetaires de la reine, 1846, там же), Пиковая дама (La Dame de Pique, 1850, там же, отчасти использован сюжет А. С. Пушкина), Богач (Le Nabab, 1853, там же), Волшебница (La magicienne, 1858, там же); балеты — Манон Леско (1830, театр «Гранд-Опера», Париж), Йелла (Yella, 1830, не пост.), музыка к трагедии Эсхила «Прометей» (Promethee enchainй, 1849); романсы; песни; муж хоры; фортепианные пьесы; культовые произведения; учебник сольфеджио (Lecons de lecture musicale, R., 1857) и др.
Литературные сочинения: Souvenirs et portraits, P., 1861; Derniers souvenirs et portraits, R., 1863