Роскошь быть собой

Необыкновенный концерт Асмик Григорян в Венской опере

Певица, на выступления которой билеты разлетаются сразу после открытия продаж, актриса, на оперные спектакли с участием которой не попасть, одна из самых ярких оперных звёзд, без которых невозможно представить афишу престижнейшего Зальцбургского фестиваля. Асмик Григорян не ведёт профайлов в социальных сетях, не даёт программных интервью о себе и о судьбе, не отвечает на критику, порой весьма жёсткую, и остаётся самодостаточной личностью, которая раскрывается только на сцене — в каждой роли, в каждой партии, в каждой ноте.

С нот и начался этот невероятный вечер в Венской государственной опере, во время которого интендант театра — Богдан Рошчич — выносил на сцену примадонне костюмы, а она разыгрывала божественную комедию рождения «звезды», как гласило интригующее название концерта — «Рождение дивы» („A diva is born“), программа которого до дня представления хранилась в строгом секрете.

Первые несколько медитативных вокализов из армянского фольклора, композитора Александра Арутюняна, литовского композитора Юозаса Каросаса, и концертмейстера вечера британско-корейского пианиста Хён Ки Джу прозвучали из четырёх разных точек главного зала Венской оперы. Певица начинает концерт в лучах софитов на галёрке — среди самой демократичной и, как правило, самой благодарной публики. Потом появляется в ложе стоячих мест партера с «Этюдом» Габриэля Форе, после этого выходит в сам партер с вокализом Эйтора Вилла-Лобоса, виртуозно исполняя Бразильскую Бахиану № 5, и только потом выходит на сцену. Аплодисменты будто расстраивают певицу: ведь она не закончила свою вокальную исповедь! Но тут уже сдают нервы у концертмейстера Хён Ки Джу:

— Асмик, извини, конечно, мы понимаем, что тебе хочется рассказать свою историю, но ты уже всех утомила своими вокализами! Ты посмотри: ползала храпит! Давай чего-нибудь со словами и поритмичнее, да?

Певица вступает с ним в перепалку:

— Но мы же в опере! Здесь нужно скучать и мучиться!

Конфликт певицы и злого концертмейстера разрастается на фоне головокружительных шлягеров Бернстайна (Маленькая серенада) и Пуленка (Хонолулу). Хён Ки Джу беспощадно озвучивает часто звучащие в комментариях претензии к непонятности голоса певицы, придирается не только к интонированию, но и к костюмам, критикует её за выбор не своего репертуара, обвиняет в том, что она не может петь Пуччини и что у неё не голос, а вообще полголоса, то есть «меццо» и заставляет исполнять знаменитую хабанеру из «Кармен» Ж. Бизе. И не просто исполнять, а эротически двигаться, соблазняя и раскрывая потенциал!

В итоге злобный коуч доводит примадонну до слёз и заставляет её забиться под рояль! А сам в это время голосом, которым сегодня мучает своих поклонников широко известный в узких кругах г-н Панасенков, исполняет вокализ, во время которого Асмик, поддерживаемая залом, начинает свой протест! Она прямо на сцене меняет элегантное обтягивающее платье на кожаные шорты и куртку, надевает ботфорты-чулки, подходит к концертмейстеру, хватает его за волосы и… с размаху прикладывает несколько раз к клавиатуре рояля!

Звучит «Moon over Bourbon Street» Стинга. Сначала слишком академично, слишком по-оперному, и тут избитый концертмейстер предлагает решение — микрофон — и объявляет о рождении примадонны нового типа — поп-оперной (от «поп» и «опера») звезды. Начинается самая экстравагантная часть вечера: певица садится за рояль и… исполняет песню Леди Гага «Always Remember Us This Way Shallow». Голос А. Григорян переливается стилистическим многообразием, переходя от попсовой поверхностности в блюзовые глубины в стиле Дженис Джоплин [1].

Этот необыкновенный концерт [2] завершается головокружительным «разоблачением», во время которого Асмик Григорян появляется в футболке с надписью „F*CKING DIVA“ и рассказывает, как десять лет вынашивался план этого концертного путешествия с Хён Ки Джу по страницам биографии и многогранных музыкальных интересов певицы и как при поддержке Богдана Рошчича певице удалось представить на сцене свою творческую судьбу в форме пародийно-сатирической борьбы с учителями, коучами, критиками и недоброжелателями.

Это мета-стилистическое двухчасовое мега-шоу стало настоящей творческой исповедью настоящей примадонны, настоящей творческой личности, настоящей женщины, настоящего человека. Именно поэтому до слёз растрогали слова благодарности певицы всем, кто поддерживает её в реализации самого главного профессионального кредо, а для многих и непозволительной роскоши — быть собой.

Примечания:

1) Дженис Лин Джоплин (Janis Lyn Joplin 1943—1970) — американская рок-певица, считается лучшей белой исполнительницей блюза и одной из величайших вокалисток в истории рок-музыки. Обладала фантастической возможностью «лепить горбухи» — одновременно брать две ноты.

2) «Необыкновенный концерт» — пародийно-сатирическое представление Театра кукол имени С. Образцова, поставленное С. Образцовым и С. Самодуром в 1946 году. В этом представлении среди прочего высмеиваются оперные примадонны.

Фото: Wiener Staatsoper / Michael Pöhn

реклама