«Плащ» (итал. Il tabarro) — опера Джакомо Пуччини в 1 действии, либретто Дж. Адами по одноименной пьесе Д. Гольда.
Первая часть оперного «Триптиха»; вместе с двумя другими частями — «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» — была впервые исполнена в Нью-Йорке, в театре «Метрополитен-опера», 14 декабря 1918 г.; премьера в Италии: Рим, театр «Констанци», 11 января 1919 г.; в России (в составе «Триптиха») — Петербург, Мариинский театр, 17 апреля 2003 г. (под управлением В. Гергиева).
Жоржетта, молодая жена старого Микеле (у Гольда — Марсель), владельца баржи, пришвартованной к берегу Сены, уславливается со своим любовником — портовым грузчиком Луиджи (Анри), что он придет к ней ночью, когда она подаст ему знак зажженной спичкой. Микеле подозревает жену в неверности, с грустью вспоминает прошлое, когда она стояла, прижавшись к нему, а он покрыл ее своим широким плащом. Он раскуривает трубку — огонь спички ясно виден во мраке, Луиджи принимает его за условный знак и взбирается на баржу. Микеле убивает соперника и закрывает его плащом. На шум выходит Жоржетта. Микеле предлагает ей приподнять плащ.
Несмотря на то что композитор стремился выйти за рамки бытовой мелодрамы, на опере сказалось воздействие веризма, и в частности «Паяцев» Леонкавалло, — не только в ситуациях, но и в характере музыкальной драматургии. Однако есть и существенные отличия — ярко и выразительно выписанный фон (портовые рабочие, фланеры), образуемый серией жанровых сцен. Музыка уступает в непосредственности предыдущим произведениям Пуччини.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• МИКЕЛЕ, хозяин баржи (баритон)
• ЖОРЖЕТТА, его жена (сопрано)
• ЛУИДЖИ, грузчик (тенор)
• ТИНКА, грузчик (тенор)
• ТАЛЬПА, грузчик (бас)
• ФРУДЖОЛА, его жена (меццо-сопрано)
Время действия: около 1910 года.
Место действия: река Сена под Парижем.
«Плащ» — первая из трех одноактных опер, которые, согласно замыслу Пуччини, должны исполняться в один вечер под общим названием «II trittico» («Триптих»). Две другие — (по порядку) «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки»; но только третья из них в наши дни исполняется довольно часто. Мы вынуждены признать, что и на премьере и на последующих исполнениях триптиха публика с неизменным восторгом принимала «Джанни Скикки», но оставалась гораздо более спокойной в своей реакции на первые две его части.
Первая половина «Плаща» — это необычайно мастерский и тонкий набросок жизни баржи, плавающей по Сене, тогда как во второй половине в развитии сюжета есть такое, что шокирует, и две эти части не слишком хорошо вяжутся между собой.
Центральный сюжет краток, характеры в нем неистовые, а события развиваются необычайно драматично. Микеле — капитан баржи, которая стоит на приколе на Сене, в Париже. Его разлюбила довольно молодая жена Жоржетта. Произошло это после того, как еще в младенчестве умер их ребенок. Сейчас она тайно влюблена в Луиджи, портового грузчика, работающего на Микеле. Когда Микеле отправляется спать, она говорит Луиджи, что зажжет спичку. Это будет ему сигналом подняться на борт баржи, чтобы встретиться с ней.
К несчастью, Микеле возвращается раньше обычного, горько размышляя о своей потерянной любви. Он зажигает спичку, чтобы раскурить трубку. Луиджи, ошибочно приняв этот сигнал за знак Жоржетты, прокрадывается на баржу. Подозрительный Микеле удивлен появлением Луиджи; он заставляет грузчика признаться в своей любви и затем тихо душит его насмерть. Жоржетта, обеспокоенная отсутствием Луиджи, выходит из своей каюты, застает мужа и спрашивает его, неужели ему не хочется, чтобы они были вместе?
«Под моим плащом?» — спрашивает Микеле.
«Да», — отвечает она. «Ты как-то сказал, что все носят плащ: иногда он скрывает радость, иногда — скорбь».
«Но иногда под ним кроется преступление!» — кричит Микеле и срывает плащ с распластанного тела Луиджи. Она кричит от ужаса. Микеле резко хватает ее и с силой швыряет ее на мертвого любовника.
Это кульминационный момент драмы, большая часть которой приходится на последние несколько страниц оперы. Но сначала перед нами проходит целая серия второстепенных, но довольно ярких персонажей. Это и Тинка, грузчик, который глушит свою тоску в вине и пьяный танцует с Жоржеттой. Это и Фруджола, жена Тальпы, другого грузчика, которая, как создается впечатление, любит своего кота так же сильно, как и мужа. Это и разносчик, который все время, когда проходит мимо, что-то напевает. Это и идиллическая картина жизни в маленьком городке, о чем поется в дуэте Луиджи и Жоржетты. И всегда это на фоне самой Сены, течение которой рисуют волнообразные ритмы вступления — ритмы, возникающие по ходу оперы вновь и вновь.
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
История создания
В 1912 году Пуччини познакомился с драмой современного французского писателя натуралистического направления Дидье Гольда «Широкий плащ», с большим успехом шедшей в парижском театре Мариньи в 1910 году. О том, как произошло это знакомство, существуют разные версии. По одной на драму Гольда обратил внимание композитора один из его постоянных либретистов Л. Иллика. По другой, самого Пуччини, экземпляр пьесы ему вручила некая парижская дама. По третьей Пуччини побывал на ее представлении (1912). Во всяком случае в июле этого года Пуччини писал Гольду (настоящая фамилия Гольдман, даты жизни неизвестны), что заинтересован во встрече с ним. Драматург, старавшийся напустить вокруг себя мистического тумана, был счастлив, что знаменитый композитор заинтересовался его пьесой.
В апреле следующего года Пуччини приехал в Париж, чтобы «подышать его воздухом», изучить местный колорит, и Гольд стал его гидом. Композитор и драматург подружились. Гольд познакомил Пуччини с жизнью ночного Парижа, с набережными Сены, где стояли баржи, на одной из которых и происходят события драмы. Тогда же, весной 1913 года, был подписан контракт на использование сюжета для оперы.
Первоначально либретто должен был писать известный политик и писатель Фернандо Мартини. Однако он отказался, и либреттистом стал Джузеппе Адами (1878 — 1946). Автор комедий и либретто, он познакомился с Пуччини в апреле 1912 года и сотрудничал с ним трижды. Это был последний друг композитора, опубликовавший после смерти Пуччини несколько работ о нем и первое издание его писем. Адами изменил имена героев Гольда: муж, носящий в пьесе имя Марсель, и любовник Анри названы по-итальянски, соответственно, Микеле и Луиджи (хотя в некоторых изданиях оперы, например, немецких, сохранены прежние имена). Имя тряпичницы — Фругола — образовано от итальянского глагола рыться, шарить, и в разговорном языке значит егоза, непоседа.
Пуччини начал писать музыку в 1913 году на своей вилле Торре дель Лаго с таким увлечением, что набрасывал эскизы до получения либретто. Однако вскоре прервал работу и лишь два года спустя, в октябре 1915-го, вернулся к ней, закончив партитуру 25 ноября 1916 года. Композитор постоянно требовал от Адами все новых исправлений. Тот с готовностью исполнял любое пожелание Пуччини. Именно по его предложению подчеркнута необычность для оперы, в особенности итальянской, героев, находящихся на дне общества. Текст ариозо грузчика Луиджи, отсутствовавший в пьесе, шокировал исследователей и даже был назван революционным.
«Плащ» задумывался как первая часть триптиха — цикла из трех одноактных опер, мысль о котором возникла у Пуччини еще в начале 1900-х годов. Вслед за «Тоской» (1900) он размышлял о триптихе на сюжет Данте («Ад», «Чистилище», «Рай»), после «Мадам Баттерфляй» (1903) — о цикле по ранним рассказам жившего тогда на острове Капри Горького. Окончательный же вариант триптиха не связан общим сюжетом или именем одного автора: три одноактные оперы — «Плащ», «Сестра Анджелика» и «Джанни Скикки» — чередуются по принципу контраста.
Триптих был поставлен 14 декабря 1918 года в Метрополитен Опера в Нью-Йорке, а месяц спустя в Риме, в театре Костанци, вызвал противоречивые отзывы и впоследствии редко ставился целиком. Чаще всего звучит «Джанни Скикки». Через три года после премьеры Пуччини решил переделать монолог Микеле «Теки, вечная река», для которого была взята музыка ранее написанной скорбной «Элегии». «Я хотел бы убрать это философское соло и заменить его взрывом человеческого отчаяния, жалобами, проклятьями»,— писал он Адами. А позднее просил либретиста создать «нечто отчетливое, говорящее, вызывающее глубокое чувство — оригинальное и не столь длинное. Я желал бы, чтобы текст завершался выражением полного отчаяния». В новом варианте Пуччини исключил музыку лирической средней части, насытив вокальную партию декламационными восклицаниями.
Музыка
«Плащ» — типичный образец веризма, с примитивными страстями и грубой натуралистической развязкой, что вообще не свойственно Пуччини. Окружающая жизнь отмечена чертами убожества, отталкивающими бытовыми подробностями (мечты тряпичницы, песенка о несчастьях Мими, звуки фальшивой шарманки, завывания пароходной сирены, сигнал трубы в казарме), а любовь лишена поэтического ореола. Сольные и дуэтные эпизоды кратки, без психологической тонкости, без типичных для мелодики Пуччини широких распевов.
Первое ариозо Луиджи «Для нас цены совсем жизнь не имеет» окрашено в тона социального протеста; кульминация рисует не взрыв страсти пылкого любовника, а отчаяние угнетенного пролетария. Дуэту Жоржетты и Луиджи «О другом я мечтаю» присуща гибкая смена речевых и более напевных интонаций, в нем слышится ритм танго. Более мрачный и тревожный второй раздел, после реплик других персонажей, подготавливает дуэт Жоржетты и Микеле, где главное место уделено страданиям обманутого мужа. Лучший эпизод оперы — трагический монолог Микеле «Тихо! Молчанье!», декламационного склада, привлекающий глубиной переживаний.
А. Кенигсберг