«Сестра Анжелика» (итал. Suor Angelica) — опера Джакомо Пуччини в 1 действии, либретто Дж. Форцано.
Вторая часть оперного «Триптиха»; вместе с двумя другими частями — «Плащ» и «Джанни Скикки» — была впервые исполнена в Нью-Йорке, в театре «Метрополитен-опера», 14 декабря 1918 г. Премьера в Италии: Рим, театр «Констанци», 11 января 1919 г. Впервые в России представлена (в составе Триптиха) — в петербургском Мариинском театре 17 апреля 2003 г. под управлением В. Гергиева.
Действие развертывается в XVII в. в женском монастыре. Сестра Анджелика — тихая, скромная, робкая монахиня. Она испытала большую душевную драму. У нее есть «незаконный» ребенок. В наказание за это «падение» семья заставила ее уйти в монастырь. Прошло много лет, и матери ничего не известно о судьбе сына. В монастырь приезжает тетка Анджелики, княгиня, и от нее она узнает о смерти ребенка. Анджелика в отчаянии принимает яд, но обращается с мольбой к деве Марии явить ей чудо. Ей кажется, что со светлого облачка к ней сходит ее сын. Анджелика умирает.
Эта опера наименее популярна в наследии Пуччини.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• СЕСТРА АНЖЕЛИКА (сопрано)
• ГЕРЦОГИНЯ, ее тетя (контральто)
• АББАТИССА (меццо-сопрано)
• НАСТАВНИЦА (меццо-сопрано)
Время действия: XVII век.
Место действия: Италия.
Первоначальные музыкальные навыки Пуччини получил именно в сфере церковной музыки, однако к тому времени, когда он начал сочинять «Сестру Анжелику», действие которой происходит в монастыре, ему было пятьдесят восемь лет, и уже долго длилась его карьера отнюдь не церковного композитора, а автора, пишущего лишь для театральной сцены. Возможно, ему показалось вполне естественным тогда устроить предварительное прослушивание в том кругу, где были свои особые представления о тех проблемах, которые поднимаются оперой. Сестра композитора Инджина жила в монастыре, и именно там Пуччини исполнил свою оперу в узком кругу сестер-монахинь. Он испытал большое удовлетворение от того, что его слушательницы были так растроганы, что не смогли удержать слез; они были единодушны во мнении, что согрешившая героиня оперы заслуживает прощения.
Светской публике и профессиональным музыкальным критикам опера понравилась меньше. Когда «Сестра Анжелика» была представлена на мировой премьере в Нью-Йорке в «Метрополитен-опера», где она шла в один вечер с двумя другими операми триптиха — «Плащом» и «Джанни Скикки», — ее нашли довольно скучной; говорилось, что музыка слишком похожа на другие произведеня Пуччини, композитора упрекали за отсутствие в опере мужской партии. Как и в «Плаще», драматическое действие в «Сестре Анжелике» начинается лишь со второй половины; первая же половина этого небольшого произведения создает лишь общую атмосферу, в которой происходят события. Чтение и проигрывание партитуры или слушание оперы в грамзаписи оказывает большее драматическое впечатление, если начать с четвертой из шести частей — каждая со своим подзаголовком, — на которые разделена партитура.
«Покаяние». Этот первый эпизод оперы начинается с того, что мы видим, как две молодые монахини спешат на молитву; они быстро проходят сквозь аркаду внутреннего двора небольшого монастыря. Сестра Анжелика также опоздала к общей молитве, и теперь она преклонила колена в молитве и покаянии перед входом в церковь. Появляется наставница ордена монахинь, она выносит порицания нескольким монахиням и послушницам за их небольшие нарушения монастырских правил.
«Отдых» — это тот короткий отрезок времени после молитвы, когда сестры собираются в саду, чтобы насладиться видом цветов. Они также рассуждают о своих чаяниях, делятся своими помыслами. Оказывается, что у сестры Анжелики их вовсе нет. Всем она кажется какой-то загадочной фигурой. Единственное, что о ней известно, так это то, что она в монастыре вот уже семь лет, и ходит слух, что она принцесса, отвергнутая ее семьей за какое-то преступление.
«Возвращение после сбора пожертвований». Эта сцена знакомит нас с двумя членами ордена, которые везут припасы на маленьком ослике. Они также сообщают, что у ворот монастыря стоит красивый экипаж. Звук колокола извещает, что явился визитер, и аббатисса зовет сестру Анжелику. Приехала ее тетка, герцогиня, чтобы навестить ее.
«Герцогиня». Персонаж, по имени которого названа эта часть, — пожилая, очень статная дама с палкой. Необычайно взволнованная, сестра Анжелика целует ей руку и, кажется, просит о прощении. Но герцогиня явилась лишь с одной единственной целью. Сестра Анжелики собирается выйти замуж, и теперь требуется подпись Анжелики на документе, необходимом для раздела наследства их умерших родителей. Поскольку родители умерли вот уже двадцать лет тому назад, а деньги ей теперь не нужны, Анжелика с готовностью соглашается подписать нужные бумаги и, в свою очередь, спрашивает о том, что ее волнует гораздо больше: что случилось с ее маленьким незаконнорожденным сыном, появление на свет которого стало причиной ее ухода в монастырь. Когда герцогиня сообщает Анжелике, что он два года назад умер, она теряет сознание. На мгновение герцогиня поддается чувству, которое производят на нее слезы Анжелики, и она готова сказать ей что-то доброе и утешительное, но она быстро берет себя в руки, просит перо и чернила, получает от Анжелики необходимую подпись и, прихрамывая, удаляется, храня аристократическое молчание.
«Благодать». Спускается ночь. Анжелика одна в саду. Она решилась воспользоваться своим знанием трав, которые растут в монастырском саду, чтобы с их помощью покончить с собой. Она поет арию, в которой прощается с сестрами-монахинями, готовит смертельный напиток и быстро выпивает его. Только теперь она осознает, что самоубийство — это ужасный грех и что она после этого может никогда не увидеть своего сына на небесах. Она неистово молит Деву Марию о прощении.
«Чудо» свершается в ответ на ее молитвы. Маленькая церковь заливается неземным светом, и сама Мадонна является сестре Анжелике, ведя за руку маленького светловолосого мальчика. Анжелика с миром умирает. Невидимый хор ангелов обещает ей спасение.
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
История создания
Закончив в 1916 году «Плащ», Пуччини не стремился поставить его на сцене, ибо мыслил как первую часть триптиха — цикла из трех одноактных опер, не связанных единым сюжетом. Вторая часть должна была по контрасту с первой, кровавой натуралистической современной новеллой, иметь, согласно авторскому определению, «возвышенный сюжет с парящей музыкой». Конкретное решение возникло после знакомства композитора с певцом и журналистом Джованино Форцано (1883—1970), ставшим позднее оперным режиссером и автором либретто опер Леонкавалло, Масканьи, Джордано.
Форцано предложил Пуччини эскиз драмы «Сестра Анжелика», и композитор сразу сделал несколько набросков. Он использовал материал начатой в 1914 году оперы «Деревянные башмачки», так никогда и не написанной, и закончил «Сестру Анжелику» 14 сентября 1917 года на своей вилле Торре дель Лаго. В этой опере отразились личные впечатления Пуччини. Сын, внук, правнук и праправнук музыкантов, он вспоминал, как в детстве пел в церковном хоре, импровизировал на органе в соборе родной Лукки и окрестных монастырях.
Любимая старшая сестра Пуччини, по воспоминаниям одного из его либреттистов, Дж. Адами, «совсем юной, почти ребенком отреклась от радостей семейного счастья ради призвания к иной, возвышенной жизни. Но музыкальная одаренность, связавшая пять поколений рода Пуччини, жила и у нее в крови, проявляясь даже в тишине монастыря». В капелле монастыря августинок Боргопелазо под Луккой она руководила хором монахинь. Именно здесь состоялись первые пробные исполнения «Сестры Анжелики» в сопровождении органа и фортепиано.
Премьера «Сестры Анжелики» как второй части триптиха — вместе с «Плащом» и «Джанни Скикки» — состоялась 14 декабря 1918 года в Метрополитен Опера в Нью-Йорке. В Италии триптих был показан месяц спустя — в римском театре Костанци. «Сестра Анжелика» имела наименьший успех, что очень огорчило композитора, считавшего ее самой глубокой и содержательной частью триптиха. Позднее постановки триптиха осуществлялись редко, и еще реже «Сестра Анжелика» ставилась отдельно.
Музыка
«Сестра Анжелика» не похожа ни на одну из опер Пуччини. Ее отличает спокойно-созерцательный стиль и камерность звучания. Участвуют лишь женские голоса, к которым в финальном хоре ангелов присоединяются мальчики. Хотя оркестр большой, тройного состава с дополнительными инструментами за сценой, tutti используется редко. Зато много прозрачных соло, струнные часто играют с сурдинами. Особый колорит придают опере размеренные молитвы, духовные гимны, нередко на латыни, с органом, колокольным перезвоном, приемами старинной полифонии, в которых слышатся отголоски средневековых песнопений.
Такова первая сцена, открывающаяся молитвой Ave Maria в сопровождении ударов колоколов, аккордов органа и щебета птиц. Близко по настроению краткое ариозо Анжелики «Только живым цветы желаний отрадны», спокойное и сосредоточенное.
Резкий контраст образует центральная сцена — диалог Анжелики и княгини, полный бурных страстей и драматических столкновений. Мрачному монологу княгини «В размышленьях, в покое и молчаньи» противостоит взволнованное ариозо Анжелики «Принесла в жертву Деве я», полное напряженных страстных возгласов, вплоть до речевых выкриков без определенной высоты.
За развернутой симфонической кодой — немой сценой — следует ария Анжелики «Умер ты без мамы», где интонации плача, причитания сменяются широким распевом темы первого хора Ave Maria. На этой же теме основано симфоническое интермеццо — картина ночи.
Большой заключительный монолог Анжелики «Цветы мои, пролейте яд свой в чашу» построен на смене контрастных эпизодов и завершается замирающей в верхнем регистре архаической молитвой ангелов на латыни.
А. Кенигсберг