«Емельян Пугачёв» — опера Мариана Коваля в 4 действиях (7 картинах), либретто Н. Асеева, инструментовка Д. Рогаль-Левицкого. Премьера 1-й редакции (в 5 действиях, 8 картинах): Пермь, 7 ноября 1942 г., спектакль ленинградского Театра им. Кирова под управлением А. Пазовского; 2-й редакции — Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1 февраля 1959 г., под управлением П. Славянского.
Мариан Викторович Коваль был удостоен Сталинской премией первой степени (1943) за оперу «Емельян Пугачёв».
Тема Пугачева была еще раньше разработана М. Ковалем в одноименной оратории на текст В. Каменского, положенной в основу 1-й редакции оперы. Неудовлетворенный либретто, композитор создал новую редакцию на текст поэта Н. Асеева. И в ней ораториальное происхождение сказывается на особенностях драматургии: это главенство хорового начала, известная статичность, преобладание эпики над действием. Однако музыка оперы обладает значительными достоинствами. Корнями своими она уходит в русскую народную песню, ей близки традиции Мусоргского (в особенности в хоровых, массовых сценах). Коваль ярко передает страдания и гнев народа, восставшего против угнетателей. Однако индивидуальные характеристики менее удались автору, а драматический конфликт оказался ослабленным из-за недостаточно рельефной обрисовки лагеря, противостоящего Пугачеву.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Емельян Пугачев, бас
• Устинья, его жена, меццо-сопрано
• Ульяна, подруга Устиньи, сопрано
• Салават Юлаев, тенор
• Амина, невеста Салавата, сопрано
• Хлопов, старый крестьянин, тенор
• Хлопуша, его сын, баритон
• Чика-Зарубин, тенор
• Творогов, баритон
• Екатерина II, сопрано
• Потемкин, баритон
• Генерал Кар, тенор
• Граф Бибиков, бас
Первое действие
Первая картина — «Сговор». Зима 1773 года. В одной из изб небольшого яицкого городка собрались казацкие старшины и несколько пожилых крестьян. Среди них зажиточный казак Творогов, старый крестьянин Хлопов. Приглашен сюда и донской казак Емельян Пугачев. Тяжело живется народу на Урале. Пугачев призывает — поднять весь народ против царицы Екатерины, помещиков и заводчиков. Один лишь Творогов не согласен с Пугачевым: он не хочет, чтобы зажиточные казаки действовали заодно с беднотой, с башкирами и чувашами. Слова Творогова вызывают возмущение. Все объединяются вокруг Пугачева. Неожиданно ворвавшиеся в избу солдаты во главе с офицером прерывают сговор. Офицер узнает в Пугачеве беглого донского казака и арестовывает. Пугачев будет закован в кандалы и отправлен в Казанскую тюрьму.
Вторая картина. — «Побег». Праздничный день мая 1773 года. Церковная площадь в Казани заполнена народом. На паперти храма нищие просят милостыню. Богато разодетые вельможи и помещики спешат в храм, где идет торжественное богослужение. В общей сутолоке на площади незаметно появляются двое мастеровых. Они прикидываются подвыпившими, чтобы скрыть свои истинные замыслы. Недалеко от храма, в каторжной тюрьме томится со своими товарищами Емельян Пугачев. Сейчас его должны провести по площади. Мастеровые собираются подготовить его побег. На площади появляются закованные в кандалы каторжане, среди них и Емельян Пугачев. Под конвоем четырех караульных и сержанта они медленно проходят по площади. Пугачев обращается к одному из конвойных и уговаривает его помочь каторжанам бежать. «Думай, не трусь, нас, таких, полная Русь», — говорит Пугачев. Эти слова слышат и другие конвойные. Когда сержант уходит в церковь. они договариваются о побеге.
На паперть подымается Пугачев. Он обращается к народу со страстным призывом бороться за волю и счастье. Мастеровые передают каторжанам ножи. Из храма выбегает сержант, на него набрасываются каторжане и закалывают его. Увлекая за собой народ, Пугачев уходит.
Второе действие
«На Уральском заводе». Перед пушечным заводом на Урале в воскресный день собрались девушки и парни. Звучат песни. Появляется в сопровождении двух мастеровых переодетый купцом Пугачев. Девушки продолжают петь и плясать. Среди них выделяется своей красотой уральская казачка Устинья. Пугачев не сводит глаз с красивой девушки, он заслушивается ее песней. Заглядывается на Пугачева и казачка. Пугачев подходит к ней, крепко обнимает и дарит на память янтарное ожерелье. На поляну вваливается группа парней, с ними веселый Чика-Зарубин с балалайкой в руках. В незнакомом купце собравшиеся узнают Пугачева. На поляну вбегает испуганная подруга Устиньи — Ульяна. Ей удалось узнать, что заводчики готовят крамольным рабочим гибель. Изверги собираются затопить шахты в то время, когда там будут работать. Народ приходит в смятенье. На возвышение поднимается Пугачев и во всеуслышание объявляет о том, что он — русский царь Петр III. Пугачев обещает народу землю и волю. Хлопуша и Чика-Зарубин подтверждают слова Пугачева, который низко кланяется всем и целует поданную ему саблю. Из ворот завода выбегают вооруженные стражники, они пытаются схватить Пугачева, но рабочие прогоняют их. В схватке Пугачева ранят. Поддерживаемый Устиньей и Хлопушей, он объявляет свой первый царский манифест. Под радостные крики народа Пугачев и его друзья готовятся выступить в поход.
Третье действие
Первая картина — «Во дворце». Во дворце императрицы Екатерины II бал. Сама императрица не «принимает в нем участия — она уединилась с Потемкиным. Докладывают о прибытии генерала Кара. Екатерина ждет его с нетерпением — генерал должен принести весть о разгроме бунтовщика Емельяна Пугачева. Но вместо этого Екатерина выслушивает сообщение о новом поражении царских войск. В гневе императрица отстраняет Кара от должности и назначает командующим генерала Бибикова.
Вторая картина — «Свадьба». На широком казацком дворе, в ясный весенний день собрался народ, чтобы отпраздновать свадьбу Пугачева с Устиньей. Двор богато разукрашен — всюду ковры, флаги, ленты, расписные платки. Появляется Устинья в богатом серебряном наряде. Ее окружают подруги, подводят к крыльцу, где поставлены два кресла — для невесты и жениха. Постепенно двор заполняют пугачевцы. Тут представители многих народов — русские, башкиры, татары, марийцы, чуваши, киргизы. Впереди всех Хлопуша с белым бантом на рукаве. Входят священники с крестами, хоругвями. Следом за ними важно шествует Творогов. Появляется один из прославленных героев башкирского народа — Салават Юлаев. И, наконец, — сам Пугачев. На нем богатый кафтан, соболья шапка. Он берет Устинью за руку и ведет к креслу. Собравшиеся величают молодых. Священник провозглашает царю и его супруге многие лета. Веселые танцы и пляски прерываются приходом гонца. На Пугачева движется сильная царская рать. Но пугачевцы уверены в своей победе.
Четвертое действие
«В крепости». В крепости, занятой Пугачевым, расположились повстанцы. Вечереет. В крепостных зданиях зажигаются огни. На одной из многочисленных пушек сидит Салават Юлаев и точит саблю. Вдали видно зарево пожара. К Салавату подходит его невеста Амина, шепчет ему слова любви и в ответ слышит нежные признания своего возлюбленного. Мимо них проходит Творогов. Он проявляет свою затаенную вражду к делу, за которое борется Пугачев. Творогов хочет предать Пугачева и тем самым снискать милость царицы.
При свете факелов Пугачев начинает совещаться со своими сподвижниками о том, что делать — оставаться в крепости или искать боя с царским войском в степных просторах. Большинство высказывается за предложение Пугачева выйти в поле и сразиться с врагом. Один лишь Творогов настаивает на том, чтобы остаться в крепости. Давно уже кажется Хлопуше, что Творогов изменяет Пугачеву, сейчас эти подозрения еще больше усиливаются. Между ним и богатеем Твороговым возникает ссора. Пугачев разнимает их. Вместе с Салаватом Юлаевым, Хлопушей и другими военачальниками Пугачев решает покинуть крепость, охрану которой он поручает Творогову.
Устинья и Амина прощаются со своими любимыми. За крепостными стенами воины Пугачева вступают в бой с подошедшими войсками Бибикова. С тревогой следят за боем Устинья и Амина. Наблюдает за ним и Творогов, полный злобы к Пугачеву, которому он сулит поражение и казнь.
Пятое действие
Первая картина — «Предательство». Войско Пугачева потерпело поражение. Одинокий, у своей палатки на реке Узени, сидит Пугачев, горько задумавшись. Он решил бежать в степь. Из-за камня появляется Творогов. Изменник мечтает о том, чтобы предать Пугачева и получить за него богатый выкуп. С радостью встречает он появившихся царских офицеров и, когда Пугачев возвращается к палатке за оружием и конем, он указывает на него офицерам. Те бросаются на Пугачева, схватывают и связывают его.
Вторая картина — «Казнь». Январь 1775 года. В Москве, на Болотной площади, несмотря на сильную стужу, собрался народ. Здесь должен быть казнен Пугачев. Вдали видны Кремль и Москва-река. Солдаты едва сдерживают напор толпы, стремящейся прорваться к месту казни. Среди народа, тесно прижавшись друг к другу, стоят Устинья и Ульяна. К месту казни подходят чиновники и офицеры, сопровождаемые палачами. И вот, наконец, везут самого Пугачева и его сподвижников, окруженных солдатами. С последним словом обращается Пугачев к народу и говорит, что не в честном бою он пал, а был предан изменником. Но весь народ не казнишь: «Русь не изрубишь ,— говорит Пугачев, — лишь затупишь топор».
Казнь свершается. Народ расходится, полный горечи и гнева.