ДЕКАБРИСТЫ / Полина Гебль — опера Ю. Шапорина в 4 действиях (9 картинах), либретто В. Рождественского по мотивам либретто «Полина Гебль» А. Н. Толстого.
Исполнение 1-й редакции (в 2 д., под названием «Полина Гебль»): Ленинград, Театр оперы и балета, 14 декабря 1925 г. (Н. Печковский — Анненков, П. Андреев — Николай I, К. Кузнецова — Полина); первые постановки 2-й редакции («Декабристы»): Москва, Большой театр, под управлением А. Мелик-Пашаева (премьера — 23 июня 1953 г.); Ленинград, Театр им. Кирова, под управлением Б. Хайкина (премьера — 4 июля 1953 г.); Прага (1957), Острава (1958).
Над оперой Шапорин начал работать в преддверии столетия со дня восстания декабристов; в 1925 г. на торжественном заседании по поводу столетия восстания был исполнен ее первый вариант. Однако произведение вызвало нападки, причина которых заключалась в либретто. Написанный А. Толстым текст был посвящен любви француженки Полины Гебль к декабристу Анненкову — она последовала за осужденным в Сибирь, где стала его женой. По мнению тогдашней критики, эта драма не отражала тему декабрьского восстания.
Композитор взялся за переработку оперы. Жанр ее определился как героический, установилось иное соотношение между личной драмой и подвигом декабристов. Работа затянулась на многие годы. Попытки переделки прежнего либретто ни к чему не привели, текст, по существу, пришлось писать заново. Вместо Анненкова и Полины Гебль появились образы Щепина-Ростовского и Елены; в драматургии получили отражение основные события восстания. Среди героев оперы, выразителей ее идеи — Пестель, Рылеев, Бестужев, Каховский. Ясно очерчен и враждебный лагерь во главе с Николаем I. Задача создания логически развивающегося сценического действия при строгом следовании истории была нелегкой. Ее решение — немалая заслуга поэта В. Рождественского, чье участие привело к успешному завершению оперы. В текст либретто органично введены стихи поэтов той поры — Пушкина, Рылеева, Катенина.
Музыка Шапорина лирична по своему характеру. В ней нет внешнего драматизма, она пленяет распевностью, эмоциональной выразительностью, глубиной и подкупающим лиризмом как в передаче темы любви Щепина-Ростовского и Елены, так и в обращении Рылеева к маленькой дочери. Образы декабристов показаны на широком и ярком фоне народной жизни (например, ярмарка). В народных сценах есть ширь, удаль, ощущение могучих сил, скованных жестокой неволей, неизбывная тоска, роднящая мелодии, созданные композитором, с лучшими образцами русской протяжной песни (ямщицкая песня «Ой вы, версты», которую запевает Бестужев).
Превосходны хоры, разнообразные по эмоциональному содержанию, передающие мысли и чувства массы. Опера богата ансамблями, один из лучших — клятва декабристов (песня-гимн на слова Пушкина «Товарищ, верь, взойдет она...») перед выступлением 14 декабря.
Маршевое, гимническое начало пронизывает музыку. В опере органически слиты интонации, характерные для той эпохи и революционных песен позднейшей поры. Автор не побоялся дать развитое вокальное решение и образов врагов восстания (ариозо Николая I «В недобрый час вступаю я на трон»), тогда как композиторы в подобных случаях чаще всего обходились бледноватым речитативом. Если декабристы, при всей разности характеров и темпераментов, показаны людьми высокого благородства и мужества, то Николай — холодный и жестокий палач, играющий роль рыцаря.
«Декабристы» — одна из лучших советских опер на историческую тему, опирающаяся на высокие традиции Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского. В ней множество участников, она очень сложна для постановки, поэтому только два крупнейших театра страны смогли включить ее в свой репертуар.
А. Гозенпуд
История создания
Мысль об опере зародилась у композитора в 1925 году, в столетнюю годовщину восстания декабристов. Основой первого варианта либретто послужила пьеса «Полина Гебль» А. Н. Толстого (соавтор — П. Е. Щеголев, 1925), основанная на историческом факте: Жаннета Поль, дочь французского эмигранта, добилась разрешения выйти замуж за осужденного декабриста Анненкова и последовала за ним в Сибирь. Центральное место в либретто занимала любовная драма, декабристское движение служило лишь ее фоном. Последующие редакции либретто (вторая и третья) были сделаны поэтом Вс. Рождественским. В них углубился идейный замысел и на первый план выступил коллективный образ декабристов. Дальнейшая работа над оперой протекала в сотрудничестве с Большим театром СССР и Театром имени С. М. Кирова в Ленинграде; в оперу был введен образ Пестеля, обогащена обрисовка Рылеева, развиты мотивы взаимоотношений декабристов и народа. Так на пути от интимно-лирической драмы к монументальной историко-революционной трагедии было найдено верное идейно-художественное решение. Премьера оперы состоялась в Москве 23 июня 1953 года и в Ленинграде 4 июля того же года.
Музыка
«Декабристы» Шапорина — героическая эпопея, исторически правдиво и с большой художественной силой воссоздающая образы декабристов — «богатырей! кованных из чистой стали» (Герцен). Страстная жажда вольности, гражданская доблесть, подвижничество но имя свободы — эти прекрасные стремления «первенцев свободы» ожили в романтически возвышенном строе музыки Шапорина. С коллективным портретом декабристов, создаваемым героическими мужскими хорами и ансамблями, связаны наиболее волнующие страницы оперы.
В оркестровом вступлении — два раздела. Напряженно-драматическая музыка передает атмосферу восстания; ее сменяет широкая мелодия вдохновенного гимна. Первая картина (первый акт) — «В имении». Хор девушек «Ах, талан» выдержан в духе печальных, протяжных крестьянских песен. Восторженным чувством и мягкой элегичностью напоено ариозо Щепина «Ее душа мне с давних пор родная». Сурово-патетическая ария Пестеля «О родина-мать» проникнута волевой непреклонностью и твердой уверенностью в победе.
В центре второй картины — «На почтовом тракте» — гимн декабристов «Товарищ, верь!» на слова стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». Мелодия, запеваемая Каховским и подхваченная квинтетом мужских голосов, передает душевный подъем участников. Завершается картина песней народного склада «Ой вы, версты», которую поет Бестужев.
В третьей картине — «Ярмарка» — контрастно противопоставлены широкая хоровая сцена и лирический дуэт. В пестром чередовании эпизодов колоритно очерчены различные группы народа: мужики, проходящие с залихватской песней «Эх, в Таганроге» (старинная солдатская песня), веселые девушки, поющие бытовой лирический вальс «Ходи, ходи быстрее по кругу, карусель», цыгане с задорным напевом «Пров пива наварил». Поэтичная, благородная и изящная музыка дуэта Щепина и Елены овеяна грезами о счастье.
Четвертая картина (второй акт) — «У Рылеева» — одна из самых сильных и впечатляющих в опере — проникнута высоким драматическим пафосом. Начальный героический хор «Друзья! Уже пришел черед» и песня Каховского «Когда поток с высоких гор» вводят в возбужденную атмосферу совещания. Ария Рылеева «О Русь моя» носит мужественно-скорбный характер; ее средняя часть — страстный призыв к свободе. Полна отваги запеваемая Рылеевым песня «Отечество наше страдает» (слова декабриста П. Катенина), перерастающая в оптимистический гимн «Товарищ, верь!» (слова Пушкина).
Пятая картина — «В Зимнем дворце». Монолог Николая «В недобрый час» передает чувство неуверенности и смятения, которое усиливается, когда с Сенатской площади доносится победное звучание революционного марша.
Шестая картина — «Сенатская площадь». Песня-марш «За Дунаем» сродни старым солдатским напевам. Как символ народного горя возникает и ширится мелодия начального хора оперы «Ах, талан». Драматизм усиливается в скорбном ариозо старого солдата «Ох, братцы».
Седьмая картина (третий акт) — «Бал-маскарад». Блестящей мазурке и парадному полонезу противостоит искренняя лирика проникновенного вальса, характеризующего Елену.
Восьмая картина — «Каземат». Музыка арии Пестеля «Высокой правды речь» говорит о душевной стойкости героя. Как символ верности вольнолюбивым чаяниям рождается мелодия декабристского гимна.
Девятая картина (четвертый акт) — «На Сибирской дороге». Задушевна песня Сергеича «Ой, погодушка»; с тяжелой думой о солдатской доле перекликается музыкальная картина разбушевавшейся стихии. Баллада Сергеича «Однажды я ночью» создает образ, полный глубокого драматизма. Опера завершается жизнеутверждающей песней Бестужева «Наш скорбный труд не пропадет» (слова А. Одоевского), музыка которой в суровых, величавых тонах воспевает бессмертный подвиг декабристов.
М. Друскин
Все лучшее, что выработано многолетним творческим опытом композитора, сказалось в его опере «Декабристы» (1952), над которой он работал вдумчиво, неторопливо, отдав ей многие годы размышлений, труда, творческих поисков.
Опера о первых русских революционерах была задумана Шапориным давно. Еще в 20-х гг. начал он работу над нею совместно с писателем А. Н. Толстым (А. Н. Толстому принадлежат тексты песен: «Версты», «За Дунаем, за рекой», «Пров пива наварил», «Вы, степи», «Колотушка моя». Текст песни «Ах, талан» — народный.) и историком П. Щеголевым. Углубившись в изучение материалов и документов этого интереснейшего периода русской истории, композитор постепенно изменял свой первоначальный чисто лирический замысел, все ярче раскрывая общественный смысл, событий, революционное звучание исторической темы. После смерти А. Н. Толстого к работе над либретто оперы был привлечен поэт Вс. Рождественский. В итоге длительной работы авторами создано, по существу, произведение совершенно нового жанра — историко-героическая эпопея.
Большое место в опере заняли события восстания. Герои оперы — славные деятели Южного и Северного обществ декабристов. В опере показаны различные слои русского общества, даны верные зарисовки быта, нравов, социальных порядков царской России 1825 г. Либретто написано в стихах, тонко передающих стиль и характер эпохи. Оно содержит в себе строки Пушкина и поэтов-декабристов.
В опере «Декабристы» счастливо соединились мастерство, широких обобщений, убедительность музыкальной драматургии и сила мелодических характеристик. «В новой опере я стремлюсь добиться максимальной напевности даже в моменты наибольшего драматического напряжения», — писал композитор во время работы над «Декабристами».
Опера «Декабристы» неразрывно связана с традициями русской классической оперы. В ее музыке разрабатываются музыкальные богатства русской народной песни, интонации военных и студенческих вольнолюбивых песен эпохи декабристов, бытовой музыки; композитор сумел обобщить типическое в характеристиках различных социальных групп, что ему особенно удалось при изображении положительных персонажей. Удачна по музыке и лирическая линия сюжета, посвященная истории любви молодого декабриста Щепина-Ростовского к дочери бедной помещицы Елене Орловой.
Глубокая идея оперы, воплощенная горячо, взволнованно, правдиво, пробуждает в слушателях чувство национальной гордости, чувство патриотизма. Опера «Декабристы» достойно служит той «священной цели» поэзии, которая, по определению К. Рылеева, состоит в том, чтобы «напоминать юношеству о подвигах предков, познакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти».
В. Панкратова, Л. Полякова
Действующие лица:
• Декабристы: Рылеев, баритон, Пестель, бас, Бестужев, бас, Каховский, тенор, Князь Трубецкой, баритон, Якубович, баритон, Князь Щепин-Ростовский, тенор
• Ольга Мироновна, мать Щепина-Ростовского, меццо-сопрано
• Орлова, обедневшая помещица, меццо-сопрано
• Елена, ее дочь, сопрано
• Марья Тимофеевна, домоуправительница Щепиной-Ростовской
• Помещик, тенор
• Стеша, цыганка, меццо-сопрано
• Ростовцев, тенор
• Николай I, бас
• Граф Бенкендорф, бас
• Генерал-губернатор, бас
• Митрополит, тенор
• Старый солдат, бас
• Часовой, бас
• Дворецкий, баритон
• Ночной сторож, бас
• Первый мужик, тенор
• Второй мужик, бас
• Полицейские, бас, баритон
Первое действие
Первая картина — «В имении». Солнечное осеннее утро. Ожидая пробуждения барыни, крепостные девушки поют Задушевную, грустную песню о своей горькой доле: «Ах, талан ли, мой талан».
На балконе показывается княгиня Щепина-Ростовская в сопровождении домоправительницы и приезжего помещика. Песня замолкает. Из разговора барыни с гостем девушки узнают, что помещик приехал менять свою рощу на крепостных девушек. Что-то ждет их впереди?
Княгиня не в духе, она капризна и раздражена. Не угодившую работой девушку она приказывает наказать плетьми. Девушка молит о пощаде, подруги присоединяются к ее просьбе, но мольбы тщетны Эту тяжелую сцену застает сын Щепиной-Ростовской, молодой офицер Дмитрий Щепин. Словами гнева, возмущения, душевной боли пытается он разбудить в душе матери человеческие чувства. Мать с усмешкой предлагает оставить бесполезный спор и велит сыну образумиться. В ответ на расспросы матери о причине грустного настроения Дмитрий Щепин признается ей в своей любви к бедной, незнатной девушке. С волнением рассказывает он о достоинствах избранницы: ее скромности, уме и красоте.
Разговор прерывается сообщением домоправительницы о приезде соседки Щепиной по имению, обедневшей помещицы Орловой с дочерью. — Елена? — восклицает Щепин, чуть не выдав своей сердечное тайны. Плохо скрывая радостное волнение, он идет навстречу гостям.
Орлова приехала просить денег в долг. Княгиня приглашает ее в дом, чтобы поговорить о делах без свидетелей. Молодые люди остаются одни. Дмитрий искренно и горячо говорит Елене о своей любви. Девушка грустна. Она понимает, что мать Дмитрия никогда не даст согласия на их брак.
Увлеченные разговором, Щепин и Елена не замечают появления княгини. Поняв, что Елена и есть избранница ее сына, княгиня презрительно и гневно отказывает Орловой в обещанных деньгах. «А ты, мой друг, повыкинь дурь из головы», — уходя, надменно бросает она сыну. Щепин в отчаянии.
В это время камердинер сообщает ему о приезде гостя.
Входит Пестель — глава Южнорусского общества декабристов. Он приехал к Щепину, чтобы передать через него чрезвычайно важное письмо руководителю Северного общества — поэту Рылееву.
Гордый доверием Пестеля, юноша с восторгом слушает его призыв восстать против тирании и провозгласить республику. Спеша выполнить поручение, Щепин собирается в дорогу, в Петербург.
Вторая картина — «На почтовом тракте». В трактире, на одной из станций почтового тракта, ведущего из Москвы в Петербург, тайно собрались, чтобы обсудить неотложные дела, члены Северного общества: Трубецкой, Каховский, Якубович, Ростовцев. В городе — ярмарка — она поможет офицерам скрыть свои подлинные цели.
Чтобы не вызвать подозрений полиции, Якубович приглашает в зал цыганский хор.
Входит Щепин. Только что в ярмарочной толпе он заметил Елену и пытался встретиться с ней, но безуспешно. Друзья догадываются о причине его опоздания.
Приступают к совещанию, но тут вбегает взволнованный Бестужев с вестью о внезапной смерти царя Александра в Таганроге. Это изменяет все планы. Бестужев настаивает на немедленном вооруженном восстании, осторожный и нерешительный Трубецкой пробует возражать. Но воинственный юноша всех увлекает своим пламенным порывом. Решают немедленно ехать в Петербург к Рылееву, чтобы выработать окончательный план восстания.
Ростовцев незаметно покидает друзей.
Перед дорогой по старинному русскому обычаю все садятся. Бестужев запевает лиричную ямщицкую песню «Ой, вы, версты».
Все уезжают. Лишь Щепин на несколько часов задержится ня ярмарке, чтобы повидать Елену.
Третья картина — «Ярмарка». Площадь маленького города. Карусель, качели, ларьки, катанье на санках с ледяных гор. Веселье в разгаре. Из-за пестрой ширмы появляется любимец народа— веселый, проказливый Петрушка. Петрушечники разыгрывают сатирическое представление о том, как «Пров пива наварил, да барина не позвал». Веселятся мужики, мастеровые, ребятишки — шумит пестрая многоликая толпа. Всеобщее веселье прерывается приходом полицейских, возвещающих о смерти царя в Таганроге. Народ расходится. На опустевшей площади появляется Щепин. Он утомлен, весь день бродил он в поисках Елены. На площадь входит Елена.
Она тайно уехала из дому, чтобы увидеться со Щепиным. Люба его, она сочувствует всем его стремлениям и обещает быть с Дмитрием всегда, что бы с ним ни случилось.
Второе действие
Первая картина — «У Рылеева». В ночь перед восстанием, 13 декабря 1825 года декабристы собрались в квартире Рылеева.
Всеми владеет единое стремление — свершить героический подвиг — освободить страну от гнета самовластья.
Воинственным пылом проникнута песня Каховского «К мечам, к мечам». Рылеев погружен в глубокое раздумье. Ждут Трубецкого. Он сообщит, какими военными силами располагает Северное общество.
Но Трубецкой приносит тревожные вести: князь Константин отрекся от престола.
Узнав, что на завтра по казармам назначена присяга Николаю, Рылеев предлагает немедленно вести войска к Сенату, на штурм царского дворца. Все горячо поддерживают его, лишь Трубецкой пытается протестовать. Он испуган размахом, который принимает движение. Его поддерживает неожиданно появившийся Ростовцев.
«Жив Пугачев в народе, — говорит он, — будить его восстанием — безумье».
Все требуют, чтобы Ростовцев замолчал. В ответ он называет декабристов изменниками. К нему бросается Якубович, но Ростовцев убегает.
Взволнованные происшедшим, все дают клятву сражаться за родину, не жалея жизни. Звучит песня-гимн на слова Пушкина:
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
Разбуженная шумом, в комнату вбегает дочь Рылеева — Настенька. Лаская девочку, отец взволнованно говорит о том, что со временем она поймет и оценит смысл происходящего.
Над Петербургом встает холодное, туманное утро исторического дня 14 декабря. Декабристы встречают его песней-клятвой о вольности:
Лучше смерть, чем жить рабами,—
звучат гордые слова непоколебимых борцов.
Вторая картина — «В Зимнем дворце». Царь Николай I стоит у окна кабинета, выходящего на Сенатскую площадь. В волнении и страхе он следит за тем, как на площади собираются восставшие полки. Со всех сторон сбегается народ — если и он присоединится к восстанию, тогда для трона нет спасенья.
Царь зовет Бенкендорфа и велит ему послать духовенство уговорить восставшие войска принести присягу. Если уговоры не помогут, то потопить мятежников в крови, — дает он холодный, беспощадный приказ.
Третья картина — «Сенатская площадь». Утро 14 декабря 1825 года. На площадь входит восставший московский полк во главе с Бестужевым и Щепиным. Геройский дух солдат передает суровая солдатская песня «За Дунаем, за рекой». Народ приветствует восставших.
Пора выступать, но нет других полков. Рылеев спешит выяснить причину их задержки.
На площади появляется митрополит с группой духовенства, но его уговоров никто не слушает.
Командовать восставшими, как старшему по чину, поручено Трубецкому, но его все нет. Нетерпение и беспокойство восставших растут. Никем не замеченный, на площади появляется Трубецкой. Видя, что народ готов присоединиться к восставшим, он восклицает: «Нет, нет, не этого хотел я!»,— и быстро скрывается.
Рылеев воодушевляет друзей, но сам он в тревоге, не видя на площади Трубецкого. Внезапно перед фронтом появляется генерал-губернатор, приказывающий войскам немедленно разойтись по казармам. Преграждая генералу путь, Каховский хватает его коня под уздцы. На гневный вопрос генерала: «Кто вы такой?», Каховский бросает гордо: «Я — сын отечества!» — и в упор стреляет в генерала, тот падает. Народ бросается вперед. В этот момент на площадь выходит морской гвардейский экипаж. Восставшие войска идут в атаку. Но — поздно. Царские пушки дают первый залп, падают первые раненые, убитые. Второй залп. Щепин ранен, но, забывая о себе, он ведет солдат во вторую атаку. Сражение разгорается, но силы — неравны.
Темнеет. На опустевшей площади остаются лишь убитые и раненые. Трагически звучат среди мертвого безмолвия последние слова тяжело раненного старого солдата:
Пуля вражья не тронула,
А от своих умирать приходится.
Ах, где ж ты, правда русская?..
Бьют куранты.
Третье действие
Первая картина — «Бал-маскарад». Придворный Петербург торжественно празднует вступление на престол нового монарха и подавление восстания декабристов.
В особняке одного из богатых сановников бал-маскарад. Среди гостей — Елена Орлова. Она узнала, что на балу будет император и решилась просить у него разрешения сопровождать в Сибирь любимого Дмитрия. Охваченная душевным смятеньем, девушка подходит к княгине Щепиной-Ростовской, рассчитывая, что мать любимого человека поможет ей. Но гордая аристократка сурово отказывает ей. Сын более для нее не существует.
Елена в отчаянии. В это время к ней подходит маска-рыцарь. Рассеянно слушая любезные речи своего собеседника, Елена спрашивает, не знает ли он, в каком наряде император? Рыцарь интересуется — зачем ей император? Елена признается, что хочет обратиться к нему с просьбой.
Неожиданно разговор прерывает Бенкендорф, докладывающий с мятежах на юге. Елена понимает, что перед ней царь. С ужасом слушает она, как Николай отдает жестокий приказ о повешении пятерых декабристов.
Ранее давший слово исполнить ее желание, царь возвращается к Елене, чтобы выслушать ее. Узнав, в чем состоит просьба пленившей его девушки, царь в крайнем раздражении дает ответ, исполненный жестокости и коварства. Пусть едет туда, где сибирские морозы охладят ее душевный пыл, но оттуда ей не будет возврата.
Елена счастлива, что сможет разделить судьбу любимого человека.
Вторая картина — «Каземат». Заключенный в каземат Рылеев предается нерадостным думам. Перед ним проносятся картины недавнего прошлого: разгром восстания, разлука с любимой семьей. Он не страшится смерти, но тяжело переживает предстоящую гибель друзей. Ночь на исходе. Вот и утро казни...
В тишине тюремных коридоров гулко отдаются шаги часовых и их голоса, вызывающие на казнь Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина, Каховского, Рылеева... Последним вызывают Пестеля. С волнением встречаются друзья в последний раз. В эти роковые минуты они полны все той же нравственной силы.
Высокой правды речь
В грядущем вечно будет жить.
Мы счастливы, что меч
Могли ей посвятить! — восклицает Пестель.
Караульный офицер уводит декабристов на казнь.
Четвертое действие
«По Сибирской дороге». Издали слышен звон цепей. Это по сибирской дороге идут на каторгу декабристы.
Колонна останавливается на короткий привал. В скорбном молчании слушают Бестужев и Щепин рассказ часового о казни в Петропавловской крепости их товарищей.
Появляется Елена. Мужественная девушка решила разделить горькую участь любимого — она отправляется вслед за ним в ссылку.
Раздается сигнал военной трубы — снова тяжелый, изнурительный путь в далекую Сибирь. Народ из окрестных деревень собирается у дороги, чтобы приветствовать героев, он подхватывает их мужественные призывные слова.
Верой в грядущую победу революционных идей звучит финал оперы:
Жизни светлой, жизни новой
Взойдет желанная заря!
Н. Шумская