String Quartet No. 3 (D-dur), B. 18
Струнный квартет № 3 ре мажор – одно из трех камерных сочинений, созданных Антонином Дворжаком в конце 1860-х гг., вскоре после того, как была закончена опера «Альфред Великий» (это произведение композитор не уничтожил, в отличие от многих иных сочинений, которые он счел неудачными, но ни издать ее, ни добиться постановки не пытался). Третий квартет разделил судьбу своих «современников» – не издавался, не исполнялся при жизни композитора, был уничтожен автором, много лет считался утраченным, но был восстановлен по инструментальным партиям, обнаруженным в начале ХХ столетия в архиве скрипача Антонина Бенневица.
Как и во всех трех струнных квартетах, написанных в 1868-1869 гг., в ре-мажорном Квартете отразился интерес к музыке Рихарда Вагнера (этому увлечению Дворжак сполна отдал дань в опере «Альфред Великий», непосредственно предшествовавшей трем квартетам – си-бемоль-мажорному, ре-мажорному и ми-минорному). Из всех камерных сочинений Дворжака это произведение отличается наибольшей продолжительностью звучания, составляющей более часа, но не только этим объясняется то особое место, которое занимает Третий квартет среди камерно-инструментальных произведений конца 1860-х гг.
В этом квартете в полной мере отразились патриотические чувства композитора, полностью соответствовавшие духу эпохи. Для Чехии это было время активного роста национального самосознания. Этот процесс находил выражение в так называемых «таборах» – массовых манифестациях, в ходе которых чехи выдвигали радикальные социально-политические требования. Это движение охватило широкие слои чешского общества – и, разумеется, подобные настроения не могли оставить равнодушным людей искусства вообще и Антонина Дворжака в частности. Во время «таборов» часто звучала песня «Гей, славяне», которая исполнялась на мелодию польской песни «Jeszcze Polska nie zginęła» (известной также как «мазурка Домбровского»). Антонин Дворжак процитировал эту мелодию в Третьем струнном квартете, сделав ее основной темой третьей части – Allegro energico. Небольшое изменение, внесенное композитором в мелодию песни – пунктирный ритм – придало ей еще более призывный и «боевой» характер.
Тематизм Третьего квартета отличается более выраженной контрастностью, чем во втором, а форма его частей ближе к классическим образцам: сонатная форма в первой части – Allegro con brio – сонатная форма, во второй – Andantino – и третьей – Allegro energico – трехчастная, в четвертой – Finale. Allegretto – рондо.
При жизни композитора Квартет № 3 не исполнялся. Его первое исполнение состоялось в 1969 г.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →