Opera music
Творческое наследие Рихарда Штрауса огромно. Оно состоит из сочинений самых различных жанров — опер и балетов, симфонических поэм и хоров, камерно-инструментальных ансамблей и песен — и представляет собой столь же выдающееся, сколь и противоречивое явление в истории музыкального искусства. Приверженец эстетических воззрений Листа и Вагнера, Штраус в своих лучших инструментальных сочинениях (симфонические поэмы «Дон-Жуан», 1888; «Смерть и просветление», 1889; «Тиль Уленшпигель», 1895 и др.) творчески развивает принципы программного симфонизма; дает превосходные образцы меткой, предельно выразительной музыкальной характеристики; выступает мастером ярко-красочного, декоративного оркестрового письма. Смелый новатор, он значительно обогащает музыкальный язык современности; его мелодические находки, гармонии, ритмы, инструментовка отмечены свежестью и своеобразием художественной мысли. Вместе с тем искусство Штрауса — последователя философских концепций Ницше — заключает в себе порой туманную символику и реакционные идеи; в некоторых случаях (симфонические поэмы «Так говорил Заратустра», 1896; «Жизнь героя», 1898) произведения композитора проникнуты воинствующим индивидуализмом.
Жанр оперы постоянно находился в центре внимания Штрауса. Автор 14 музыкально-театральных произведений (первое из них — «Гунтрам» — было поставлено в 1894 г.; последнее — «Каприччио» — в 1942 г.), он на протяжении всей жизни тяготел к сцене, создавал оперы регулярно, затрачивая в среднем 3—4 года на реализацию своих замыслов (так, например, 1901 — «Угаснувший пламень», 1905 — «Саломея», 1908 — «Электра», 1910 — «Кавалер роз», 1912 — «Ариадна на Наксосе»). Наибольшую известность среди опер Штрауса завоевали «Саломея», «Электра» и «Кавалер роз». Популярность последней из них объяснима, в первую очередь, опорой автора на интонационный строй австрийской бытовой музыки. Пронизанная изящными мелодиями и пикантными вальсовыми ритмами, партитура «Кавалера роз» признана одним из высших достижений творческого гения Рихарда Штрауса.
Одноактная опера «Саломея» сочинялась по пьесе Оскара Уайльда, которая предназначена была в свое время для знаменитой Сарры Бернар. «Электра», трагедия Гуго фон Гофмансталя, заинтересовала Штрауса после ее постановки в Берлине, осуществленной Максом Райнхардтом, одним из самых оригинальных и ярких режиссеров своего времени.
Повышенная экспрессивность и в то же время виртуозный блеск формы, холодноватая декоративность отличают эти оперы от создававшихся Штраусом позже. Их дерзкое вторжение в сферу патологической чувственности, односторонне-преувеличенная оркестровая красочность — все это сегодня перестало быть сенсационным для зарубежного театра. После «Саломеи» и «Электры» композитор вовсе отошел от сюжетной, театральной и музыкальной исключительности этих драм. В последующих операх он стремился к созданию «моцартовской», «настоящей» оперы, где первостепенное значение приобретает «радость музицирования», ничем не стесняемое свободное пение. «Кавалер роз», созданный совместно с Гофмансталем в 1910 г.,— венская музыкальная «комедия нравов», стилистически обращенная к венскому рококо времен Марии Терезии, вдохновленная театром Мольера и Бомарше, который возрождался в постановках М. Райнхардта.
«Кавалер роз» — одна из самых популярных опер нашего времени, и не только для посетителей театров: музыкальный фильм «Кавалер роз» нашел путь к массовому зрителю.
Штраус и Гофмансталь создали также одноактную оперу «Ариадна на Наксосе» (1912) — стилизованный в духе XVIII в. миф об Ариадне, а через два года — балет «Легенда об Иосифе» (на сюжет из эпохи египетских фараонов); «Женщину без тени» (1918), «Елену Египетскую» (1927) и лирическую комедию из жизни Вены 60-х гг. XIX в. «Арабелла», мелодическую и легкую, близкую оперетте (1932).
После внезапной смерти Гофмансталя Штраус сотрудничал со Стефаном Цвейгом. Их первой работой была «Молчаливая женщина» (1934), бытовая комедия, своими типажами родственная «Кавалеру роз», но более острая, насмешливая, напоминающая «Фальстафа» Верди. Поздние оперы Штрауса «День мира» (1936), буколическая трагедия «Дафна» (1937), веселая мифологическая опера «Любовь Данаи» (1940) сочинялись на либретто австрийского театроведа Йозефа Грегора и продолжали начатую в содружестве с Гофмансталем стилизаторскую «неоклассическую» тенденцию. Последним театральным сочинением Р. Штрауса была пьеса «Каприччио» (1941) — (не опера в полном смысле слова, а пьеса с музыкой) — оригинальная театрализованная дискуссия о роли слова и звука в музыкальном театре, о функция в нем поэта и композитора. Авторы текста — Р. Штраус и дирижер Клеменс Краус.
М. Сабинина, Г. Цыпин
Оперное творчество Рихарда Штрауса более полно, чем симфоническое, отразило творческую эволюцию композитора. Первые оперы он писал в традициях Р. Вагнера («Гунтрам», 1893; «Без огня», 1901). Большое влияние на Штрауса оказала литература конца 19 — начала 20 вв. Композитор обращался к текстам О. Уайльда, С. Цвейга, испытал воздействие сочинений своего друга — австрийского писателя и драматурга Г. фон Гофмансталя, декларировавшего уход в мир чистого искусства, эстетизировавшего рок, эрос и смерть.
Эти идеи получили отражение в опере «Саломея» (1905), музыкальные истоки которой восходят к операм «Тристан и Изольда» Вагнера и «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. Система лейтмотивов в этом произведении используется в сложном симфоническом развитии. Действие оперы напоминает кошмарное сновидение. Музыка одноактной драмы создаёт атмосферу экзальтации, страха, нервного возбуждения.
В опере «Электра» (либр. Гофмансталя, 1908), как и в «Саломее», музыка выражает отчаяние, ненависть, состояние безумия, жажду мести и наслаждение мщением. «Саломея» и «Электра» поразили современников новым напряжённым звучанием. В этих сочинениях творчество Штрауса эволюционировало в сторону резкой эксцентричности, кричащих контрастов оркестровки и приблизилось к экспрессионизму. Однако это эстетическое направление вскоре оказалось для Штрауса исчерпанным. Композитор оказался перед опасностью потери публики и превращения искусства в замкнутый в себе мир.
Лирико-комическая опера «Кавалер розы» (1910) обозначила резкий поворот творчества Штрауса к неоклассицизму, к оперной классике 18 в. (влияние творчества Моцарта приносит с собой ясность формы, лёгкость, уравновешенность звучания), к венской оперетте И. Штрауса-сына (средством образной характеристики в опере всё чаще становится вальс).
В 1921 Штраус на основе венской танцевальной музыки создал балет-дивертисмент «Сбитые сливки», в 1932 — лирическую музыкальную комедию «Арабелла».
Другие сочинения Штрауса, написанные с участием Гофмансталя и не без влияния его вкусов, отразили стилистические колебания композитора. Таковы балет «Легенда об Иосифе» (1914) с иллюстративной, вычурно-декоративной музыкой и опера «Елена Египетская» (1927), отличающаяся яркостью экзотических красок и вместе с тем выдвижением на первый план напевной вокальной кантилены.
В 1912 Штраус создал «Ариадну на Наксосе» — одну из своих самых популярных опер. Стилизованный миф (его идея — способность человеческой души к преображению, развитию) переплетается в опере с мотивами карнавала, живые лица с масками, серьёзная опера — с опереттой. В этом отношении опера предвосхитила ряд произведений И. Ф. Стравинского, М. де Фалья, С. С. Прокофьева.
Отличающую это произведение мелодичную, прозрачную и строго организованную по канонам оперы барокко музыку находим и в камерной опере «Дафна» (1937), главные темы которой — близость человека к природе и очеловечивание природы.
«Любовь Данаи» на сюжет греческого мифа (1940) — род сатирической оперетты.
Одно из самых глубоких произведений Штрауса — романтическая мистерия-сказка «Женщина без тени» (1918) с возвышенно-гуманистической идеей очищения через любовь и сострадание, которая дала композитору возможность проявить всю разносторонность своей музыкальной фантазии. Поэтичные музыкальные образы соседствуют с пародийными, фантастика и глубокий психологизм — с реалистическими зарисовками быта.
Наименее характерна для творчества Штрауса суровая, «солдатская» опера «День мира» (1936) на сюжет из времён Тридцатилетней войны, связанная по замыслу с картиной Д. Веласкеса «Сдача Преды» и оперой Л. Бетховена «Фиделио».
Оперу-буффа «Молчаливая женщина» (1935) композитор создал как шутливую стилизацию мелодических образцов из опер «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини и «Фальстаф» Верди. Это весёлая пьеса с быстро развивающимся действием и яркими комедийными ансамблями, короткими завершёнными ариями, дуэтами, канцонами.
В «автобиографической комедии брака» — опере «Интермеццо» (1923) Штраус вернулся к образам «Домашней симфонии». Меткость «житейских» интонаций приближает 13 картин произведения к опере М. П. Мусоргского «Женитьба» и др. речитативным экспериментам.
«Каприччио» (1942) — разговорная пьеса с музыкой, скетч, посвящённый теоретическим проблемам оперы и драмы.
О. Т. Леонтьева
Оперы:
Гунтрам (1893, пост. 1894; нов. ред. 1940)
Без огня (соч. и пост. 1901)
Саломея (соч. и пост. 1905)
Электра (1908, пост. 1909)
Кавалер розы (1910, пост. 1911; экранизация, 1926)
Ариадна на Наксосе (1912; нов. ред. 1916)
Женщина без тени (1918, пост. 1919)
Интермеццо (1923, пост. 1924)
Елена Египетская (1927, пост. 1928; нов. ред. 1933)
Арабелла (1932, пост. 1933)
Молчаливая женщина (1935)
День мира (1936, пост. 1938)
Дафна (1937, пост. 1938)
Любовь Данаи (1940, генеральная репетиция 1944, пост. 1952)
Каприччио (1942)