Waldscenen, Op. 82
Девять фортепианных пьес
1) Eintritt. Вступление
2) Jäger auf der Lauer. Охотник в засаде
3) Einsame Blumen. Одинокие цветы
4) Verrufene Stelle. Проклятое место
5) Freundliche Landschaft. Приветливый ландшафт
6) Herberge. Ночлег / Приют
7) Vogel als Prophet. Вещая птица
8) Jagdlied. Охотничья песня
9) Abschied. Прощание
В поздние годы своего творчества Роберт Шуман уделял большое внимание созданию фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования. Такая направленность приводит к некоторому упрощению и фортепианной фактуры, и гармонического языка. В таком русле создавался цикл «Лесные сцены», над которым композитор работал в 1848-1849 гг.
Обращение композитора-романтика к образу леса удивления не вызывает – «лесная» тематика всегда играла немалую роль в искусстве романтизма. Интерес к ней пришел из народных сказок и легенд, в которых лес представляется своеобразным «потусторонним» пространством, где обитают духи и прочие фантастические существа, где рождаются и растут эпические герои… Отзвуки такого восприятия леса звучат в некоторых пьесах цикла – такова, например, зловещая миниатюра под выразительным заглавием «Проклятое место» – но применительно к большинству пьес можно говорить скорее о поэтизации реальности.
Девять пьес представляют собою последовательность музыкальных «зарисовок», живописующих впечатления о прогулке по лесу – и именно этот сюжетный принцип объединяет их, сквозного развития и тематических связей между частями цикла в «Лесных сценах» нет, пьесы обособлены – каждая из них может исполняться отдельно. Каждая из пьес исключительно колоритна: очаровательная «невинность» и чистота простой песенной мелодии в «Одиноких цветах», открытая жизнерадостность в «Охотничьей песне», стремительность пассажей в пьесе «Охотник в засаде», угловатые ритмы «Зловещего места», радостно-беззаботные переливы «Приветливого пейзажа», «пританцовывающие» интонации «Постоялого двора», спокойное лирическое высказывание «Прощания»…
Наиболее интересной пьесой цикла «Лесные сцены» представляется «Вещая птица», где композитор отдает дань романтической картинности с оттенком фантастики. Здесь есть и сумрачность таинственного «ночного» колорита, и звукоизобразительный момент – переливчатые интонации, подобные птичьему голосу, и сосредоточенное «размышление», выраженное в строгой, размеренной мелодии, излагаемой в аккордовой фактуре. Особую таинственность придают музыкальному образу оригинальные гармонические сопоставления.
Фортепианный цикл «Лесные сцены» вошел в репертуар многих знаменитых пианистов. Его исполняли Святослав Рихтер, Клара Хаскил, Вильгельм Кемпф, Клаудио Аррау, Робер Казадезюс.
Фортепианное творчество Шумана →