«Мать» — опера Тихона Хренникова в 4 действиях (8 картинах), либретто А. Файко по одноименной повести М. Горького.
Премьеры первых постановок: Москва, Большой театр, 26 октября 1957 г., под управлением Б. Хайкина; Горький, 2 ноября 1957 г.; Ленинград, Театр им. Кирова, 4 ноября 1957 г.
Опера Хренникова показывает судьбу простой русской женщины, становящейся на революционный путь, рисует подневольную жизнь рабочих, нарастание протеста. Композитор щедро использовал интонации и ритмы революционных песен «Марсельеза», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу». В музыке преобладает лирически-песенное начало.
На сюжет повести М. Горького также написана одноименная опера В. Желобинского (1939).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Пелагея Ниловна, меццо‑сопрано
• Павел Власов, ее сын, баритон
• Сашенька, сопрано
• Андрей Находка, бас
• Рабочие, друзья Павла: Весовщиков, бас, Самойлов, тенор, Мазин, тенор, Букин, баритон
• Егор Иванович, тенор
• Сизов, старый рабочий, дядя Мазина, бас
• Мария Корсунова, вдова, торговка, соседка Власовых, меццо‑сопрано
• Директор фабрики, баритон
• Исай Горбов, табельщик, тенор
• Пьяный купчик, тенор
• Жандармский офицер, тенор
• Офицерик, тенор
• Председатель суда, тенор
• Судебный пристав, бас
• Члены суда, девушки, сторожа, жандармы, конвойные, рабочие, жители слободки, пассажиры
Действие происходит в Сормове в канун революции 1905 года.
Домик Власовых на окраине рабочей слободки. Осенний субботний вечер. Пелагея Ниловна, ожидающая возвращения сына, встревожена происшедшей в нем переменой — Павел стал молчаливым, всегда погружен в книги. Ее соседка, разбитная вдовушка Мария Корсунова, утверждает, будто, по слухам, он организует секту. Явившись, наконец, со связкой книг, Павел сообщает матери, что начиная с сегодняшнего дня у них каждую субботу будут собираться его друзья. Ниловна просит сына сказать ей — кто эти друзья, какие книги он читает по ночам. Поколебавшись сначала, Павел рассказывает матери о своих товарищах-революционерах, о запрещенных книгах, которые учат, как бороться за правду. На сходку являются рабочие Андрей Находка, Николай Весовщиков, Федор Мазин, а также городские девушки, среди которых Сашенька. Происходящее в доме очень интересует фабричного табельщика Исая Горбова. Но окно занавешено. Тогда Горбов просит Марию Корсунову последить за соседями. Мария спешит предупредить Ниловну, что табельщик — шпион: пусть Павел будет поосторожней.
Спустя две недели у Власовых поселился Андрей Находка. Веселый, жизнерадостный, он сразу же пришелся Ниловне по душе. Находка рассказывает ей, что Павел и Сашенька любят друг друга, но сдерживают свои чувства — семья может отвлечь их от дела, которому они решили посвятить свою жизнь. Собирается очередная сходка. В ней участвует только что вышедший из тюрьмы Егор Иванович, опытный революционер, земляк Ниловны. Вскоре после ухода подпольщиков в дом врываются жандармы, приведенные Горбовым. Они ищут листовки, которые все чаще стали появляться на фабрике. Ничего не обнаружив (нелегальная литература закопана возле дома), они все же арестовывают Павла, Находку и оставшегося на ночевку Весовщикова. Возвращается Егор Иванович, который, завидев жандармов, прятался неподалеку. Необходимо по-прежнему распространять листовки, — говорит он Ниловне, — тогда с Павла и его друзей подозрение спадет. Ниловна вспоминает, что Корсунова как-то предлагала идти к ней в помощницы — торговать на фабрике обедами. Быть может, вместе с обедами удастся проносить листовки…
Фабричные сторожа тщательно обыскивают у проходной рабочих — каждый день кто-то проносит листовки. Но Ниловне, которая с трудом тащит тяжелые ведра на коромысле, делают исключение. На фабрике в этот обеденный перерыв неспокойно. Рабочие возмущены несправедливостью — директор решил с каждого рабочего рубля отчислять копейку на осушение болот. Стихийно возникает митинг. Молодой рабочий Самойлов призывает бросить работу и объявить стачку. Но директор арестовывает его, грозя остальным штрафом. Стачка не удалась. Ниловна вместе с обедами незаметно раздает листовки.
Из тюрьмы возвращаются Павел и Андрей Находка. Их дружба еще более окрепла. Когда с фабрики приходит мать, Павел горячо благодарит ее за помощь в их общем деле. Теперь у подпольщиков новое задание — они должны готовиться к Первомаю. Узнав, что Павел решил нести впереди демонстрации знамя, Ниловна и Сашенька не могут скрыть своей тревоги: ведь за это ему снова грозит тюрьма! Но решение Павла твердо.
Раннее первомайское утро. На центральной площади слободки пикеты рабочих преграждают дорогу тем немногим, кто собирается в этот день работать. Площадь постепенно заполняется народом. Любящая повеселиться Корсунова затевает песни и пляски. Когда Николай Весовщиков, только что освобожденный из тюрьмы, обращается к народу с призывом дать открытый бой, Павел останавливает его — праздник и демонстрация не должны быть сорваны. Со знаменем в руках Павел становится во главе демонстрации. Неожиданно перед ней выросла грозная стена солдат. Толпа дрогнула и стала редеть. Группа смельчаков с пением революционной песни двинулась вперед. Но силы слишком неравны. Солдаты схватывают безоружных людей. На опустевшей площади остается лежать красное знамя со сломанным древком. Ниловна бережно подымает его.
В городской квартире ненастным осенним вечером Сашенька с нетерпением ждет Ниловну — она должна принести согласие Павла на побег. Все мысли Сашеньки устремлены к любимому, который уже полгода томится в тюрьме. Раздается стук в окно. Это — Весовщиков, бежавший из заточения. Но Павел и его друзья на побег не согласились. Вернувшаяся со свидания с сыном Ниловна сообщает, что они решили дождаться суда — сказать судьям и народу всю правду.
Зал суда. Подсудимым дают последнее слово. Как приговор звучит страстная речь Павла: цепи самодержавия будут сорваны с народа, рабочий класс победит, превратит труд в творчество и радость! Судьи поспешно удаляются на совещание. Родственникам разрешено проститься с подсудимыми, которых ждет — все это знают заранее — вечная ссылка в Сибирь. Но не страх переполняет душу Ниловны, а радость и гордость за сына. Его речь должна быть напечатана, и Ниловна сама повезет ее по селам. Сашенька уже не скрывает своей любви — она поедет за Павлом в ссылку, поможет ему бежать. Приговор суда Павел и его друзья встречают революционной песней.
Вокзал, помещение третьего класса. Пьяный купчик, швыряя кредитными билетами, угощает разношерстную компанию. Появляется Ниловна в одежде странницы-богомолки. В условленном месте ей передают чемодан, наполненный листовками с речью Павла. Вдруг Ниловна замечает следящего за ней Исая Горбова. Бежать уже поздно. Подосланный Горбовым сторож обвиняет ее в воровстве и хочет отнять чемодан. Тогда Ниловна раскрывает его и бросает в толпу листовки. Она говорит о вчерашнем суде, о своем сыне и его речи, которую везет людям, чтобы они узнали правду. Пока жандармы расталкивают толпу, окружившую женщину тесным кольцом, Ниловна успевает разбросать последние листовки. Гневно и грозно звучит ее голос: «Кровью разума не зальют, морями крови не угасят правды…».
История создания
Основой сюжета оперы послужила повесть А. М. Горького «Мать» (1906) — классическое произведение социалистического реализма. «Летом 1950 года, — рассказывает Т. Н. Хренников, — я перечитал горьковскую повесть. И мне сразу же стало ясно, что обязательно буду писать оперу на ее сюжет. И понятно почему: революционный пафос соединяется в произведении Горького с глубоким проникновением в тайники человеческой души… Образ Ниловны сразу вошел в мое сознание».
К работе над оперой композитор приступил в 1953 году, после завершения новой редакции оперы «В бурю». Чтобы глубже проникнуться атмосферой оперы, композитор побывал в Горьком. Здесь он познакомился с женой Заломова, послужившего прототипом образа Павла Власова, встречался .с кадровыми рабочими, старыми большевиками — участниками первых маевок. От них композитор услышал песни, которые пелись на рабочих сходках в канун революции 1905 года. Из этих песен родилась мелодия хора «Праздник светлый» в картине маевки. Кроме того, композитору удалось, по его словам, «почувствовать интонацию рабочей кадрили», которая вошла в ту же картину.
Опера была завершена в 1956 году. Премьера состоялась 26 октября 1957 года в Москве, в Большом театре Союза ССР.
Либретто, написанное драматургом А. М. Файко, близко к горьковской повести. В центре оперы — душевные переживания Ниловны, которая через любовь к сыну пришла в ряды борцов за революцию.
Музыка
Героика революционной борьбы сочетается в опере с лирикой, занимающей большое место. Музыка, напоенная народно-бытовой песенностью и революционным фольклором, привлекает теплой задушевностью, простотой и доходчивостью. Значительную роль в опере играют народные сцены, в которых показано нарастание революционных настроений вплоть до открытого выступления.
Первая картина первого акта обрамлена тоскливой песней фабричных «Осень темная». В центре картины — несколько портретных зарисовок. Слегка наигранная развязная веселость слышится в ариозо Корсуновой «Я, мать моя»; оно завершается бесшабашно-озорной плясовой мелодией. Ариозо Павла «Вот книги эти», задумчиво-спокойное вначале, постепенно проникается взволнованностью и заканчивается восторженной, торжественно приподнятой мелодией клятвы. Ему контрастирует безмятежная песня Находки «Та ли хата», пронизанная добродушным юмором украинских напевов. Облик Исая Горбова очерчен суховатым речитативом и гротескной оркестровой характеристикой.
В следующей картине показано первое столкновение подпольщиков с жандармами. Музыкальное развитие ведет от светлой романтики к напряженному драматизму. Музыка дуэта Сашеньки и Павла (не видящих друг друга) «Забота… Дружба» овеяна нежностью и сердечностью. Кульминация сцены сходки — хор подпольщиков «Довольно нам горя» близок призывным революционным песням. В ариозо Ниловны «Егорушка! Вихрастый озорник!» тягостные воспоминания сменяются чувством любви к сыну, гордости за него. Мятежную, бунтарскую душу Весовщикова характеризует ариозо «Уйти бы мне в Сибирь», сочетающее суровую силу с мучительной горечью страданий. Мужественное обращение Павла к матери «Вы, мама, не скучайте» согрето спокойной лаской. В проникновенном ариозо Ниловны «Нет!.. Пусто… Не могу» передана душевная боль и величавая, сдержанная скорбь.
Первая картина второго акта обрамлена гротескным хором сторожей «Орудуют ловко». В центре картины динамичная сцена митинга; негодующий хор рабочих «Несправедливо!» основан на упрямо восходящей напористой мелодии. В арии Ниловны «Нет, не могу поверить!» сменяются различные чувства — материнское горе, светлые воспоминания и новый прилив отчаяния.
Вся вторая картина состоит из сцен-диалогов. Начинается и завершается она дуэтом Павла и Находки «Друзья идут»; его гимнически приподнятая музыка озарена романтикой дружбы, проникнута непреклонной волей и уверенностью в будущем. В дуэте Ниловны и Павла «Сын мой» выражено радостное волнение встречи. Сцена Павла и Сашеньки «Вы уезжаете» звучит на фоне мелодии их первого дуэта в оркестре.
Третий акт, масштабная массовая сцена, открывается весенним, ясным по колориту хором «Праздник светлый». Наряду с буйной кадрилью, передающей народную силу и удаль, он оттеняет драматизм последующих эпизодов. В центре акта песня подпольщиков «Довольно нам горя» (из первого акта) и революционные песни: «Варшавянка», «Рабочая марсельеза» («Отречемся от старого мира»), «Смело, товарищи, в ногу». Мелодии этих песен сталкиваются с тупой и зловещей темой жандармов. Сольные эпизоды — ариозо Весовщикова «Сегодня рано утром» и речитатив Ниловны «Паша! Сын любимый»-— основаны на мелодиях из второй картины первого акта.
В камерной первой картине четвертого акта дана развернутая характеристика Сашеньки. В ее ариозо «Павел, Павел» передано чувство тягостного ожидания и тревоги. Этому ариозо контрастирует драматически напряженная сцена Сашеньки и Весовщикова. Задумчиво-печальный вокализ Сашеньки впечатляет красотой и напевностью.
В центре второй картины ораторски приподнятый, полный обличительного пафоса монолог Павла «Я не в защиту нашу»; к концу монолога в оркестре рождается величаво-распевная благородная мелодия. В страстно-взволнованном дуэте Павла и Сашеньки «Скорей, скорей!» отражены противоречивые чувства — горечь разлуки и счастье любви; он венчается патетической темой их первого дуэта в оркестре. Кульминация картины — песня «Довольно нам горя».
В начале третьей картины дважды противопоставляются сумрачно настороженный хор пассажиров «Свистит чугунка» и музыка, рисующая хмельной угар кутежа. В романсе купчика «Сам не знаю, почему» ухарство сочетается с надрывной пьяной тоской. Начиная с речитатива Ниловны «Вчера был суд», в оркестре развивается гимническая мелодия из монолога Павла на суде. На ней основан и сурово торжественный заключительный хор «Накопите злобы, безумные!».
М. Друскин