«Женщина без тени» (нем. Die Frau ohne Schatten) — опера немецкого композитора Рихарда Штрауса в трех действиях, либретто Г. фон Гофмансталя.
Премьера: Вена, 10 октября 1919 г., под управлением Ф. Шалька (Л. Леман — Жена красильщика).
Опера была задумана как философская гуманистическая сказка. Гофмансталь отмечал, что «Женщина без тени» так же относится к Волшебной флейте Моцарта, как Кавалер розы — к Свадьбе Фигаро. Внутренняя связь произведения Штрауса с «Волшебной флейтой» несомненна, однако в нем нет мудрой простоты и поэтической наивности моцартовского шедевра. «Женщина без тени» перегружена аллегориями, действие осложнено, и, хотя партитура ослепительна, в популярности она уступает другим произведениям Штрауса. В то же время, несмотря на барочные формы оперы и ее философскую переусложненность (отголоски сцены матерей из II ч. «Фауста» Гёте), в ней выступает гуманистическая идея, пусть и затемненная манерной, нарочито изысканной стилистикой текста Гофмансталя. В либретто сочетаются отголоски восточных легенд, волшебных фарсов Ф. Раймунда, сказок К. Гоцци. Действие движется по двум параллельным руслам и на редкость запутанно.
Сказочный Император на охоте пытался подстрелить газель, но она превратилась в прекрасную девушку, впоследствии ставшую его женой. Однако, приобретя человеческий облик, женщина не сделалась человеком: у нее нет тени, и она не может стать матерью. Отец Императрицы, царь подземных Духов Кейкобад, сообщает дочери свою волю: подобно всем людям, она должна иметь тень, иначе муж ее превратится в камень, а она навсегда возвратится в подземное царство. До истечения срока остается три дня, а у Императрицы нет никаких надежд на спасение мужа. Кормилица Императрицы — олицетворение зла и жестокости — решает помочь своей повелительнице получить тень ценой чужой жизни и чужого счастья. Она приводит Императрицу в хижину бедного крсильщика Барака, молодая жена которого не хочет иметь детей. Кормилица предлагает ей сделку: пусть та отдаст свою тень в обмен на власть и богатство. Жена красильщика соглашается, хотя и слышит упреки нерожденных детей. Но для того, чтобы передать Императрице тень и способность стать матерью, она должна изменить мужу. Кормилица силой чар создает призрачный облик любовника. Императрица испытывает все большее отвращение к обману, хотя и стремится спасти мужа, уже превратившегося в камень. В душе Жены красильщика также совершается перелом: ей стыдно идти по пути греха. Расступается земля и поглощает Императрицу, Кормилицу, красильщика и его жену. Тщетно незримые голоса в подземном царстве убеждают Императрицу испить из источника жизни, который подарит ей тень. Она преодолевает и последнее искушение, когда перед ней предстает превращенный в камень Император. Самопожертвование делает Императрицу человеком, она обретает тень, и муж ее оживает. Счастье приходит к Бараку и его жене.
Аллегория оперы, вопреки запутанности действия, несложна: нельзя строить счастье на чужом несчастье, только самопожертвование утверждает человеческое достоинство. Тень — это душа и в то же время символ материнства.
«Женщина без тени» — одна из самых сложных партитур Штрауса. Музыка лишена внутреннего единства: суховатый речитатив соседствует с широко развитыми ариозными построениями, феерия уживается с тонкой лирикой, монументальные формы — с камерными.
Несмотря на изобилие талантливой музыки, опера не принадлежит к самым популярным произведениям композитора. Однако она ставилась неоднократно: в Цюрихе (1932), Риме (1938), Милане (1940), Буэнос-Айресе (1949, под управлением Э. Клайбера), Сан-Франциско (1959), Париже (1972, театр «Гранд-опера», под управлением К. Бёма), Мюнхене (1963), Берлине (1971, постановка Г. Купфера). Следует отметить также спектакли на Зальцбургском пасхальном фестивале 1992 г. под управлением Г. Шолти и во Флоренции в 1993 г. В Москве «Женщина без тени» прозвучала в 1982 г. во время гастролей Гамбургской оперы, в которых участвовала Л. Ризанек — одна из лучших исполнительниц партии Императрицы.
В 1946 г. на основе симфонических эпизодов оперы композитор создал оркестровую фантазию.
А. Гозенпуд
Творения Вольфганга Амадея Моцарта не только восхищают слушателей, но и становятся источником вдохновения для композиторов последующих времен. Оперу «Кавалер розы» Рихард Штраус создавал по образу и подобию «Свадьбы Фигаро», а «Волшебная флейта» вдохновила его на создание другого произведения — «Женщина без тени». С последней оперой Моцарта эту оперу роднит многое — это тоже сказка, исполненная глубокого философского смысла.
«Женщина без тени» была завершена в 1917 г. Шла Первая мировая война — казалось бы, как могла появиться эта возвышенная сказка в такое тревожное время? Но Штраус вообще не любил соприкасаться с политическими событиями. Особенно его возмущало поведение тех коллег, которые «под покровом патриотизма пускают в ход разного рода дилетантский хлам», сам же он предпочитал «благоговейно молчать». Но если композитор «молчал» на злободневные политические темы, абсолютного «обета молчания» он все же не давал — по мнению Штрауса, «среди всего безрадостного, что приносит нам переживаемое время, единственное спасение в прилежной работе… Только труд может дать нам утешение». Одним из результатов труда в утешение и явилась «Женщина без тени».
Подобно «Кавалеру розы», либретто для «Женщины без тени» написал Гуго фон Гофмансталь. Истоки его многообразны — в сюжете оперы причудливо переплетаются мотивы сказок Карло Гоцци и восточного фольклора. В сложном и запутанном сюжете за многочисленными аллегориями скрывается возвышенная гуманистическая идея — что значит быть человеком? Этот вопрос должна решить для себя центральная героиня оперы — Императрица.
Ее знакомство с Императором произошло при очень необычных обстоятельствах: лань, которую Император намеревался убить во время охоты, неожиданно обернулась прекрасной девушкой — и он, конечно же, влюбился в нее и сделал красавицу своей супругой. Но Императрица — дочь Кейкобада, царя подземных духов — лишь внешне выглядит как человек. У нее нет тени (учитывая, что в фольклоре многих народов тень отождествлялась с душой, под этим может подразумеваться отсутствие бессмертной сущности), а главное — она бесплодна. Отец через посланника возвещает ей свою волю: у женщины есть три дня, чтобы обрести душу и способность к материнству — иначе ее супружескому счастью придет конец: она навеки возвратится в подземное царство, а Император обратится в камень.
На помощь Императрице приходит ее Кормилица — не столько из любви к ней, сколько из ненависти к миру людей. Императрица не может иметь детей — а есть женщины, у которых такая способность есть, но она совсем не нужна им (да и тень — то есть душа — наверное, не нужна). Вот, например, жена бедного красильщика Барака — она и детей не хочет, и жизнью с мужем недовольна: Барак работает, не покладая рук, но не может заработать на роскошные наряды для нее. В обмен на богатство она с легкостью отдаст и тень, и способность к материнству. Напрасно нерожденные дети жалобно взывают к ней — женщина соглашается на обмен. Чтобы сделка состоялась, она должна изменить мужу — и Кормилица своими чарами творит для нее призрачного любовника. Узнав о случившемся, Барак заносит меч над женой — и обоих поглощает земля, Императрицу же, так и не получившую желаемого, уводит Кормилица.
В недрах земли жена Барака впервые думает о муже с любовью, а он прощает ее — это помогает обоим подняться на поверхность и встретиться. Императрица же в Храме ожидает суда — но кто будет судить ее? Перед ней возникает окаменевший Император, у ног его бьет Золотой источник жизни. Таинственный голос призывает ее испить из источника — тогда она получит тень жены Барака, а супруг ее оживет. Но Императрица отказывается, не желая покупать себе счастье такой ценой. И тогда у нее появляется тень — не чужая, а ее собственная: проявив готовность к самопожертвованию, она стала человеком. Император оживает, Барак и его жена тоже счастливы. Ликующе звучат голоса детей, которым предстоит родиться.
Музыкальная ткань оперы очень сложна и красочна. Суховатый, скупой речитатив соседствует с ариозными эпизодами, монументальные формы — с камерными, а вокальные партии весьма сложны. Композитор задействовал грандиозный состав оркестра — количество исполнителей превышает сотню, кроме того, Штраус использовал множество красочных тембров: ксилофон, китайский гонг, челеста, орган. В финале оперы та душевная чистота, которую обретают герои, передана «небесным» звучанием стеклянной гармоники.
Премьера оперы состоялась в Вене в 1919 г. Большого успеха она не имела, критики усмотрели в ней «претенциозность и помпезность». В последующие годы она ставилась в Цюрихе, Риме, Милане, Берлине и других городах, но к часто исполняемым операм ее отнести нельзя — прежде всего, из-за ее сложности. Постановка «Женщины без тени» считается своеобразным испытанием, демонстрирующим высочайший уровень театра. В России на сегодняшний день ее имеет в своем репертуаре только один театр — Мариинский.
Оперное творчество Р. Штрауса →