Дворжак. Фортепианное трио No. 4, «Думки»

Piano Trio No. 4 (e-moll), Op. 90, B. 166

Композитор
Год создания
1891
Дата премьеры
11.04.1891
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

В 1890 г. Антонин Дворжак посетил Франкфурт-на-Майне, где он был представлен Кларе Шуман. После возвращения в Прагу композитор приступил к работе над Фортепианным трио № 4. Однако композитор был очень занят в то время – он готовился к началу преподавания в консерватории, поэтому работа над произведением затянулась, и завершено оно было в феврале 1891 г. В одном из писем Дворжак охарактеризовал трио как «маленькую пьесу для скрипки, виолончели и фортепиано», которая будет одновременно «радостной и грустной»: в одних местах – «меланхолическая песня», в других – «веселый танец».

Из четырех фортепианных трио, созданных Антонином Дворжаком, самым необычным можно назвать Четвертое. Как правило, фортепианное трио имеет вид традиционного сонатного цикла, в котором каждая из трех или четырех частей отличается от других, причем одна или две части пишутся в сонатной форме (таковы и остальные фортепианные трио Антонина Дворжака). Четвертое трио совершенно иное – это поистине уникальное произведение, в котором жанр камерно-инструментального ансамбля сближается с сюитой. Трио состоит из шести частей – что само по себе необычно для камерно-инструментального ансамблевого сочинения, и все они имеют единую жанровую природу, причем вполне определенную – композитор дал этому фортепианному трио заглавие «Думки».

Термином «дума» или «думка» исследователи славянского фольклора в XIX столетии обозначали печальную, медленную лирическую песню с протяжной мелодией. Этот жанр славянского фольклора пришел в профессиональную музыку в эпоху романтизма, и одним из первых обратился к нему Ференц Лист, побывав в имении Каролины Витгенштейн. Но наиболее полное претворение получил этот фольклорный жанр в творчестве Антонина Дворжака. Для него жанр думки стал средством воплощения как лирических образов, так и эпических. Он появляется в качестве медленной части в различных циклических произведениях Дворжака – например, в Фортепианном квинтете № 2 ля мажор, в Струнном секстете, в Струнном квартете № 10 ми-бемоль мажор, известном как «Славянский», но в Четвертом фортепианном трио думками являются все шесть частей. Это поистине кульминация претворения и жанра думки, и славянского фольклорного элемента в целом, который всегда играл важную роль в музыкальном языке Дворжака. В этом смысле можно сопоставить трио «Думка» со «Славянскими танцами», но это произведение отличается большей внутренней цельностью и глубиной.

Цельности цикла способствуют многие его особенности. В структуре произведения принципы сюитности и вариационности сочетаются с чертами сонатного цикла. Первые три части, исполняемые без перерыва, можно сопоставить с традиционной первой частью, четвертую часть – с медленной, пятую – со скерцо, шестую – с финалом. Первая и заключительная части, имеющие один и тот же темп – Lento maestoso – играют роль «пролога и эпилога», обрамляя цикл и придавая его структуре черты репризности. Тональный план произведения основывается на типичных для творчества Дворжака сопоставлениях одноименных тональностей, а также терцовых соотношениях и плагальности: ми минор и ми мажор в первой части, до-диез минор во второй, ля мажор в третьей, ре минор и ре мажор в четвертой, ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор в пятой, до минор и до мажор в шестой.

Образный строй произведения развивается от напряженных и тревожных размышлений через множество разнообразных образов – лирических, драматических, пасторальных, жанрово-танцевальных – к успокоению и просветлению.

Первая часть – Lento maestoso – основана на одной теме, которая появляется в разных обличьях, будучи то меланхолической, то страстной, то бодрой. Во второй части – Poco adagio – элегическую первую тему, перекликающуюся с вокальной лирикой Роберта Шумана, излагает виолончель – этот инструмент играет в «Думках» весьма важную роль. Этой мелодии противопоставляется возбужденный ритм второй темы. Третья часть – Andante – подобно первой части, строится на одной теме, но она более светла и радостна. Четвертая – Andante moderato – имеет черты рондо с маршеобразным рефреном. Пятая часть – единственная в цикле, имеющая быстрый темп – Allegro, тем не менее, в ней ощущается меланхолическое настроение. Шестая, заключительная часть – Lento maestoso – построена на развитии двух контрастных тем.

Первое исполнение Фортепианного трио № 4 «Думки» состоялось в апреле 1891 г. в рамках торжественного вечера, посвященного присуждению Дворжаку почетной степени в Пражском университете. Фортепианную партию исполнил сам композитор. Трио имело большой успех и сразу после премьеры стало популярным произведением. Впоследствии Дворжак участвовал в исполнении своего Четвертого фортепианного трио более четырех десятков раз – в частности, оно вошло в программу большого прощального гастрольного турне по городам Чехии и Моравии, которое Дворжак предпринял перед отъездом в Америку.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Равель. Интродукция и Аллегро для арфы Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама