Sonata for Solo Violin (D-dur), Op. 115
В 1947 г. Советский Союз праздновал тридцатилетие Великой октябрьской социалистической революции. Для людей той эпохи этот юбилей имел колоссальное значение – страна была охвачена радостным воодушевлением, и, разумеется, композиторы не могли остаться в стороне. Сергей Сергеевич Прокофьев откликнулся на это событие созданием таких произведений, как, кантата «Расцветай, могучий край» и праздничная поэма для оркестра «30 лет». Тогда же рождается Соната для скрипки соло ре мажор. Близкая к этим сочинениям по времени создания, она оказалась близка к ним и по образному строю. По словам Сергея Сергеевича, соната «благодаря мажорному характеру и разработанным в ней русским темам… перекликается с настроениями этих дней».
После Ивана Евстафьевича Хандошкина, жившего и творившего в XVIII столетии, жанр сольной скрипичной сонаты не привлекал внимания отечественных композиторов. Да и в целом подобные сочинения для скрипки – явление не такое уж распространенное (хотя именно в ХХ столетии интерес к ней возродился – такие сочинения создавали Бела Барток, Пауль Хиндемит). Написать подобное произведение действительно нелегко – необходимо создать мелодию не просто яркую, а самодостаточную, которая будет производить впечатление на слушателя без гармонического сопровождения.
Прокофьев же поставил перед собой задачу еще более сложную. Он говорил, что соната представляется ему в унисонном исполнении молодых скрипачей или даже учеников музыкальной школы. Иными словами, композитор изначально ориентировался на музыкантов, чьи исполнительские возможности сравнительно скромны, а значит, аккорды, элементы скрипичной полифонии и другие приемы, требующие виртуозности, следовало применять весьма ограниченно. Но ориентация на «молодых скрипачей» (юношей или даже талантливых детей) определила не только приемы игры – оптимистический тон сонаты ассоциируется со светлыми устремлениями юности. Композитор не случайно упоминал о «мажорном характере» сочинения – действительно, большинство тем этого прокофьевского произведения имеют мажорный лад, преобладает он и в их развитии (исключение составляет лишь вторая тема заключительной части).
Часть первая – Moderato – пронизана мощной энергией, исходящей от упругих маршеобразных ритмов. Главная партия с ее размеренным, четким ритмом пронизана фанфарными возгласами и тиратами, но многочисленные музыкальные украшения вызывают представление не столько о торжественности, сколько о мальчишестве, об озорном характере. Побочная партия очень выразительна и лирична, широкая распевность роднит ее с русскими народными песнями. На ее интонациях основана заключительная партия, но здесь они приобретают совершенно иной облик в сочетании с аккордами, которые звучат как имитация балалайки. Разработка невелика по объему, однако в ней развиваются все три темы, которые были представлены в экспозиции, реприза же становится почти точным ее повторением, но с тональным объединением тем. В сравнении с другими разделами сонатной формы, кода представляется довольно обширной. Фанфарные интонации, впервые появившиеся в главной партии, здесь уверенно утверждаются.
Слова Прокофьева о разрабатывании русских тем в сонате в полной мере можно отнести ко второй части – Andantedolce. По форме она представляет собой тему с вариациями (именно эта форма всегда считалась наиболее подходящей для развития русских народно-песенных мелодий), а широкая, распевная тема действительно подобна русской песне. За темой следуют пять разнохарактерных вариаций. Первая сохраняет спокойное движение темы, вторая носит скерциозный характер, третья (единственная из всех) звучит в минорном ладу, в четвертой появляются полифонические элементы. Пятая вариация звучит гимнически – как величальная песня, ее торжественность подчеркивается плотностью двойных нот, которые композитор здесь использует единственный раз в этой части сонаты.
В финале сонаты – Con brio – возвращается то жизнерадостное настроение, которым проникнута была часть первая. Главную роль в создании праздничной атмосферы играет главная партия, по ритмической организации близкая к мазурке. Широкие скачки в сочетании с акцентами, приходящимися то на сильную, то на слабую долю, производят впечатление веселой игры. Жизнерадостность первой темы оттеняется легкой грустью второй – очень гибкой, с извилистым мелодическим рисунком. Средний раздел исполнен энергии, заключенной во «взлетающих» пассажах и скрытых подголосках. Этот музыкальный материал после репризы возвращается в коде – торжественной, светлой и бравурной.
Соната для скрипки соло ре мажор впервые прозвучала в 1960 г. в Москве. Как и хотелось Прокофьеву, ее первыми исполнителями стали молодые скрипачи, игравшие в унисон – студенты Московской консерватории.