«Девушка с Запада» (ит. La fanciulla del West) — опера Дж. Пуччини в 3 действиях, либретто Г. Чивинини и К. Дзангарини по драме Д. Беласко «Девушка с Золотого Запада».
Премьера: Нью-Йорк, 10 декабря 1910 г., под управлением А. Тосканини, с участием Э. Карузо и Э. Дестинн (Дестиновой); в России — Москва, Опера Зимина, 19 сентября 1913 г. (под названием «Дочь Запада»; В. Дамаев — Джонсон, С. Друзякина — Минни, М. Бочаров — Ренс).
Привлекшая внимание Пуччини пьеса американского писателя Д. Беласко (1905) во многом предваряет будущие вестерны американского кино: в ней есть напряженная фабула, мелодраматические эффекты, живописный фон и сентиментально-счастливый конец.
В салуне (трактире) собираются золотоискатели Дальнего Запада, привлекаемые красотой хозяйки Минни. За ней ухаживает сам шериф Джек Ренс, ревнующий ее к Джонсону, который недавно появился в этих местах и явно пользуется симпатией хозяйки. Действительно, Джонсон пришелся ей по душе, и она назначает ему свидание в своем домике, в то время как шериф вместе с золотоискателями отправляется на поиски бандита Рамереса, не подозревая, что Рамерес и Джонсон — одно лицо. Минни узнаёт настоящее имя Джонсона. Оскорбленная и уязвленная, она прогоняет его, но когда он, раненый преследователями, ищет у нее убежища, девушка прячет его. Кровавые следы указывают шерифу место, где скрылся преследуемый. Минни играет с Джеком в карты и выигрывает жизнь Джонсона. Однако ревнивый шериф не оставляет преступника в покое. Он ловит его и отдает в руки золотоискателей. Те собираются линчевать бандита. Джонсон умоляет об одном: не говорить ничего Минни. Но она появляется сама, и толпа отпускает раскаяшегося Джонсона- Рамереса, который хочет начать с любимой новую жизнь.
«Девушка с Запада» не принадлежит к числу лучших опер Пуччини. Кое в чем ее драматургия повторяет «Тоску»: шериф выполняет функцию, близкую Скарпиа, а Минни и Джонсон соответствуют Тоске и Каварадосси; предсмертная лирическая ария Джонсона близка арии Каварадосси. Но, несмотря на некоторую вторичность драматургии, музыка обладает высокими достоинствами. Хотя композитор использовал индейский и американский фольклор, в опере преобладает итальянский мелос, который смягчает откровенный расчет автора драмы на внешний эффект.
В советский период «Девушка с Запада» ставилась на сцене ленинградского Малого оперного театра (1941, Н. Вельтер - Минни) и Театра оперы и балета Латвии (1957, Ж. Гейне-Вагнер - Минни, М. Фишер - Джонсон).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
МИННИ, хозяйка трактира «Полька» (сопрано)
НИК, слуга в трактире (тенор)
ДЖЕК РЭНС, шериф (баритон)
РАМЕРЕС (ЭЛИАС ДИК ДЖОНСОН), бандит (тенор)
ЭШБИ, агент «Уэллз-Фарго Транспорт К°» (бас)
золотоискатели:
СОНОРА (баритон)
ТРИН (тенор)
СИД (баритон)
КРАСАВЧИК (баритон)
ГАРРИ (тенор)
ДЖО (тенор)
СЧАСТЛИВЧИК (баритон)
ЛАРКЕНС (бас)
БИЛЛИ ДЖЕКРЭББИТ, индеец (бас)
ОУКЛИ, его возлюбленная (меццо-сопрано)
ДЖЕК УОЛЛЕС, странствующий бард (баритон)
ХОСЕ КАСТРО, член банды Рамереса (бас)
Время действия: около 1850 года.
Место действия: Калифорния, США.
Будучи впервые в США в 1905 году, Пуччини увидел исполнение пьесы Дэвида Беласко «Девушка с золотого Запада». Он был очарован старыми сценическими клоунскими трюками, восхитительными декорациями и ужасно страшной бурей, мастерски представленной на сцене. Его пленила также довольно простодушная мелодрама, построенная на игре в покер, ставками в которой была жизнь мужчины и тело женщины. Наконец, он был восхищен тем теплым приемом, который Америка оказала ему самому.
Но только по возвращении в Италию Пуччини решил воспользоваться этой пьесой Беласко в качестве сюжета для своей новой оперы. Как это уже не раз было, у него возникли трудности в работе с либреттистами, пока не получилось такое либретто, какое его удовлетворило. К тому же у него начался разлад в семейной жизни: его жена стала патологически ревнивой к их служанке и публично обвинила Пуччини в том, что та была его любовницей (на самом деле этого не было). Она довела девушку до самоубийства. Состоялся суд; мадам Пуччини признали вивовной; решение было обжаловано, а затем дело было прекращено по просьбе семьи девушки. Но супруги Пуччини были сурово наказаны: долгое время они жили отдельно друг от друга, и мучения, через которые оба они прошли, оставили глубокую печать на них обоих.
Не сочини Пуччини впоследствии свои оперы «Джанни Скикки» и «Турандот», можно было бы считать, что все случившееся сломило его дух и положило конец его карьере первоклассного оперного композитора. Что касается «Девушки», то несмотря на блестящий успех на премьере, она скучна. Нельзя сказать, что в ней нет драматических моментов — достаточно вспомнить сцену игры в покер. Но они растворяются в гораздо менее интересных эпизодах. «Для этой драмы, — говорил композитор, — я сочинил музыку, которая, я это ясно ощущаю, отражает дух американского народа, и особенно дух сильной, суровой природы Запада». Но, в сущности, это, конечно, ординарная итальянская опера, и, когда в нее вторгаются диалоги в стиле «Дикого Запада», трудно удержаться, чтобы не засмеяться. При всем этом в 1955 году опера была возобновлена в Чикаго. (В России она была поставлена в 1960 году на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балета. — А.М.)
Действие первое
Бар в трактире «Полька» — излюбленное место, где собираются по вечерам золотоискатели, хлынувшие в эти места. У его хозяйки Минни, души этого заведения, два помощника — пара индейцев, Билли Джекрэббит и его подруга Оукли. Атмосферу и колорит этих мест передают изображение карточной игры «в фараон», во время которой вспыхивает ссора, а также меланхоличная песня, которую поет Джек Уоллес («Che farano i vecchi miei la lontano» — «Далеко ты, край родной»).
Здесь присутствует также Эшби, агент «Уэллз — Фарго Транспорт К°», который говорит, что выслеживает мексиканскую банду разбойников под предводительством Рамереса. Он сообщает последние новости о ней Рэнсу, шерифу полиции и местной важной персоне. Хозяйка трактира Минни приносит виски. Рэнс намекает, что он скоро женится на Минни, и эти слова вызывают бурную реакцию присутствующих. Между Рэнсом и золотоискателем Сонорой вспыхивает ссора. На сей раз сама Минни наводит порядок — она выстреливает в воздух из револьвера. Является почтальон из «Уэллз-Фарго» с письмом для Эшби, в котором сообщается о том, где будет Рамерес сегодня ночью. Минни и Рэнс остаются одни. Шериф вновь говорит ей, что намеревается оставить свою жену и жениться на ней, Минни («Minnie, dalla mia casa son partito» — «Минни, ушел я из дома»). Пока Рэнс — с итальянской страстью, но безуспешно — пытается добиться любви Минни, приходит незнакомец. Это Дик Джонсон (он же Рамерес). Он тут же возбуждает у Рэнса неприязнь. «Чем ты занимаешься, незнакомец?» — спрашивает он, смахивая при этом кружку Дика на пол. И только повторное вмешательство Минни спасает Дика. Он, главный герой-тенор, сразу захватывает воображение Минни.
Пока Минни и Дик танцуют в соседней комнате, раздается шум: это золотоискатели захватили одного из членов банды Рамереса, некоего Кастро. Его вводят, и он за сохранение ему жизни обещает отвести золотоискателей в одно никому не известное место, где есть золото. Так он направляет золотоискателей по ложному пути. В следующее мгновение возвращается Дик, и Кастро узнает в нем самого Рамереса. Кастро удается сказать своему шефу, что он не выдал никаких секретов: его парни просто ждут, чтобы шериф ушел, и тогда они совершат налет.
Когда все они уходят, Дик остается с Минни. Теперь выясняется, что старатели оставили Минни на хранение все свое золото. В дуэте, которым завершается это действие, Дик не только отказывается от своих преступных планов ради женщины, которую он полюбил, но и обещает защитить ее от любых посягательств. Не зная еще, кто на самом деле новый предмет ее страсти, Минни приглашает Дика прийти к ней домой.
Действие второе
На верхнем этаже трактира, в комнате Минни, Оукли поет колыбельную песню своему малышу и обсуждает с Билли их предстоящую свадьбу, которая должна состояться по желанию их хозяйки Минни и которая наконец узаконит их взаимоотношения. Их домашнее обсуждение прерывается приходом Минни, которая велит приготовить ужин на двоих. Она хочет доставить удовольствие Дику Джонсону хорошим приемом. Входит Дик. Они говорят о жизни, и в конце концов они решают, что, поскольку за окном разыгралась гроза, Дик останется у Минни на ночь (но будет спать отдельно). Неожиданно раздаются голоса парней. Минни выходит к ним. Дик, укрывшись за шторой, слышит, как они говорят Минни, что им стало известно, что Дик Джонсон — это и есть сам Рамерес. Минни высмеивает их; ей удается их прогнать. Она возвращается в комнату и обрушивается на Дика с тяжелыми упреками. Он признается в том, что он действительно главарь банды, но таким он был вынужден стать после смерти своего отца, что не оставило ему выбора в жизни, так как он должен был поддержать свою любимую престарелую мать и младших братьев и сестер. Он говорит, что как только увидел Минни, сразу решил покончить с прошлым. Раздаются выстрелы — это стрелял Рэнс. Дик ранен.
Минни снова прячет Дика, теперь истекающего кровью, на чердаке, и, когда Рэнс входит, она твердо ему заявляет, что у нее никого нет. Рэнс рыщет по всем углам, но не может отыскать свою жертву. Он грубо обвиняет Минни в том, что она влюбилась в бандита. Пока они так выясняют отношения, капля крови падает с чердака. Рэнс в бешенстве заставляет раненого спуститься вниз. Но в этот момент Дик теряет сознание. Минни идет на последнюю отчаянную уловку. Зная, что Рэнс заядлый игрок, она предлагает ему сыграть с ней три кона в покер: если выиграет она, Дик будет свободен, если он — то тогда он может взять Дика и также ее («Siete pronto? Son pronto. Taglia, a te» — «Ты готов? Я готова. Твоя награда»). Они играют, и каждый выигрывает по одному разу. Последний кон для Минни, однако, складывается плохо, но ей удается незаметно подменить пять карт. В результате — ее выигрыш. Рэнс уходит, затаив жажду мести. Влюбленные остаются вместе («E mio!» — «Он мой!»).
Действие третье
В каньонах Калифорнии группа золотоискателей, ненавидящих Дика Джонсона, охотится за ним. Уже дважды раздавались крики, что он пойман, но Дик оба раза ускользал от своих преследователей. В конце концов одному из золотоискателей, Соноре, удается схватить его. И вот его приводят. Для него приготовлена веревка, и его собираются повесить. У каждого есть, в чем его обвинить. Дику позволяется сказать последнее слово, которое оказывается самой известной арией в этой опере: «Ch'ella mi creda libero» («Пусть она думает, что я свободен»). В ней он просит не говорить Минни о том, что он погиб: пусть она верит, что в один прекрасный день он еще вернется к ней.
Рэнс не может сдержать своей злобы и дает Дику пощечину. На Дика набрасывают веревку. Но как раз в этот момент на коне появляется Минни (если примадонна в состоянии так появиться). Грозя пистолетом, она останавливает это судилище. Шериф пытается натравить на нее толпу старателей, но Минни останавливает их, напоминая им, что разве не делала она все, что могла для них сделать? И неужели они теперь не сделают для нее одно-единственное: не позволят человеку, которого она так любит, начать с ней новую жизнь? Всех охватывает волнение. Сонора от имени всех дарует жизнь и свободу Рамересу и его верной подруге. Обнявшись, Дик и Минни уходят.
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
Благодаря великолепному составу певцов (Эмми Дестин, Энрико Карузо, Паскуале Амато), премьера оперы, которой дирижировал Артуро Тосканини в нью-йоркском театре «Метрополитен», была принята с огромным успехом публикой и критикой. Впоследствии, однако, судьба «Девушки с Запада» сложилась нелегко, хотя крупные певцы охотно пели в ней, тем более что три главных образа отличаются сценической рельефностью и правдивостью.
Помимо того что опера изобилует большими исполнительскими трудностями, можно говорить о повороте в самом стиле Пуччини. Ренато Мариани считает это произведение проявлением новой манеры композитора: «С оперой „Девушка с Запада" музыкальный театр Пуччини, мир его образов полностью меняется. Композитор по-новому понимает театр; сентиментальная линия перестает быть самодостаточной, она становится следствием или обобщением духовной драмы, разворачивающейся в окружающей действительности. Мир „Девушки" — мир жестокого столкновения коллективных чувств, темных страстей, беспокойного существования жаждущей богатства толпы, страдающей, алчной, подозрительной, свирепой, живо прочувствован композитором, который отображает его в опере посредством могучих образов и бурных сцен».
Уже вступление знаменательно, в нем сосредоточен самый узел драмы, и, как справедливо отмечает Энцо Рестаньо, «гармоническая неустойчивость и тембровое напряжение целотонового рисунка изображают сомнение в истинности обычных взглядов на любовь и если их приятие, то с большой осторожностью... С аккордом, завершающим инструментальную интродукцию, появляется тема Рамереса — короткий мотив типа фанфары...» Следует добавить, что в прелюдии широко развита тема любви, изображаемая в духе Америки прошлого, но как бы померкнувшая от блеска других тематико-тембровых элементов, сияющих и властных, как золото этого западного края.
Во всем первом действии в музыкальную ткань, пожалуй, слишком изобилующую описательностью, вводятся мелодические фрагменты, но эти мелодии не переходят в настоящие романсы, мерцая, как золотой песок в калифорнийских реках. Во втором действии усиление мелодического начала имеет место в любовном дуэте Дика и Минни и в дуэте с картами девушки и Рэнса; другие музыкальные эпизоды более сжаты и подчиняются тому принципу лаконизма, которого придерживается Пуччини после роскоши описаний в первом действии. Впрочем, эти описания, бытовые зарисовки, служащие не только пояснениями, присутствуют и во втором действии, в изображении, почти кинематографическом, комнатки Минни, ее тихого уюта (не забудем и экзотической картинки в духе «Баттерфляй» с двумя краснокожими). Минни впервые узнает любовь, которую во время свидания выражает бурно, неистово и предвосхищает пылкую страстность «Турандот». Пуччини снова обращается к теме любви и отдает ей лучшие свои силы. Простодушная Минни меняется, в ее лице появляется скрытая доселе жестокость, которой у нее не могло не быть, учитывая ее образ жизни. Дик влюбился в нее первый, поначалу как в смутное воспоминание.
Что касается Дика, то это тип разбойника, а не яркая индивидуальность, как другие любимые образы Пуччини. Однако с ним связаны две арии, до сих пор пользующиеся большим успехом, подобных нет даже у главной героини: хотя она много поет, подлинные поводы для аплодисментов отсутствуют. Это практически два гимна: первый — рассказ о своей жизни с балладным сопровождением и артикулированным пением в веристском стиле; во втором гимне — та же дерзость тенора при большем лаконизме: речь идет о его последнем бурном прославлении духовной победы Минни.
В целом, несмотря на широту панорамы, перед нами история любви трех, как в «Тоске». Искренне любящая и ревнивая героиня напоминает Тоску, немного простоватый влюбленный герой — Каварадосси, хотя Рамерес — больший авантюрист и идеалист, разочарованный, ищущий опасностей; баритон Рэнс — своего рода Скарпиа. Когда он появляется, его тягостный чувственный гнет подчеркивается не только пением, но и оркестром с его мрачными, садистскими изгибами и всей атмосферой жестокости и пыток. Вспомним хотя бы поиски Дика в жилище Минни, кровь, текущую с чердака, дикую радость при поимке бандита, партию в карты. Второстепенные фигуры обрисованы безусловно удачно и особенно весомы в первом действии, когда золотоискателей охватывает тоска по дому, или они слушают чтение Библии, и в последнем действии, когда они приветствуют Минни в пламенном хоре, напоминающем о «Манон» и о «Турандот» и содержащем отголоски из Масканьи. Этих персонажей хорошо характеризуют и исполняемые говорком эпизоды, которые придают такой доверительный (и такой трудный для передачи) тон всему произведению.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
История создания
В 1905 году в Нью-Йорке Пуччини присутствовал на премьере драмы Давида Беласко «Девушка с золотого Запада». Спектакль произвел на него огромное впечатление. Как раз в это время композитор искал сюжет для новой оперы; «Девушка с золотого Запада» привлекла его внимание суровым романтическим колоритом полуцивилизованной Калифорнии в период охватившей ее «золотой лихорадки». Пуччини задумал создать оперу, в музыке которой воплотились бы образы, близкие героям Брет Гарта и типичные для целого этапа американской жизни. Либретто по драме Беласко взялись делать поэты К. Цангарини (род. в 1874 г.) и Г. Чивинини (1873—1954). В 1910 году создание оперы было завершено. Премьера «Девушки с Запада» состоялась 10 декабря 1910 года в Нью-Йорке под управлением Тосканини. Партию Джонсона исполнял Карузо. Спектакль прошел с триумфальным успехом. На сценах советских театров опера идет под названием «Девушка из Калифорнии».
Музыка
«Девушка с Запада» отмечена стремительностью развития действия, яркой театральностью, свежестью музыкального языка и оркестровой палитры. Хотя порой она грешит мелодраматизмом и внешними эффектами, в целом в опере, безусловно, преобладают достоинства.
Вступление концентрирует в себе лирические настроения оперы. Первый акт — широко развернутая жанрово-бытовая сцена. Сольные реплики чередуются с ансамблевыми, речитативные фразы — с краткими восклицаниями. Вставной номер — грустно меланхолическая песня Уэлеча «Вспоминая обо мне, сон теряет мать родная» — выдержан в народном духе. Большого драматического накала достигают последующие массовые сцены. Перелом наступает в момент выхода Минни, когда в оркестре появляется распевная лирическая тема, рисующая ее пленительный облик. Сцена Минни и Рэнча вначале сдержанна, приглушенно сумрачна; затем партия Рэнча приобретает лирическую окраску («Минни, родной свой дом…»), а в речах Минни воцаряется спокойствие («Любовь куда дороже…»). В сцене Минни, Джонсона и Рэнча ведущую роль играет оркестр; он передает внутреннее волнение Минни и Джонсона, речитативные фразы которых внешне безразличны. Звучит вальс-бостон эстрадного плана, на него накладываются злобные реплики Рэнча («Я — шериф всей округи… Надо мной не смеются…»), восклицания хора. Беззаботный танцевальный ритм вытесняется мрачным маршем, на фоне которого разворачивается сцена золотоискателей с бандитом Кастро. Сцена объяснения Минни и Джонсона, начинаясь в спокойных лирических тонах («Мистер Джонсон, вы здесь остались»), к заключению акта достигает огромного эмоционального напряжения.
Краткое оркестровое вступление ко второму акту наделено экзотически терпким колоритом, призванным охарактеризовать индейцев. Те же суровые архаические звучания сохраняются в сцене Билли и Уокли («Крем и бисквиты хозяйке»). Сцена Минни и Джонсона («Ах, как вы прекрасны») покоряет широким мелодическим дыханием, искренностью и эмоциональной полнотой. С приходом золотоискателей в музыке возникают тревожные краски. Скорбное ариозо Джонсона «Позволь мне только слово» сопровождается мелодико-ритмическими оборотами похоронного марша.
Беседа Рэнча и Ника («Я уверяю вас, шериф») звучит на фоне одиночных, словно застылых аккордов. Последующие ансамблевые сцены носят возбужденный характер. Ариозо Джонсона «Дайте ей поверить» полно отчаяния и скорби. В сцене Минни с золотоискателями глубоко драматические интонации сменяются жалобными, ласково-молящие — страстными. Заключительный дуэт Минни и Джонсона «Прощай, прекрасная родина, прощай, моя Калифорния» в сопровождении хора носит просветленный, умиротворенный характер.
М. Друскин