Symphony music
Основные жанры творчества Рихарда Штрауса — симфоническая поэма и опера.
Одночастные поэмы Штрауса, отличающиеся блестящей оркестровкой, нередко с монотематическим развитием, применением лейтмотивов и трансформацией тем, представляют собой развитие этого жанра, введённого Ф. Листом. Характерные для поэм портретность, конкретность образов, театральность и свободное применение изобразительных приёмов во многом идут от традиций Г. Берлиоза.
В основе ряда симфонических поэм Штрауса лежат образы мировой литературы. Первая из них — поэма «Макбет» по У. Шекспиру (1-я редакция, 1887) отличается суровым, мрачным колоритом.
Широко известна поэма «Дон Жуан» по Н. Ленау (1889), ведущая идея которой — непостоянство как следствие стремления к идеалу. Образы её ярки и красочны, музыкальное развитие захватывает стремительностью.
В поэме «Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля» (1896) композитор взял за основу немецкий вариант легенды (отсутствует тема освободительной борьбы Нидерландов с Испанией). Это самое популярное оркестровое произведение Штрауса; композитор передаёт приключения героя в развитии двух тем, непрестанно меняющих характер.
Поэму «Дон Кихот» по М. Сервантесу (1897) композитор назвал «фантастическими вариациями на тему рыцарского характера». Сочинение завершается грустной насмешкой над человеческой восторженностью.
Образы и идеи обобщающего значения композитор черпал также и в некоторых философских учениях. Поэма «Смерть и просветление» (1889) посвящена вечной проблеме жизни и смерти и связана с философией А. Шопенгауэра; «Так говорил Заратустра» по Ф. Ницше (1896) представляет собой попытку передать средствами музыки некоторые аспекты одноименного философского сочинения. В этом произведении композитор обратился к сложной системе лейтмотивов, использовал оркестр увеличенного состава и орган.
Поэма «Жизнь героя» (1898) имеет автобиографический характер, о чём свидетельствует введение тем из других сочинений композитора.
Автобиографическая тема разработана также в одночастной «Домашней симфонии» (1903), где героический характер мужчины и капризный чарующий женский образ дополнены портретом ребёнка (тембр гобоя д’амур), законченная в 1915 «Альпийская симфония» по существу тоже является программной симфонической поэмой. Она продолжает линию 6-й, «Пасторальной», симфонии Бетховена и с блеском передаёт красоту зримого мира.
Последнее симфоническое произведение Рихарда Штрауса — этюд для 23 струнных солирующих инструментов «Метаморфозы» (1945) — может быть названо траурной одой, элегической поэмой; в музыке его развивается мотив из темы траурного марша 3-й, «Героической», симфонии Бетховена.
О. Т. Леонтьева