«Электра» (нем. Elektra) — опера Рихарда Штрауса в 1 действии, либретто Г. фон Гофмансталя по его одноименной трагедии.
Премьера: Королевский оперный театр, Дрезден, 25 января 1909 года, под управлением Э. Шуха.
Опера, родственная по духу «Саломее», свидетельствовала об усилении экспрессионистских тенденций в творчестве Штрауса. Высокий гуманизм античной трагедии («Электра» Софокла) подменен изображением темных сторон человеческой психики.
Основа сюжета — вольно трактованный миф. Задолго до начала действия царица Клитемнестра с помощью своего любовника Эгиста убила мужа — царя Агамемнона. Их дочь Электра ненавидит мать, которая платит ей тем же. В отличие от младшей сестры Хризотемиды, Электра живет неукротимой жаждой мести за убитого отца. Ненависть к матери довела ее до исступления. Из изгнания тайно возвращается ее брат Орест; под воздействием сестры он убивает Эгиста и Клитемнестру. Торжествующая Электра выражает свою радость в исступленном танце, во время которого умирает.
Музыка оперы чрезвычайно эффектна и декоративна. При взвинченности эмоций музыкальный язык приобретает качества, предвосхищающие мелодику нововенской школы. Преобладает возбужденная, порывистая декламация, переусложнен гармонический язык, изобилующий политональными сочетаниями. Для сложнейшей партитуры Штрауса характерна полифоничность буквально всех элементов, в том числе полиритмия и политемб-ровость. Своеобразно трактованная музыкальная драматургия подчинена законам как музыкального театра, так и симфонической поэмы — жанра, занимающего в творчестве композитора одно из ведущих мест.
«Электра», обошедшая основные оперные сцены мира, была поставлена и в России, на сцене Мариинского театра в Петербурге (премьера — 18 февраля 1913 г., дирижер А. Коутс, режиссер В. Мейерхольд, художник А. Головин). Однако оперу приняли немногие — она выдержала всего три представления.
Спектакли последних лет: 1992 г. — в Нью-Йорке (X. Беренс — Электра), 1994 г. — на Пасхальном фестивале в Зальцбурге (под управлением К. Аббадо), 1996 г. — на Зальцбургском фестивале (под управлением Л. Маазеля).
В 1982 г. опера была экранизирована (режиссер Г. Фридрих; Л. Ризанек — Электра).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
КЛИТЕМНЕСТРА, вдова Агамемнона (контральто)
ЭГИСТ, её возлюбленный (тенор)
ОРЕСТ, её сын (баритон)
её дочери:
ЭЛЕКТРА (сопрано)
ХРИЗОТЕМИДА (сопрано)
ВОСПИТАТЕЛЬ ОРЕСТА (бас).
Время действия: после падения Трои.
Место действия: Микены.
«Электра» не только триллер, она также шок. (Критические отзывы после премьеры оперы достигли своего апогея в словах одного критика: «Эта опера смердит». — А.М.). В самом деле, когда она была впервые поставлена в Германии в 1909 году, некоторые критики полагали, что последнее слово (или, может быть, сказать: нота?) было написано с бесстыдной откровенностью и страстью. Что же произвело такой фурор? Это была известная греческая легенда, впервые литературно обработанная Гомером и позже увековеченная Софоклом. Но либреттист пересказал эту историю более или менее в категориях современной философии, тогда как Штраус сочинил партитуру столь откровенную и столь захватывающую, какую мог создать только современный мастер.
Должно быть, все помнят (из Гомера или Софокла или же Булфинша), что в то время, как царь Микен Агамемнон находился на Троянской войне, его жена Клитемнестра завела себе любовника — некоего Эгиста. По возвращении Агамемнона немедленно убивают. С тех пор в стране правили Эгист и Клитемнестра. Двое детей Агамемнона — Электра и Хризотемида — содержались во дворце почти как рабыни. А его сын Орест спасся бегством. Две сестры возносят молитвы о возвращении брата, чтобы он отомстил за отца. Электра вырастает в гневную мстительную женщину.
Опера начинается сценой у дворца, где женщины-служанки судачат о странном поведении Электры. Только одна из этих женщин испытывает некоторую симпатию к Электре, так как чувствует ее морал:ьную силу и ее царское величие. Вскоре появляется сама Электра и взывает к духу умершего отца, Агамемнона. Через несколько мгновений у нее происходит разговор с сестрой, Хризотемидой, в котором старшая девушка пытается внушить младшей и более слабой свою силу духа. Когда появляется Клитемнестра, спрашивая, какие жертвы она должна принести за свои преступные мечты, Электра не предлагает ей никакого успокоения. С грозным. выражением лица она открыто заявляет Клитемнестре, что все ее помыслы и стремления направлены к тому, чтобы с помощью Ореста убить ее и Эгиста.
Неожиданно приходит известие (ложное) о том, что Орест умер. Клитемнестра сама сообщает об этом Электре. Теперь Электра пытается убедить свою младшую сестру присоединиться к ней, чтобы самим совершить акт возмездия, требуемый богами. Та из страха отказывается.
Оказывается, что ложную новость принесли два чужестранца. Один из них — это сам Opeст. Следует сцена, в которой брат и сестра узнают друг друга. Орест, хотя он настроен мстить менее решительно, чем Электра, знает, что ему нужно делать, и он энергично входит во дворец вместе со своим старшим спутником (своим воспитателем). Мгновение спустя из дворца доносится пронзительный предсмертный вопль Клитемнестры. Электра ликующе кричит испытывая безудержную радость мести. Входит Эгист. Он прослышал о смерти Ореста, и Электра с коварной приветливостью встречает ero и сообщает, что в доме у «хозяйки» два гонца с сообщением об этом. Она подводит eгo к дворцу, он входит — и там ero настигает та же судьба, что и Клитемнестру.
В высшем экстазе Электра начинает свой триумфальный танец. «Кто так счастлив, как мы, тому подобает только соблюдать молчание и танцевать», Она делает еще несколько напряженных движений и затем падает замертво.
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)
Оперное творчество Рихарда Штрауса →