Джакомо Мейербер

Giacomo Meyerbeer

Дата рождения
05.09.1791
Дата смерти
02.05.1864
Профессия
Страна
Германия, Франция
Джакомо Мейербер / Giacomo Meyerbeer

Судьба Дж. Мейербера — крупнейшего оперного композитора XIX в. — сложилась счастливо. Он не должен был добывать себе на пропитание, как это делали В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, М. Мусоргский и другие художники, ибо родился в семье крупного берлинского банкира. Он не отстаивал в юности свое право на творчество — его родители, люди весьма просвещенные, любившие и понимавшие искусство, делали все, чтобы дети получили самое блестящее образование. Лучшие учителя Берлина прививали им вкус к классической литературе, истории, языкам. Мейербер в совершенстве владел французским и итальянским, знал греческий, латынь, еврейский языки. Одаренными были и братья Джакомо: Вильгельм стал впоследствии известным астрономом, младший брат, рано умерший, был талантливым поэтом, автором трагедии «Струэнзе», к которой Мейербер впоследствии написал музыку.

Джакомо, старший из братьев, начал учиться музыке с 5 лет. Сделав громадные успехи, в 9 лет он выступает в публичном концерте с исполнением Концерта ре минор Моцарта. Его учителем становится знаменитый М. Клементи, а прославленный органист и теоретик аббат Фоглер из Дармштадта, прослушав маленького Мейербера, советует ему заниматься контрапунктом и фугой у своего ученика А. Вебера. Позже Фоглер сам приглашает Мейербера в Дармштадт (1811), куда к знаменитому педагогу съезжались ученики со всех концов Германии. Там Мейербер подружился с К. М. Вебером — будущим автором «Волшебного стрелка» и «Эврианты».

Среди первых самостоятельных опытов Мейербера — кантата «Бог и природа» и 2 оперы: «Клятва Иевфая» на библейский сюжет (1812) и комическая, на сюжет сказки из «Тысячи и одной ночи», «Хозяин и гость» (1813). Оперы были поставлены в Мюнхене и Штутгарте и успеха не имели. Критика упрекала композитора в сухости и отсутствии мелодического дара. Вебер утешал упавшего духом друга, а опытный А. Сальери посоветовал ему поехать в Италию, чтобы воспринять у ее великих мастеров грацию и красоту мелодий.

В Италии Мейербер проводит несколько лет (1816-24). На сценах итальянских театров царит музыка Дж. Россини, с триумфом проходят премьеры его опер «Танкред» и «Севильский цирюльник». Мейербер стремится усвоить новую манеру письма. В Падуе, Турине, Венеции, Милане идут его новые оперы — «Ромильда и Констанца» (1817), «Узнанная Семирамида» (1819), «Эмма Ресбургская» (1819), «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822) и, наконец, самая яркая опера тех лет «Крестоносец в Египте» (1824). Она имеет успех не только в Европе, но и в США, в Бразилии, некоторые отрывки из нее становятся популярными.

«Я не хотел подражать Россини», — утверждает и как бы оправдывается Мейербер, — «и писать по-итальянски, как это утверждают, но должен был так писать... в силу своего внутреннего влечения». Действительно, многие немецкие друзья композитора — и в первую очередь Вебер — не приветствовали эту итальянскую метаморфозу. Скромный успех итальянских опер Мейербера в Германии не обескураживал композитора. У него появилась новая цель: Париж — крупнейший в то время политический и культурный центр. В 1824 г. в Париж Мейербера приглашает не кто иной, как маэстро Россини, не подозревавший тогда, что делает шаг, роковой для своей славы. Он даже способствует постановке «Крестоносца» (1825), покровительствуя молодому композитору. В 1827 г. Мейербер переселяется в Париж, где находит свою вторую родину и где к нему приходит мировая слава.

В Париже конца 1820-х гг. бурлила политическая и художественная жизнь. Приближалась буржуазная революция 1830 г. Либеральная буржуазия исподволь готовила ликвидацию Бурбонов. Имя Наполеона окружено романтическими легендами. Распространяются идеи утопического социализма. Молодой В. Гюго в знаменитом предисловии к драме «Кромвель» провозглашает идеи нового художественного течения — романтизма. В музыкальном театре наряду с операми Э. Мегюля и Л. Керубини особенно популярны сочинения Г. Спонтини. Созданные им образы древних римлян в сознании французов перекликаются с героями наполеоновской эпохи. Звучат комические оперы Дж. Россини, Ф. Буальдье, Ф. Обера. Г. Берлиоз пишет свою новаторскую «Фантастическую симфонию». В Париж съезжаются прогрессивные литераторы других стран — Л. Берне, Г. Гейне. Мейербер внимательно наблюдает парижскую жизнь, завязывает артистические и деловые контакты, посещает театральные премьеры, среди которых звучат два этапных для романтической оперы сочинения — «Немая из Портичи» («Фенелла») Обера (1828) и «Вильгельм Телль» Россини (1829). Знаменательной стала встреча композитора с будущим либреттистом Э. Скрибом, превосходным знатоком театра и вкусов публики, мастером сценической интриги. Результатом их сотрудничества стала романтическая опера «Роберт-дьявол» (1831), имевшая ошеломляющий успех. Яркие контрасты, живое действие, эффектные вокальные номера, оркестровая звукопись — все это становится характерным и для других опер Мейербера.

Триумфальная премьера «Гугенотов» (1836) окончательно подавляет всех его соперников. Громкая слава Мейербера проникает и на его родину — в Германию. В 1842 г. прусский король Фридрих-Вильгельм IV приглашает его генераль-музикдиректором в Берлин. В Берлинской опере Мейербер принимает к постановке «Летучего голландца» Р. Вагнера (дирижирует автор), приглашает в Берлин Берлиоза, Листа, Г. Маршнера, интересуется музыкой М. Глинки и исполняет трио из «Ивана Сусанина». В свою очередь Глинка пишет: «Оркестром управлял Мейербер, а надо сознаться, что он отличнейший капельмейстер во всех отношениях». Для Берлина композитор пишет оперу «Лагерь в Силезии» (главную партию исполняет знаменитая Ж. Линд), в Париже ставятся «Пророк» (1849), «Северная звезда» (1854), «Динoра» (1859). Последняя опера Мейербера «Африканка» увидела сцену через год после его смерти — в 1865 г.

В своих лучших сценических произведениях Мейербер выступает как крупнейший мастер. Первоклассное музыкальное дарование, особенно в области оркестровки и мелодии, не отрицали даже его оппоненты Р. Шуман и Р. Вагнер. Виртуозное владение оркестром позволяет ему достигать тончайших живописных и ошеломляющих драматических эффектов (сцена в соборе, эпизод сна, коронационный марш в опере «Пророк» или освящение мечей в «Гугенотах»). Не меньшее мастерство и во владении хоровыми массами. Влияние творчества Мейербера испытали многие его современники, в т. ч. и Вагнер в операх «Риенци», «Летучий голландец» и отчасти — в «Тангейзере». Современников захватывала также политическая направленность опер Мейербера. В псевдоисторических сюжетах они видели борьбу идей сегодняшнего дня. Композитор сумел тонко почувствовать эпоху. Гейне, с энтузиазмом воспринимавший творчество Мейербера, писал: «Это человек своего времени, и время, которое всегда умеет выбирать своих людей, шумно подняло его на щит и провозгласило его господство».

Е. Ильева

Творческий путь Джакомо Мейербера
Французская музыкальная культура в 1-й половине XIX века


Сочинения:

оперы — Клятва Иевфая (Обет Иевфая, Jephtas Gelübde, 1812, Мюнхен), Хозяин и гость, или Из шутки дело (Wirth und Gast oder Aus Scherz Ernst, 1813, Штутгарт; под назв. Два калифа, Die beyden Kalifen, 1814, «Кернтнертортеатр», Вена; под назв. Алимелек, 1820, Прага и Вена), Бранденбургские ворота (Das Brandenburger Tor, 1814, не пост.), Бакалавр из Саламанки (Le bachelier de Salamanque, 1815 (?), не оконч.), Студент из Страсбурга (L’etudiant de Strasbourg, 1815 (?), не оконч.), Роберт и Элиза (1816, Палермо), Ромильда и Констанца (мелодрама, 1817, Падуя), Узнанная Семирамида (Semiramide riconsciuta, 1819, т-р «Реджо», Турин), Эмма Ресбургская (1819, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция; под назв. Эмма Лестер, или Голос совести, Emma von Leicester oder Die Stimme des Gewissens, 1820, Дрезден), Маргарита Анжуйская (1820, т-р «Ла Скала», Милан), Альманзор (1821, не оконч.), Изгнанник из Гренады (L’esule di Granada, 1822, т-р «Ла Скала», Милан), Крестоносец в Египте (Il crociato in Egitto, 1824, т-р «Фениче», Венеция), Инес ди Кастро, или Педро Португальский (Ines di Castro о sia Pietro di Portogallo, мелодрама, 1825, не оконч.), Роберт-дьявол (Robert le Diable, 1831, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Гугеноты (Les Huguenots, 1835, пост. 1836, там же; в России под назв. Гвельфы и гибеллины), Придворный праздник в Ферраре (Das Hoffest von Ferrara, праздничное представление к придв. карнавальному костюмированному балу, 1843, Корол. дворец, Берлин), Лагерь в Силезии (Ein Feldlager in Schlesien, 1844, «Корол. зрелища», Берлин), Ноэма, или Раскаяние (Noлma ou Le repentir, 1846, не оконч.), Пророк (Le prophète, 1849, «Корол. академия музыки и танца», Париж; в России под назв. Осада Гента, затем — Иоанн Лейденский), Северная звезда (L’étoile du nord, 1854, т-р «Опера комик», Париж; использована музыка оперы Лагерь в Силезии), Юдифь (1854, не оконч.), Плоэрмельское прощение (Le pardon de Ploërmel, первонач. назв. Искатель клада, Le chercheur du tresor; также под назв. Динoра, или Паломничество в Плоэрмель, Dinorah oder Die Wallfahrt nach Ploermel; 1859, т-р «Опера комик», Париж), Африканка (первонач. назв. Васко да Гама, 1864, пост. 1865, «Гранд-Опера», Париж); дивертисмент — Переправа через реку, или Ревнивая женщина (Le passage de la riviere ou La femme jalouse; также под назв. Рыбак и молочница, или Много шуму из-за поцелуя, 1810, т-р «Корол. зрелища», Берлин); оратория — Бог и природа (Gott und die Natur, 1811); для оркестра — Праздничный марш на коронацию Вильгельма I (1861) и др.; хоры — Псалм 91 (1853), Stabat Mater, Miserere, Те Deum, псалмы, гимны для солистов и хора (не опубл.); для голоса с фортепиано — св. 40 песен, романсов, баллад (на стихи И. В. Гёте, Г. Гейне, Л. Рельштаба, Э. Дешана, М. Бера и др.); музыка к спектаклям драматического театра, в т.ч. Струэнзе (драма М. Бера, 1846, Берлин), Юность Гёте (La jeunesse de Goethe, драма А. Блаза де Бюри, 1859, не пост.).

реклама

вам может быть интересно

Вацлав Талих Дирижёры

Произведения

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама