Юрий Александрович Фалик

Дата рождения
30.07.1936
Дата смерти
23.01.2009
Профессия
Страна
Россия, СССР
Юрий Александрович Фалик

Юрий Александрович Фалик (30 июля 1936 года, Одесса, УССР — 23 января 2009 года, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор, дирижёр, виолончелист, педагог. Народный артист Российской Федерации (2002).

Творчество Юрия Александровича Фалика – одно из интереснейших явлений в отечественной музыке ХХ столетия. Владея всеми композиторскими техниками, Фалик никогда не увлекался ультрасовременными приемами чрезмерно, используя их очень органично и оправдано в драматургическом плане.

Родина Юрия Фалика – Одесса, город с сильными музыкальными традициями. Атмосфера в семье тоже располагала к проявлению таланта: отец, работавший оркестрантом в оперном театре, регулярно брал сына на спектакли, и мальчик полюбил академическую музыку. На момент начала Великой Отечественной войны будущему композитору было пять лет. Отец его погиб, а мальчик вместе с матерью находился в эвакуации в Киргизии, где не было возможности учиться музыке.

После войны Юрий обучался в Одесской средней специальной музыкальной школе-интернате, а затем поступил в Ленинградскую консерваторию, где обучался искусству игры на виолончели под руководством Якова Александровича Штримера. Завершив консерваторский курс, он продолжил образование в аспирантуре – и как виолончелист, и как композитор. Его наставниками были Мстислав Леопольдович Ростропович, Борис Александрович Арапов, Юрий Анатольевич Балкашин.

В 1962 г. Юрий Фалик одержал победу на престижном музыкальном состязании – Международном конкурсе виолончелистов в Хельсинки. Казалось бы, ему была предначертана блестящая исполнительская карьера, однако молодой музыкант отдал предпочтение композиторской деятельности.

Центральное место в творчестве Юрия Фалика занимает хоровая музыка. Эпоха, когда композитор вступил в пору творческой зрелости – вторая половина ХХ столетия. – была отмечена мощным «взлетом» в этой области: в отечественной музыке шли интенсивные творческие поиски, появлялись такие необычные произведения, как «Поэтория» Родиона Константиновича Щедрина и «Перезвоны» Валерия Александровича Гаврилина. Примечательно, что жанр последнего сочинения определен как «хоровая симфония», но из арсенала инструментальной музыки в то время заимствовались не только жанры – диапазон хоровых выразительных средств обогащался за счет приемов инструментального происхождения. В этом русле развивалось и хоровое творчество Юрия Фалика, нередко ставившего перед исполнителями трудновыполнимые, но всегда художественно оправданные задачи.

Свое первое хоровое сочинение – «Триптих» на стихи Владимира Алексеевича Солоухина – Фалик создал написал в 1969 г., а в течение последующего десятилетия каждый год создавал новое сочинение. О склонности к экспериментированию, к поиску новых путей свидетельствует то, что композитор охватил практически все хоровые жанры (миниатюра, цикл, поэма, кант и другие), но большинство из них представлено одним сочинением. Не меньшей широтой, чем жанровый диапазон, отличается круг поэтов, к творчеству которых обращался композитор – от Александра Петровича Сумарокова, жившего и творившего в XVIII столетии, до Анны Андреевны Ахматовой, но особую любовь композитор всегда питал к поэзии Серебряного века. Примечательно, что подавляющее большинство сочинений Фалика предназначено для хора a cappella (исключение составляет лишь Месса) – композитор раскрывал все возможности хора до такой степени, что инструментальное начало казалось излишним. Не случайно чаще всего он обращался к смешанному хору, впрочем, есть среди его сочинений произведения и для мужского хора («Cant-vivat»), и для женского («Эстонские акварели»).

Хоровая музыка была главной, но не единственной областью творчества Юрия Фалика. Перу композитора принадлежат вокальные циклы, симфонии (в том числе программная Симфония № 2 «Кадиш»), струнные квартеты и другие ансамблевые сочинения. Некоторые произведения Фалика рассчитаны на нетрадиционный состав – например, концерт для духовых и ударных «Скоморохи». В своем творчестве Фалик обращался к творениям Эсхила (хореографическая трагедия «Орестея»), Жана-Батиста Мольера (комическая опера «Плутни Скапена»), но не только литературные произведения становились для него источником вдохновения – например, на создание мрачного и трагического концерта для оркестра «Симфонические этюды» его вдохновила серия офортов «Капричос» испанского художника Франсиско Гойи. Композитор творчески трактовал традиционные жанры, создавая на их основе нечто новое – так, Falik & Gutman Concerto della Passione сочетает в себе черты виолончельного концерта и реквиема.

Композиторскую деятельность Юрий Александрович сочетал с работой в Ленинградской консерватории, где преподавал не только композицию и инструментовку, но и искусство игры на виолончели, а также руководил студенческим камерным оркестром. В качестве дирижера он выступал с лучшими симфоническими оркестрами страны.

Юрий Фалик скончался в январе 2009 г. в Санкт-Петербурге.

реклама

вам может быть интересно

Александр Яковлевич Головин Театральные деятели

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама