Филипп де Витри (Philippe de Vitry; латинизиров. Philippus de Vitriaco) (31 X 1291, Mo или Париж — 9 VI 1361, там же) — французский композитор, музыкальный теоретик, философ и поэт. В 1320–1330-е гг. политический и церковный деятель (с нач. 50-х гг.- епископ г. Mo). Был другом Ф. Петрарки, который ставил Филиппа де Витри выше всех современных ему французских поэтов, считал его образованнейшим человеком страны («poeta nunc unicus Galliarum», «Literatissimus homo») и сожалел, что он оставил занятия философией, приняв сан епископа.
Как композитор Ф. де Витри создал совершенные образцы мотета. В мотетах Ф. де Витри усовершенствовал и упорядочил известную в то время технику изоритмии. Сохранились 12 (возможно, 14) 3- и 4-гол. мотетов (обнаружены в 1921–39); 5 из них («Garrit Gallus — In Nova», 1313 или 1314; «Tribum — Quoniam secta», 1315–16; «Aman novi — Heu fortune», 1315–16; «Orbis orbatus — О vos pastores», 1316; «Firmissime — Adesto sancta», 1316) входят как муз. номера (вставки) в «Роман о Фовеле» (рукопись «Roman de Fauvel» хранится в Нац. б-ке в Париже, 1316), 9 (принадлежность 2 из них Ф. де Витри ещё не установлена) содержатся в кодексе 14 в. («Ivrea»): «Douce playsance» — «Garison» (до 1320), «Colla jugo» — «Bona condit» (ок. 1320), «Tuba» — «In arboris» (ок. 1320), «Cum statua» — «Hugo» (ок. 330), «Vos quid» — «Gratissima matrorum» (ок. 1330), «О canenda» — «Rex quem metrorum» (ок. 1335), «Petre Clemens» — «Lugentium sicentur» (1342). Возможно, Ф. де В. принадлежат и др. мотеты, известные ныне как анонимные. Он писал также баллады, рондо, лэ (не сохранились).
Филипп де Витри. Мотет «Heu, Fortuna subdula…» из «Романа о Фовеле» (1316).
Филипп де Витри — один из основоположников музыкально-поэтического искусства ars nova. Ему приписываются 4 трактата, в т. ч. «Ars nova» (создан, по-видимому, в Париже ок. 1320, авторство Ф. де В. наиболее вероятно) — важнейший источник для изучения франц. музыки 14 в. Это первый франц. трактат, легализующий прогрессивные практич. нововведения композиторов 14 в. — «moderni cantores» (так они именовались в папской булле «Docta sanctorum», 1324, в к-рой подвергались папой резкой критике). В трактате «Ars nova» наряду с изложением общепринятых в ср.-век. теории понятий Ф. де Витри подчёркивает выразит. значение полутона, теоретически закрепляет новое отношение к т. н. musica falsa (ficta), трактуя её как не «фальшивую», а «верную и необходимую», без к-рой «ни одного мотета или ронделя невозможно спеть».
Гл. нововведение Ф. Витри — легализация 2-дольного метрического деления наравне с 3-дольным. Этот важнейший в трактате вопрос излагается в последней главе — «О несовершенном темпусе» («De tempore imperfecto»), т. е. о 2-дольном делении бревиса, где Ф. де В. демонстрирует утверждённые им 4 равноправных способа деления бревиса и семибревиса (т. н. 4 пролации), а также символы, обозначающие мензуральные деления длительностей и пропорции (круг, полукруг, то же с точкой, нотация красным цветом и др.).
Сохранилось одно поэтическое произведение Ф. де Витри — «Поэма о Франке Гонтье» (стихотворение об идиллич. жизни дровосека; через 100 лет Ф. Вийон в своей «Противопоэме» — «Contrediz» — подверг его язвительной критике). Полное собрание муз. соч. Ф. де В. вышло в свет в 1951 (в серии «Corpus Mensurabilis Musicae», подготовлено Амер. ин-том музыковедения).
Литературные сочинения (издания): Ars nova, в кн.: Соussemaаkеr E. de, Scriptorum de musica medii aevi novam seriem a gerbertina alteram, t. 3, Hildesheim, 1963, p. 13–22; там же, трактаты, приписываемые Ф. де В. и его ученикам: Ars contrapunctus secundum Philippum de Vitriaco, p. 23–27; Ars perfecta in musica magistri Philippoti de Vitriaco, p. 28–35; Philippi de Vitriaco liber musicalium, p. 35–46.
Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941, с. 206–08, 211–12; Шишмарёв В., Филипп де Витри, в его кн.: Книга для чтения по истории французского языка IX—XV вв., М.-Л., 1955, с. 356–58; Сапонов М., Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо, в сб.: Проблемы музыкального ритма, М., 1978; Р. Petrarcae epistolae de rebus (amiliaribus, ed. par J. Fracassetti, Firenze, v. 2–3, 1862–63; Thomas A., Extraits des archives du Vatican…, pt. 4, Philippe de Vitri, «Romania», 1882, t. 11, No 42–43; Riaget A.,…Philippe de Vitri, там же, 1898, t. 27, No 105, p. 55–92; Besseler H., Studien zur Musik des Mittelalters: Die Motette von Franko von Koln bis Philipp von Vitry, «AfMw», 1927, Jahrg. 8, H. 2; eго же, Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, 1931, Darmstadt, 1964; Machabey A., Notice sur Philippe de Vitry, «RM», 1929, t. 10, No 4; Сoville A., Philippe de Vitry, notes biographiques, «Romania», 1933, v. 59; Pognon E., Ballades mythologiques de Jean de la Mote, Philippe de Vitry, Jean Campion, «Humanisme et Renaissance», 1938, v. 5; его жe, De nouveau sur Philippe de Vitry et ses amis, там же, 1939, v. 6; Zwiсk G., Deux motets inedils de Ph de Vitry et G. de Machaut, «Revue de Musicologie», 1948, v. 30; Gilles A., Contribution, а un inventaire, analytique des manuscrits interessants l’Ars Nova de Philippe de Vitry, «Revue belge de musicologie», 1956, v. 10; Werner E., The mathematical foundation of Philippe de Vitry’s Ars Nova, «Journal of the American musicological society», 1956, v. 9, No 2; Schrade L., Philippe de Vitry, some new discoveries, «MQ», 195B, v. 42, No 3; то же в его кн.: De scientia musicae studia atque orationes, Bern, 1967; Reaney G., Ars Nova in France, в кн.: New Oxfoid history of music, v. 3, L., 1960, R. 19–30; Gallo F. A., Tra Giovanni di Gailandia e Filippo da Vitry. Note sulla tradizione di alcuni testi teorici, в сб.: Musica disciplina Yearbook, 1969, v. 23; Thiele S., Zeitstrukturen in den Motetten von Philippe de Vitry und ihre Bedeutung fur zeitgenцssisches Komponieren, «NZfM», 1974, v. 85.
M. A. Сапонов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.