Мария Канилья

Дата рождения
05.05.1905
Дата смерти
16.04.1979
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Италия
Мария Канилья

Мария Канилья (итал. Maria Caniglia, 5 мая 1905, Неаполь — 16 апреля 1979, Рим) — итальянская оперная певица (сопрано), педагог.

Италия всегда была богата прекрасными голосами, в особенности – сопрано. Одно из великих имен на итальянском музыкальном небосклоне – Мария Канилья. Эта певица блистала на оперной сцене в 1930—1940-х годах.

Родина певицы – Неаполь. Там же, в родном городе Мария Канилья получила музыкальное образование – она обучалась вокальному искусству в одной из неаполитанских консерваторий – Сан-Пьетро-а-Майелло. Сценическая карьера Марии началась, когда ей было двадцать пять лет – в 1930 году в Турине она выступила в «Электре» Рихарда Штрауса, исполнив партию Хрисофемиды. Еще две роли она исполнила в тот год: в Риме Канилья выступила в партии Эльзы в «Лоэнгрине» Рихарда Вагнера, а в Генуе исполнила роль Магды в опере Отторино Респиги «Затонувший колокол».

В скором времени состоялся дебют певицы в «Ла Скала». Первым произведением, в которой выступила она на сцене прославленного миланского театра, стал опера Ильдебрандо Пиццетти «Чужестранец», но подлинный успех принесла ей другая опера – «Маски» Пьетро Масканьи, в которой она исполнила роль Розауры. Это была первая веристская опера в ее репертуаре, но далеко не последняя – в последующие годы Канилья с успехом пела Мадлен в «Андре Шенье» и заглавную партию в «Федоре» Умберто Джордано, Сантуццу в «Сельской чести» Пьетро Масканьи. Пела она и заглавную роль в «Тоске» Джакомо Пуччини.

В репертуаре певицы было немало партий в вердиевских операх. Канилья пела Леонору в «Силе судьбы», Елизавету в «Доне Карлосе», заглавную партию в «Аиде», Виолетту в «Травиате», а также Амелию в опере «Симон Бокканегра». В последней одним из ее партнеров был Тито Гобби. В своей книге «Мир итальянской оперы» певец поведал об очень трогательном эпизоде: однажды во время сцены в саду Гримальди, когда Бокканегра осознает, что Амелия является его потерянной дочерью, он настолько проникся чувствами героя, что на глаза его навернулись слезы. Заметив это, Мария не ушла за кулисы, как того требовало режиссерское решение, а осталась на сцене и обняла Гобби, оставшись с ним до конца сцены. Это свидетельствует о том, что Канилья была не только прекрасной певицей, но и очень добрым и тонко чувствующим человеком.

Мария Канилья

В 1938 году Мария Канилья пела в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» на открытии сезона, исполняя роль Дездемоны в «Отелло» Джузеппе Верди, и в том же году в Зальцбурге участвовала в постановке «Фальстафа» Джузеппе Верди. Для самой певицы это выступление было особенно примечательно тем, что оно стало ее первым опытом работы с Артуро Тосканини. Прежде исполнительницу не раз спрашивали, приходилось ли ей выступать с этим прославленным дирижером, Канилья вынуждена была отвечать, что нет – не приходилось, и этот факт ее весьма огорчал. По признанию певицы, ей уже начинало казаться, что она упускает нечто важное, без чего ее сценическая карьера не может развиваться достаточно свободно и успешно. И вот, наконец, случай представился!

Приглашение от знаменитого маэстро она получила в Виареджо, где находилась вместе с семьей на отдыхе после выступления в «Метрополитен-опера». Это привело артистку в восторг, хотя задача перед нею была поставлена чрезвычайно сложная: на момент получения телеграммы до спектакля оставалось всего двое суток, но такие трудности Марию не испугали. Дав ответную телеграмму, она немедленно поспешила в Зальцбург. Партию Алисы Форд, которую ей предстояло петь на фестивале, она уже знала – незадолго до того Канилья исполняла эту роль на сцене театра «Ла Скала», однако, просматривая клавир в поезде, она обнаружила к своему ужасу, что почти ни одной фразы не помнит. По прибытии в Зальцбург ее доставили на репетицию прямо с вокзала. «Я перекрестилась и запела», – вспоминала впоследствии Мария Канилья. После первого акта она дрожала от страха, но дирижер успокоил ее, заверив, что всё прошло прекрасно, и посоветовал продолжать так же.

Спектакль прошел с успехом, и после его окончания Канилья призналась, что теперь могла бы завершить свою оперную карьеру – ведь величайшее из ее желаний было удовлетворено. Разумеется, в действительности певица не собиралась завершать карьеру – впереди у нее было еще немало выступлений. В последующие годы Канилья пела и в театре «Ковент-Гарден», и в Венской опере, и в Парижской опере, и в аргентинском театре «Колон». Не только популярные шедевры входили в ее репертуар – она помогала возрождать оперы, которые не исполнялись достаточно долго: «Оберто, граф Сан-Бонифачо» Джузеппе Вреди, «Полиэвкт» Гаэтано Доницетти. Выступала Мария Канилья и в творениях композиторов-современников, участвуя в мировых премьерах «Сирано де Бержерака» Франко Альфано в партии Розанны и «Ночи Зораимы» Итало Монтемецци в роли Мануэлы, а также «Лукреции» Отторино Респиги, в которой она исполнила заглавную партию.

Мария Канилья завершила сценическую карьеру в 1956 году. Последующие годы она посвятила преподавательской деятельности.

Певица ушла из жизни в 1979 году.

реклама

вам может быть интересно

Отторино Респиги Композиторы

Главы из книг

Мария Канилья (classic-music.ru)

рекомендуем

смотрите также

Эрих Клайбер Дирижёры
Джеймс Ливайн Дирижёры
Джан Карло Менотти Композиторы
Грегорио Аллегри Композиторы
Рут Бергхаус Музыкальные и театральные деятели

Реклама