Жан Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский философ, писатель, композитор и музыкальный деятель.
Сын часовщика. Специального музыкального образования не получил. Музыкальные вкусы Руссо сложились под влиянием музыки, которую он слушал во Франции, а также в Италии (в 1743–44 был секретарём французского посла в Венеции). Пел в церковном хоре, дирижировал домашними концертами в салоне любительницы музыки, пробовал сочинять музыку (балет «Галантные музы» — «Les muses galantes», 1747).
Руссо предложил реформу нотации (перевод на цифровую систему), опубликовав «Диссертацию о современной музыке» («Dissertation sur la musique moderne», P., 1743). Важнейшим стимулом активизации музыкальной деятельности Руссо была т. н. «война буффонов» в 50-х гг. 18 века в Париже. Руссо решительно встал на сторону «буффонистов», выпустив несколько острополемических памфлетов, направленных против условностей французского придворного театра.
Передовой эстетик, Руссо разделял позиции французских просветителей — Д. Дидро, М. Гримма, Ж. Д Адамбера. В дальнейшем Руссо сблизился с энциклопедистами. С 1765 вёл музыкальный отдел в издававшейся ими «Энциклопедии, или Толковом словаре наук…» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et metiers»). Развивал в своих статьях идеи о выразительности музыки, о примате в ней мелодии, которая, по его мнению, естественно возникает в истории человечества вместе с речью. В 1764 он закончил собственный «Музыкальный словарь» («Dictionnaire de musique», P., 1768).
Руссо написал первую французскую комическую оперу «Деревенский колдун» («Le devin du village», 1752, ему принадлежит и либретто). Внешним образцом для Руссо была итальянская опера-буффа с её динамичной музыкой и речитативами secco, но Руссо следовал французской куплетной песне народно-бытового характера и создал очень простое, ясное по эстетическому устремлению произведение подлинно французского искусства. Опера имела длительный успех и проложила путь новому оперному жанру во Франции.
Руссо создал также новый музыкально-театральный жанр — мелодраму, где вокальная партия заменена декламацией, а сопровождающая её инструментальная музыка тонко передаёт движения чувства и действие (с 1762 Руссо работал над лирическими сценами «Пигмалион»; музыка Руссо сохранилась лишь в отрывках, исп. в 1770 с текстом Руссо и музыкой О. Куанье).
Оба сценических произведения Руссо пользовались большой популярностью, оказали значительное влияние на современников и нашли продолжателей в различных странах Европы. Однако неизмеримо шире эстетическое воздействие Руссо на музыкальное искусство 18 в. и последующего времени.
Как эстетик и философ, утверждающий силу естественных чувств не испорченного цивилизацией человека, Руссо способствовал развитию сентиментализма и раннего романтизма в литературе и искусстве. Руссоистские идеи не были чужды и русской музыке кон. 18 в. Музыкально-эстетические взгляды Руссо, мысли о современной ему музыке нашли отражение и в его художественных произведениях, особенно в романе «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie ou la Nouvelle Héloïse», 1761). После смерти Руссо был опубликован сборник его романсов «Утешения в несчастье моей жизни» («Les consolations des miseres de ma vie», 1781).
Сочинения: Письма о французской музыке, Собр. соч., т. 1, М., 1961); Письмо оркестранта Королевской музыкальной академии товарищам по оркестру, Собр. соч., т. 1, М., 1961).
Литература: Maркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959.
Т. H. Соловьева
Музыкальная энциклопедия