Сезар Франк

César Franck

Дата рождения
10.12.1822
Дата смерти
08.11.1890
Профессия
Страна
Франция
Сезар Франк / César Franck

...Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души. Почти все, кто приближались к Франку, испытали на себе его неотразимое обаяние...
Р. Роллан

Франк — необычная фигура во французском музыкальном искусстве, незаурядная, своеобразная личность. Р. Роллан писал о нем от имени героя романа Жана Кристофа: «...этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». К. Дебюсси, не избежавший обаяния Франка, вспоминал о нем: «Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий». Сохранились свидетельства многих крупных музыкантов об этом человеке редкой душевной щедрости, удивительной ясности и простодушия, которые вовсе не говорили о безоблачности его жизненного пути.

Отец Франка принадлежал к старому роду придворных фламандских живописцев. Художественные семейные традиции позволили ему рано заметить незаурядное музыкальное дарование сына, однако в его характере возобладала предприимчивость финансиста, побудившая ради материальной выгоды эксплуатировать пианистическую одаренность маленького Сезара. Тринадцатилетний пианист получает признание в Париже — столице музыкального мира тех лет, украшенной пребыванием крупнейших мировых знаменитостей — Ф. Листа, Ф. Шопена, В. Беллини, Г. Доницетти, Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Дж. Мейербера, Г. Берлиоза. С 1835 г. Франк живет в Париже и продолжает свое образование в консерватории. Для Франка все большее значение приобретают занятия сочинением, из-за чего происходит разрыв его с отцом. Рубежным в биографии композитора оказался важный для истории Франции 1848 г. — отказ от концертной деятельности ради композиторского творчества, женитьба на Фелисите Демуссо, дочери актеров театра французской комедии. Интересно, что последнее событие совпадает с революционными событиями 22 февраля — свадебный кортеж вынужден перелезть через баррикады, в чем им помогли повстанцы. Не до конца понимавший события Франк считал себя республиканцем и откликнулся на революцию сочинением песни и хора.

Необходимость обеспечивать семью заставляет композитора постоянно заниматься частными уроками (из объявления в газете: «Г-н Сезар Франк... возобновляет частные уроки...: фортепиано, теоретическая и практическая гармония, контрапункт и фуга...»). Он не смог позволить себе отказаться от этой ежедневной многочасовой изнуряющей работы до конца дней и даже получил травму от толчка омнибуса на пути к одному из своих учеников, приведшую его впоследствии к смерти.

Поздно пришло к Франку признание его композиторского творчества — основного дела его жизни. Первый успех ему довелось испытать лишь в 68 лет, мировое же признание его музыка заслужила лишь после смерти творца.

Однако любые жизненные невзгоды не поколебали здоровой силы духа, наивного оптимизма, доброжелательности композитора, вызывавших симпатии современников и потомков. Он находил, что ходьба на уроки полезна для здоровья и умел получать удовольствие даже от посредственного исполнения своих произведений, нередко принимая равнодушие публики за радушный прием. Видимо, в этом сказалось и национальное своеобразие его фламандского темперамента.

Ответствен, точен, спокойно суров, благороден был Франк в своей работе. Подвижнически однообразен был образ жизни композитора — подъем в 4 ч. 30 мин., 2 часа работы для себя, как он называл сочинение, в 7 утра он уже отправлялся на уроки, возвращаясь домой лишь к ужину, и, если к нему не приходили в этот день его ученики по классу органа и композиции, у него оставалась еще пара часов на доработку своих произведений. Это без преувеличения можно назвать подвигом самоотверженной работы не ради денег или успеха, но ради верности себе, делу своей жизни, своему призванию, высшему мастерству.

Франком создано 3 оперы, 4 оратории, 5 симфонических поэм (в т. ч. Поэма для фортепиано с оркестром), часто исполняемые Симфонические вариации для фортепиано с оркестром, великолепная Симфония, камерно-инструментальные произведения (в частности, нашедшие продолжателей и подражателей во Франции Квартет и Квинтет), любимая исполнителями и слушателями Соната для скрипки и фортепиано, романсы, фортепианные произведения (особое признание публики заслужили крупные одночастные композиции — Прелюдия, хорал и фуга и Прелюдия, ария и финал), около 130 пьес для органа.

Музыка Франка всегда значительна и благородна, одушевлена высокой идеей, совершенна по конструкции и при этом полна звукового очарования, красочности и выразительности, земной красоты и возвышенной одухотворенности. Франк явился одним из создателей французской симфонической музыки, открыв вместе с Сен-Сансом эпоху крупных по масштабу, серьезных и значительных по мысли симфонических и камерных произведений. В его Симфонии сочетание романтически мятущегося духа с классической стройностью и соразмерностью формы, органной густотой звучания создает неповторимый облик сочинения самобытного и оригинального.

Удивительным было у Франка чувство «материала». Он владел ремеслом в высшем смысле этого слова. Несмотря на работу урывками, в его произведениях нет разрывов и клочковатости, музыкальная мысль течет непрерывно и естественно. Он обладал редкой способностью продолжать сочинение с любого места, на котором он вынужден был прерваться, ему не нужно было «входить» в этот процесс, видимо, он постоянно носил в себе свое вдохновение. При этом он мог работать одновременно над несколькими произведениями, причем никогда не повторял дважды однажды найденной формы, приходя в каждом сочинении к принципиально новому решению.

Великолепное владение высшим композиторским мастерством проявилось в органных импровизациях Франка, в этом почти забытом со времен великого И. С. Баха жанре. Франка — известного органиста — приглашали на торжественные церемонии открытия новых органов, такой чести удостаивались только крупнейшие органисты. До конца дней не реже двух-трех раз в неделю Франк играл в церкви Св. Клотильды, поражая своим искусством не только прихожан. Современники вспоминают: «...он приходил, чтобы возжечь пламя своих гениальных импровизаций, зачастую более ценных, чем многие старательно обработанные образцы, мы... забывали обо всем на свете, созерцая напряженно-внимательный профиль и в особенности мощный лоб, вокруг которого как бы вились вдохновенные мелодии и изысканные гармонии, отраженные пилястрами собора: наполняя его, они затем терялись наверху в его сводах». Импровизации Франка слышал Лист. Ученик Франка В. д’Энди пишет: «Лист вышел из церкви... искренне взволнованный и восхищенный, произнося имя И. С. Баха, сопоставление с которым само собою возникало в его сознании... „Этим поэмам предназначено место рядом с шедеврами Себастьяна Баха!“, — воскликнул он».

Велико влияние органного звучания на стиль фортепианных и оркестровых произведений композитора. Так, одно из самых популярных его произведений — Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано — вдохновлено органными звучаниями и жанрами — взволнованное токкатное прелюдирование с охватом всего диапазона, спокойная поступь хорала с ощущением непрерывно тянущегося органного звука, масштабная фуга с баховскими интонациями вздоха-жалобы, да и сам пафос музыки, широта и возвышенность темы как бы привнесли в фортепианное искусство речь истового проповедника, убеждающего человечество в высоте, скорбной жертвенности и этической ценности его предназначения.

Истинной любовью к музыке и к своим ученикам была пронизана педагогическая деятельность Франка в Парижской консерватории, где его класс органа стал центром изучения композиции. Поиски новых гармонических красок и форм, интерес к современной музыке, удивительное знание огромного количества произведений различных композиторов привлекало к Франку молодых музыкантов. Среди его учеников были такие интересные композиторы, как Э. Шоссон или В. д’Энди, открывший в память учителя Schola cantorum, призванную развивать традиции великого мастера.

Всеобщим было посмертное признание композитора. Один из прозорливых его современников писал: «Г-н Сезар Франк... будет считаться в XX веке одним из самых великих музыкантов XIX-го». Произведения Франка украшали репертуар таких крупнейших исполнителей, как М. Лонг, А. Корто, Р. Казадезюс. Э. Изаи исполнял Скрипичную сонату Франка в мастерской скульптора О. Родена, лицо его в момент исполнения этого удивительного произведения было особенно вдохновенно, и известный бельгийский скульптор К. Менье воспользовался этим при создании портрета знаменитого скрипача. Традиции музыкального мышления композитора преломились в творчестве А. Онеггера, частично отразились в произведениях русских композиторов Н. Метнера и Г. Катуара. Вдохновенная и строгая музыка Франка убеждает в ценности этических идеалов композитора, которые позволили ему стать примером высокого служения искусству, беззаветной преданности своему делу и человеческому долгу.

В. Базарнова

Статья о Франке в Музыкальной энциклопедии
Фортепианное и органное творчество Франка


Сезар Франк / César Franck

«...Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души,— писал о Франке Ромен Роллан,— души непорочной и лучезарной красоты». Серьезный и глубокий музыкант, Франк не добивался славы, вел образ жизни простой и замкнутый. Тем не менее современные музыканты разных творческих направлений и художественных вкусов относились к нему с большим уважением и пиететом. И если Танеева в годы расцвета его деятельности называли «музыкальной совестью Москвы», то Франк с не меньшим основанием может быть назван «музыкальной совестью Парижа» 70—80-х годов. Однако этому предшествовали долгие годы почти полной безвестности.

Сезар Франк (по национальности бельгиец) родился в Льеже 10 декабря 1822 года. Получив первоначальное музыкальное образование в родном городе, он закончил Парижскую консерваторию в 1840 году. Вернувшись затем на два года в Бельгию, он всю остальную жизнь с 1843 года работал органистом в парижских церквах. Будучи непревзойденным импровизатором, он, подобно Брукнеру, вне церкви не концертировал. В 1872 году Франк получил класс органа в консерватории, который вел до конца своих дней. Ему не доверили класс теории композиции, тем не менее его занятия, далеко выходившие за рамки органного исполнительства, посещали многие даже известные композиторы, в их числе Бизе в зрелый период творчества. Франк принял деятельное участие в организации «Национального общества». В эти годы начинают исполняться его произведения; все же их успех на первых порах был невелик. Музыка Франка получает полное признание только после его смерти — он умер 8 ноября 1890 года.

Творчество Франка глубоко своеобразно. Ему чужды свет, блеск, живость музыки Бизе, которые обычно воспринимаются как типичные проявления французского духа. Но наряду с рационализмом Дидро и Вольтера, отточенным стилем Стендаля и Мериме, французская литература знает и перегруженный метафорами язык Бальзака и сложную многоречивость, склонность к гиперболам Гюго. Именно эту, другую сторону французского духа, обогащенную фламандским (бельгийским) влиянием, ярко воплотил Франк.

Его музыка проникнута возвышенным настроением, патетикой, романтически неустойчивыми состояниями.

Восторженным, экстатическим порывам противостоят чувства отрешенности, самоуглубленного анализа. Активные, волевые мелодии (нередко с пунктирным ритмом) сменяются жалобными, словно просящими темами-зовами. Встречаются и простые, народного или хорального склада напевы, но обычно они «обволакиваются» густой, вязкой, хроматизированной гармонией, с часто используемыми септ- и нонаккордами. Развитие контрастных образов носит свободно-непринужденный характер, изобилует ораторски напряженными речитативами. Все это, как у Брукнера, напоминает манеру органной импровизации.

Если же попытаться установить музыкально-стилистические истоки музыки Франка, то в первую очередь надо будет назвать Бетховена с его последними сонатами и квартетами; в начале творческой биографии Франку были близки также Шуберт и Вебер; позже он испытывал воздействие Листа, отчасти Вагнера — преимущественно в складе тематизма, в исканиях в области гармонии, фактуры; его коснулось и влияние неистового романтизма Берлиоза со свойственной его музыке контрастностью.

Есть, наконец, нечто общее, что роднит его с Брамсом. Как и последний, Франк пытался соединить достижения романтизма с классицизмом, пристально изучал наследие старинной музыки, в частности много внимания уделял искусству полифонии, вариации, художественным возможностям сонатной формы. И в творчестве своем он, подобно Брамсу, преследовал высокоэтические цели, выдвигая на первый план тему нравственного совершенствования человека. «Сущность музыкального произведения в его идее,— говорил Франк,— она душа музыки, а форма — только телесная оболочка души». Франк вместе с тем существенно отличается от Брамса.

На протяжении многих десятилетий Франк и практически, по роду своей деятельности, и по убеждениям был связан с католической церковью. Это не могло не сказаться на его творчестве. Как художник-гуманист, он вырывался из тенет этого реакционного воздействия и создавал произведения, далекие от идеологии католицизма, волнующие правдой жизни, отмеченные замечательным мастерством; но все же воззрения композитора сковывали его творческие силы и порой направляли по ложному пути. Поэтому не все его наследие представляет для нас интерес.

* * *

Огромно творческое воздействие Франка на развитие французской музыки конца XIX и начала XX века. Среди близких ему учеников встречаем имена таких крупных композиторов, как Венсан д'Энди, Анри Дюпарк, Эрнест Шоссон.

Но сфера влияния Франка не ограничивалась только кругом его учеников. Он возродил к новой жизни симфоническую и камерную музыку, пробудил интерес к оратории, причем дал не живописно-изобразительную ее трактовку, как это имело место у Берлиоза, а лирико-драматическую. (Среди всех его ораторий наиболее крупное и значительное сочинение — «Заповеди блаженства», в восьми частях с прологом, на евангельский текст так называемой «Нагорной проповеди». Партитура этого произведения содержит страницы взволнованной, предельно искренней музыки (см., например, четвертую часть). В 80-х годах Франк пробовал свои силы, правда, безуспешно, и в оперном жанре (скандинавская легенда «Гульда», с насыщенными драматизмом балетными сценами, и незавершенная опера «Гизела»), У него имеются также культовые сочинения, песни, романсы и пр.) Наконец, Франк сильно расширил возможности музыкально-выразительных средств, особенно в области гармонии и полифонии, разработке которых французские композиторы, его предшественники, порой уделяли недостаточное внимание. Но что самое важное — своей музыкой Франк утверждал нерушимые моральные принципы художника-гуманиста, убежденно отстаивавшего высокие творческие идеалы.

М. Друскин


Сочинения:

оперы — Страделла (не пост., издан клавир), Батрак с фермы (Le Valet de ferme, комич., 1853, не пост.), Гульда (по Б. Бьёрнсону, 1894, Монте-Карло), Гизелла (лирич. драма, 1890, закончена В. д’Энди, Э. Шоссоном, 1896, Монте-Карло), для солистов, хора и оркестра (главным образом на библейские и евангельские сюжеты) — оратории Руфь (библейская эклога, 1845, 2-я ред. 1860), Вавилонская башня (La Tour de Babel, 1865), Заповеди блаженства (Les Béatitudes d’apres l’Evangile, 1869-79), поэма-симфония Искупление (Rédemption, с чтецом, 1-я ред. 1871, 2-я ред. 1874), Психея (симфоническая поэма для оркестра и хора, 1887-88); кантаты Париж (1870), Родина (Patria, 1871), Процессия (Procession, 1888), Песнопения (Cantiques, 1888) и др., 3 оффертория (для солистов, хора и органа, 1871), Ревекка (библейская сцена, 1881), 150-й псалом (1888), для оркестра — 2 симфонии (юношеская, 1841, G-dur, не издана. 1888, d-moll), симфонические поэмы: Что слышно на горе (Ce qu’on entend sur la montagne, 1846, не завершена), Эолиды (Les Éolides, по Л. де Лилю, 1876), Проклятый охотник (Le Chasseur maudit, по Г. А. Бюргеру, 1882); для фортепиано с оркестром — концерт (ок 1835), симфоническая поэма Джинны (Les Djinns, по В. Гюго, 1884), Симфонические вариации (1885), Блестящие вариации на любимое рондо Густава III (1835), камерно-инструментальные ансамблидля скрипки и фортепиано соната (посв. Э. Изаи, 1886), Andante quietoso (1843), концертный дуэт на темы «Гюлистана» H. Далейрака (1844), трио (Большое 1834; 3 трио, 1841-42), струнный квартет (1889), фортепианный квинтет (1879), для фортепиано — 2 сонаты (1835; 2-я Большая — Grande sonate, 1841), фантазии, в т.ч. 2 большие (1841), на темы «Гюлистана» Далейрака (1844), на 2 польские мелодии и др., Прелюдия, хорал и фуга (1884), Прелюдия, ария и финал (1887), танцы, 2 мелодии (1841) и др. миниатюры; дуэты для фортепиано в 4 руки (1842, 1864); для органа — 3 концерта с оркестром, циклы 6 пьес (1860-62) (1-я фантазия, Большая симфоническая пьеса, прелюдия, фуга и вариация, пастораль, Молитва (Prière), финал), то же для фисгармонии (1863, изданы в сб. «Посмертные пьесы» — «Pieces posthumes», 1900), 3 пьесы для большого органа (1878, 2-я фантазия, Cantabile, Героическая пьеса — Piece héroique), 3 хорала (1890) и др.; сочинения для хора с оркестром, для хора (или вокального ансамбля) с органом — Торжественная месса (Messe sollennelle, для вокального трио, арфы, виолончели, контрабаса и органа, 1858), О salutaris (1835), Tantum ergo (1858), Ave Maria (1863), Panis angelicus (1872), Veni creator (1872) и др.; хоры а cappella; песни (с оркестром и с фортепиано) на сл. А. де Мюссе, А. Дюма-сына, В. Шатобриана, В. Гюго, А. Доде; транскрипции для фортепиано 4 песен P. Шуберта (1844).

реклама

вам может быть интересно

Айседора Дункан Танцовщики

Произведения

Публикации

Словарные статьи

Франк Сезар 22.03.2024 в 07:30

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама