Les Béatitudes, Op. 25
Сезар Франк был глубоко верующим человеком, и в его творческом наследии немало сочинений, связанных с религиозной тематикой. Ветхозаветный сюжет он воплотил в «Ревекке» (жанр этого кантатно-ораториального сочинения композитор определил как «библейскую сцену»), а в другой оратории он обратился к Новому Завету. Оратория эта получила заглавие «Заповеди блаженства».
Оратория не воспроизводит какую-либо евангельскую сцену, ее основой послужила центральная часть Нагорной проповеди Иисуса Христа, известная как Заповеди блаженства. В христианском вероучении им придается очень важное значение: если Десять заповедей существовали еще в ветхозаветные времена, то Заповеди блаженства были дарованы людям именно Спасителем. В отличие от Десяти заповедей, представляющих собой систему запретов на определенные поступки, Заповеди блаженства разъясняют христианину, каким он должен быть – причем не только и не столько в поступках, сколько в душевных побуждениях, являя собою внутреннее духовное откровение для христианина: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» и т. д. Их не случайно именуют Заповедями блаженства – не только потому, что это слово повторяется из заповеди в заповедь, но и потому, что их соблюдение помогает христианину достичь блаженства – наивысшего счастья, даже если внешние жизненные обстоятельства будут тяжелыми.
Этот небольшой, но исполненный глубочайшего духовного смысла фрагмент Священного писания привлек внимание Сезара Франка в 1869 г. Работа над ораторией длилась достаточно долго – целое десятилетие – и завершена была только в 1879 г. Для своего времени она была явлением необычным – во Франции во второй половине XIX столетия редко создавались вокально-симфонические сочинения, сопоставимые по своим масштабам с ораториями Георга Фридриха Генделя («Заповеди блаженства» звучат около двух часов – исполнение такой оратории занимает целый концертный вечер).
«Заповеди блаженства» нередко сравнивают с «Легендой о святой Елизавете» Ференца Листа – в обоих произведениях текст религиозного содержания излагается в манере, близкой к оперной. Каждой из заповедей посвящена отдельная часть, автором текста является некая Коломб, которая определенно не была талантливой поэтессой, но недостатки текста искупаются музыкальными достоинствами сочинения. В нем присутствуют и хоровые разделы, и арии, и речитативы, и симфонические эпизоды. Композитор сопоставляет их по принципу контраста, а объединяющим началом служит лейттема, проходящая красной нитью через всю ораторию – благородная и величественная мелодия, сочетающая патетические ораторские интонации с лирической взволнованностью.
Эмоциональная палитра оратории чрезвычайно богата. Оркестровое вступление, открывающее ее, носит просветленный характер. Хоровые эпизоды, которые без преувеличения могут быть названы «массовыми сценами» оперного типа, исполнены драматизма. Одна из наиболее впечатляющих частей оратории – четвертая часть (теноровая ария). Вступлению солиста предшествуют весьма развернутая оркестровая прелюдия, в интонациях которой присутствует и печальная лирика, и пафос. Скорбная мелодия вокальной партии развивается с постепенным нагнетанием эмоционального напряжения, достигая драматической кульминации, которой контрастирует созерцательность заключительного раздела. В просветленных тонах выдержан вокальный квинтет солистов в шестой части, а в заключительной части особенно выделяется выразительная, исполненная скорбного чувства ария меццо-сопрано на латинский текст («Mater dolorosa»). Очарование оратории заключается в органичном сочетании строгости, идущей от традиций Баха, и романтической приподнятости чувств.
Сезару Франку было очень дорого это произведение, в котором он выразил свои сокровенные мысли. Многие исследователи творчества композитора согласны с тем, что «Заповеди блаженства» занимают важное место в его творческом наследии, а французский композитор Венсан д’Энди даже считал ораторию лучшим творением Франка, но начало ее сценической жизни оказалось непростым. Роковую роль в судьбе произведения играл его грандиозный масштаб – на мировой премьере, состоявшейся в Париже в январе 1887 г. (через восемь лет после завершения работы над сочинением!) были исполнены лишь фрагменты из оратории. И только в 1891 г., когда автора уже не было в живых, «Заповеди блаженства» прозвучали полностью, дирижировал Эдуард Колонн, в ближайшие годы оратория была исполнена в других французских городах. Российская премьера грандиозного творения Франка состоялась в 1907 г. в Санкт-Петербурге. Ныне «Заповеди блаженства» мало известны российской публике, зато во Франции оратория пользуется значительной популярностью.