Variations symphoniques, M. 46
Симфонии ре минор Сезара Франка не уступают в художественной ценности «Симфонические вариации» для фортепиано с оркестром (1885). Их композиция своеобразна. Это — вариации на две темы: первая более скорбного, «вопросительного» склада (Точнее сказать, это вторая фраза темы; первая — мужественная, энергичная — утверждается в оркестре, ей жалобно-вопрошающе отвечает солист. В характере такого противопоставления, очевидно, сказалось воздействие музыкальных образов второй части Четвертого фортепианного концерта Бетховена.), а вторая, звучащая издали, носит балладный характер:
Вслед за вступлением возникают три раздела. В первом противопоставлены ранее показанные темы: соревнуясь, их попеременно излагают солист и оркестр. В следующем разделе (Allegretto), соответствующем медленной части симфонии, вторая тема предстает в пяти вариациях и подвергается интенсивному развитию: сначала она излагается в духе мечтательного хорала, приобретая затем полетный склад. В финале же (Allegro) главенствует первая тема; она объединяется со второй в героически устремленном порыве. Несмотря на многоликость образов, все произведение проникнуто единством выражения, обладает ясной и убедительной направленностью формы, что в сочетании с мастерским использованием солирующего фортепиано обеспечило «Симфоническим вариациям» широкое признание.
Первое исполнение «Симфонических вариаций», состоявшееся 1 мая 1886 года на ежегодном оркестровом концерте Национального общества музыки, — Дьемер был солистом, дирижировал автор, прошло почти незамеченным. Во второй раз Вариации прозвучали 30 января 1887 года на концерте, полностью посвящённом творчеству Франка, под управлением Жюля Падлу (солировал вновь Дьемер)[1]. Произведение снова не имело большого успеха у публики, однако работу Франка высоко оценили его ученики, в том числе Венсан д'Энди, Анри Дюпарк[en], Поль Дюка и Эрнест Шоссон; а «Симфонические вариации» вскоре вошли в репертуар известных пианистов.
Франк является также автором шести симфонических поэм (наиболее известная — «Проклятый охотник» по Г. Бюргеру); одна из них — с участием фортепиано («Джинны», по поэме В. Гюго), две — с солистами-певцами и хором (лучшая — «Психея»).
М. Друскин