Сезар Франк. Фортепианный квинтет

Piano Quintet (f-moll)

Композитор
Год создания
1879
Жанр
Страна
Франция
Сезар Франк / César Franck

Камерно-инструментальные сочинения Сезара Франка, наряду с его симфонией, являются наиболее «классической» частью его творческого наследия. Но, несмотря на традиционность формы, в них проявляются новые черты, характерные для позднеромантической музыки: масштабность замысла, высокий эмоциональный тонус, широкое использование принципа лейттематизма и другие симфонические черты, позволяющие воплощать в камерно-инструментальных произведениях драматические образы. В этом Франк имел предшественников в лице Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, происходило нечто подобное в творчестве Иоганнеса Брамса. Все эти черты с особой полнотой проявились в Квинтете фа минор.

Композитор начал работать над этим произведением в 1878 г., намереваясь принять участие в конкурсе Общества композиторов, который в тот год включал номинацию «Фортепианный квинтет». Франк закончил свое произведение в 1879 г., не успев представить его на конкурс (впрочем, премию в данной номинации не получил ни один из участников). Французский музыковед Леон Валлас высказывал предположение, что образное содержание Квинтета связано с чувством к Августе Ольмес, однако нет никаких подтверждений тому, что Франк действительно был влюблен в свою талантливую ученицу.

Сезар Франк обратился к инструментальному составу, который впервые использовал Роберт Шуман: две скрипки, альт, виолончель и фортепиано. Такое сочетание инструментов открывает перед композитором широкие возможности для раскрытия выразительных возможностей различных регистров, позволяет использовать разнообразную фактуру, балансируя на тонкой грани между «соревнованием» инструментов и их гармоничным равновесием, сопоставляя богатую фактуру и полнозвучность фортепиано с кантиленностью струнных.

Образный строй Квинтета отличается драматичностью и даже трагедийностью. Он перекликается с такими произведениями, как Баллада № 4 Фредерика Шопена, «Appassionata» Людвига ван Бетховена. Особенно много общего у этого сочинения с Симфонией № 4 Петра Ильича Чайковского – в обоих произведениях воплощается столкновение человека с враждебными силами, преграждающими путь к счастью. Но не только образный строй роднит творение Франка с симфонией Чайковского – нечто общее есть и в их музыкальной драматургии: в обоих произведениях присутствует лейттема, которая проходит через все произведение (примечательно, что, хотя Четвертая симфония Чайковского и была написана и исполнена раньше Квинтета Франка, французский композитор не мог быть знаком с нею – следовательно, сходные замыслы возникли у композиторов независимо друг от друга). Впрочем, воплощение образа в произведениях оказывается принципиально различным.

Часть первая состоит из развернутой интродукции Molto moderato quasi lento и быстрого раздела Allegro. Интродукция открывается властной, неумолимой декламационной темой, которая будет играть в произведении роль лейтмотива. Ей противопоставляется вторая тема – задумчиво-нежная. Наибольшее развитие получает в интродукции первая тема. Намеченный конфликт развивается и в Allegro. Мятежной и волевой главной партии противопоставляется радостная побочная. В краткой, но бурной разработке ее лиричности контрастирует «взрывная» энергия интонаций главной партии и лейттемы из интродукции, которые в кульминации «сметают» лирическую тему. В репризе вторая тема интродукции вступает в «диалог» с побочной, но их светлый колорит сменяется возвращением суровых интонаций главной партии в коде.

Драматичной и бурной первой части контрастирует вторая – Lento con molto sentimento. Скорбное настроение чередуется в этой углубленно-сосредоточенной музыке с моментами просветления. В основной теме соло скрипки возникает на фоне фортепианных хоральных аккордов – словно «голос из хора». Окраска фригийского минора и сопоставление минорных аккордов делают эту тему особенно печальной. Во второй теме ощущается поступь траурного шествия. Скорбь отступает в ре-бемоль-мажорном эпизоде, в кульминации которого возникает побочная партия первой части. Первоначальный образ возвращается в сокращенной репризе.

Финал – Allegro ma non troppo, ma con fuoco – написан в сонатной форме, но драматизм сочетается в нем с балладной повествовательностью. Его тематизм построен на видоизмененных темах предыдущих частей.

Фортепианный квинтет фа минор впервые прозвучал в январе 1880 г. Партию фортепиано исполнил Камиль Сен-Санс. Хотя он и принял участие в исполнении, произведение пришлось ему не по душе, и он выразил свое неодобрение, демонстративно оставив ноты на рояле. Впрочем, Сен-Санс в данном случае остался в меньшинстве – Квинтет был по достоинству оценен и современниками, и публикой и исполнителями последующих лет. Например, Святослав Рихтер, исполнявший это сочинения с Квартетом им. Бородина, назвал его «Страстями по Матфею» в камерной музыке.


Если к симфоническому жанру Сезар Франк обратился только в последний период, то с камерной музыки начался его творческий путь.

Первые самостоятельные сочинения Франка — четыре фортепианных трио (1841—1842); причем в одном из них (fis-moll) уже отчетливо выявлен «циклический принцип»: все три части произведения основаны на проведении двух основных тем (первая остается неизменной, вторая трансформируется). Однако художественная ценность этих трио не столь значительна. Лишь несколько десятилетий спустя Франк вновь вернулся к данному жанру, создав шедевры мировой литературы: фортепианный квинтет f-moll (1878—1879), скрипичную сонату A-dur (1886), струнный квартет D-dur (1889).

Контрастно содержание квартета, где крайние части охвачены романтическим порывом, а в средних заметно претворение и «тристановских» томлений (Larghetto), и «воздушной» фантастики в духе Берлиоза (скерцо). Богатство психологических оттенков скреплено мудрой мотивной работой.

Аналогичны приемы образно-драматургического объединения частей и в квинтете: так, страстно-лирическая тема побочной партии первой части (см. пример 204) вплетается во вторую и третью части, где приобретает героически-призывный характер:

М. Друскин

реклама

вам может быть интересно

Шапорин. «На поле Куликовом» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама