Вальтрауд Майер и Андрей Борейко выступили в Москве

Фото: М. Стулов / Ведомости

Одна из лучших вагнеровских певиц, триумфатор Байройта 1983 года, блиставшая в труднейших партиях (Кундри, Ортруда, Изольда, Зиглинда, Венера), меццо-сопрано Вальтрауд Майер исполнила в Концертном зале им. Чайковского 12 марта 2015 года «Поэму любви и моря» Эрнеста Шоссона для голоса с оркестром на стихи Мориса Бушора. Майер выступила в сопровождении Госоркестра им. Е. Ф. Светланова, которым в этот вечер управлял один из наиболее востребованных дирижёров Андрей Борейко, представитель ленинградской дирижёрской школы, ныне музыкальный руководитель Национального оркестра Бельгии.

Дирижёрская карьера Андрея Борейко сложилась нестандартно.

Главный дирижёр провинциальных оркестров — правда, из числа лучших в России — Ульяновского и Екатеринбургского, Борейко (род. 1957), минуя столичные оркестры, получил весьма престижные ангажементы. Уже в 1991 году он стал главным дирижёром Бернского симфонического оркестра.

Выступление даже одного из этих двух музыкантов вызвало бы большой интерес слушателей, а что уж говорить об их совместном выступлении с редко исполняемым сочинением Шоссона.

«Поэма любви и моря» состоит из трёх эпизодов — двух вокальных с оркестром, разделённых симфонической интерлюдией. Первая часть «Водяной цветок» — это изысканный, прихотливый, лиричный, в чём-то даже кантиленный монолог влюблённой женщины. В нём всё сделано — и композитором, и певицей, и дирижёром — на тончайших полутонах. А третья часть, исходя из названия («Смерть любви»), — конечно, не могла избежать драматичной кульминации, но сделано это было сдержанно, без надрыва, с отменным вкусом.

Вальтрауд Майер продемонстрировала безукоризненный вокал,

лишь в самом начале голос показался не слишком ярким, но певица быстро распелась, и он зазвучал с необходимой для этой музыки силой. А главное — Майер показала высший класс камерного вокального музицирования, идеально ровное голосоведение и прекрасную дикцию. Интересна её манера подачи звука: было ощущение, особенно в первой части, что певица почти не открывает рта, что звук рождается сам собой, без какого бы то ни было усилия с её стороны. В самой драматичной кульминации третьей части голос певицы лился так же свободно, без заметных усилий.

Аккомпанемент Борейко был предельно корректен в динамике, при этом оркестр ничего не потерял в своей красочности.

Концерт начался исполнением симфонического эпизода «Психея и Эрос»

из поэмы Сезара Франка «Психея» для оркестра, хора и солистов FWV 47 (1887-1888). Появление имени Сезара Франка в этой программе не случайно — он был учителем Шоссона.

Борейко очень точно попал в стилистику позднего романтизма Франка с пышной оркестровкой, дающей хорошую возможность показать оркестр с лучшей стороны. А слушатели убедились, что Сезар Франк — действительно один из лучших симфонистов своего времени. Эпизод «Психея и Эрос» своей плотной оркестровкой хорошо оттенил французский шарм поэмы Шоссона, в которой Борейко отменно исполнил симфоническую интерлюдию. Она прозвучала весьма импрессионистично, переливаясь разными музыкальными красками и интонациями.

Во втором отделении оркестр под управлением Андрея Борейко великолепно исполнил Вторую симфонию Яна Сибелиуса, вероятно, самую красивую из его семи. Она в значительной мере восходит к северной народной песенности с ее суровым колоритом. Большая вторая часть Andante ma rubato длительностью 15 минут, что составляет треть всей симфонии, носит эпический характер. Через короткое стремительное скерцо Vivacissimo она переходит к гимническому финалу.

Симфония по форме несколько мозаична.

Сам Сибелиус так описал процесс её создания: «Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое». Борейко блестяще удалось собрать эту мозаику в единую картину — 45-минутная симфония была сыграна на едином дыхании.

Есть ещё одна черта дарования Андрея Борейко, которая имеет немаловажное значение. У него очень выразительный и органичный жест. Он точен, достаточно свободен, не суетлив и в меру широк. Это было видно на самом концерте из зала, но еще сильнее это было заметно в записи на сайте Московской филармонии, когда дирижёра показывают со стороны оркестра. При этом в жестах Борейко нет самолюбования, работы «на публику», чем грешат некоторые известные дирижёры.

Этот концерт подтвердил положительное впечатление, оставшееся от знакомства с Андреем Борейко как с дирижёром на концерте в БЗК 15 сентября 2013 года, когда он с Госоркестром аккомпанировал Сергею Крылову в скрипичном концерте Бартока и продирижировал Второй симфонией Брамса. Хотелось только, чтобы паузы между выступления Андрея Борейко в Москве были бы существенно короче полутора лет, как это получилось в этот раз.

Фото: М. Стулов / Ведомости

реклама