Trois pièces pour Orgue
В 1872 г. в жизни Сезара Франка произошло знаменательное событие. Его наставник Франсуа Бенуа, занимавший в Парижской консерватории должность профессора органного класса с 1822 г. (т. е. с года рождения Франка), вышел в отставку, и преемником его был назначен Франк. «Как случилось, что какой-то министр, оказавшийся дальновидным, вздумал назначить на этот пост органиста св. Клотильды, столь далекого от всего официального… покрыто туманом неизвестности», – констатировал композитор Венсан д’Энди, ученик Франка. К сожалению, место преподавателя композиции ему не предложили – но класс сочинения сформировался вокруг него стихийно – талантливые студенты с удовольствием обучались у него органной импровизации, у Франка они могли почерпнуть больше, чем на занятиях педагогов, преподававших композицию официально (весьма нелестную характеристику дал им д’Энди: «Виктор Массе, сочинявший комические оперы и не имевший представления о симфониях… Анри Ребер, старенький музыкант с узкими и отсталыми взглядами и, наконец, Франсуа Базен, который и не подозревал, что такое музыкальная композиция»).
Сезару Франку эти годы принесли не только возможность передать свой опыт органиста и композитора одаренной молодежи, но и подлинный творческий расцвет. И, разумеется, он не обошел вниманием свой любимый инструмент – орган, которым Франк владел в совершенстве (Ференц Лист даже утверждал, что такого органиста не было со времен Иоганна Себастьяна Баха). В 1878 г. рождается второй из крупных органных циклов Сезара Франка – Три пьесы для большого органа. Этот триптих – прекрасный образец стилистической зрелости композитора.
Подобно предыдущему циклу (Шесть пьес для большого органа), этот органный триптих открывается пьесой, которая названа Фантазией, но по принципам музыкального развития она в большей степени соприкасается с другой пьесой из первого цикла – Большой симфонической пьесой. Здесь Франк тоже проявляет себя в качестве «композитора-драматурга», умеющего прекрасно выстроить «драматическое действие», распределив его основные «узловые моменты». Перекликается с Большой симфонической пьесой и весьма свободная интерпретация сонатной формы. Темы экспозиции в Фантазии ярко контрастируют друг другу. Первая из них – излагаемая в унисон, сравнительно простая по ритму – имеет характер суровый и сосредоточенный. Вторая тема приобретает взволнованность благодаря синкопированному ритму и непрерывным модуляциям. Третья тема, играющая роль заключительной партии, не похожа ни на одну из них – ее хоральная фактура звучит исключительно мягко. В ходе развития, изобилующего полифоническими приемами, темы драматизируются. Кульминация приходится на начало репризы, в которой темы проводятся в контрапунктическом совмещении. Франк посвятил Фантазию ля мажор французскому композитору Анри Дюпарку.
В противоположность драматической Фантазии, вторая пьеса цикла – «Кантабиле» – предельно спокойна и исполнена лирической созерцательности. Подобные образы в творчестве Франка нередко связываются с тональностью си мажор, и пьеса «Кантабиле» тоже написана в этой тональности. Мелодия, исполненная удивительной нежности, словно льется бесконечно. В этой части триптиха композитор очень удачно использовал одно из новшеств, введенных органным мастером Аристидом Кавайе-Коллем – органный регистр «кларнет». Именно этот тембровый эффект придает теме особенно трепетное звучание. Мелодия строится на оборотах с опеванием опорных звуков, ее изложение «кларнетом» сопровождается имитацией в басовом регистре. Гармония пьесы обогащена хроматическими модуляциями, столь типичными для стиля Сезара Франка.
Завершается органный триптих си-минорной «Героической пьесой». В этом произведении – как и в двух предыдущих частях цикла – можно усмотреть немало общего с симфоническим творчеством композитора. Одновременно здесь проявляется нечто от музыкального языка Рихарда Вагнера – во всяком случае, в неожиданных модуляциях. Возможно, такое своеобразное «заимствование» особенностей музыкального языка связано с тем, что для творчества Сезара Франка героические образы, воплощаемые в этой пьесе, не особенно характерны, в то время как в произведениях Рихарда Вагнера они встречаются постоянно. Весьма выразительным штрихом к героическому образу становятся басовые педали (си – фа-диез – си), очень четко звучащие в нюансе pp – они напоминают литавры.
Два крупных органных цикла, созданные в 1860-1760-х гг., стали для Сезара Франка своеобразным «подступом» к созданию большинства симфонических произведений. В этих произведениях, в том числе и в Трех пьесах для большого органа, сформировались для него характерные принципы интерпретации сонатной формы и приемы тематического развития.
Фортепианное и органное творчество Франка →