6 pièces pour Grande Orgue
В конце 1850-х гг. в Париже была отстроена церковь св. Клотильды, а в 1859 г. в ней был построен замечательный орган. Создал его мастер Аристид Кавайе-Колль по специальной конструкции, разработанной им самим. Регистровые рукояти располагались по обе стороны мануалов, что не только позволяло исполнителю обходиться без помощника, самостоятельно переключая регистры, но и предоставляло возможность по-новому комбинировать регистры, присутствовали и другие техническое новшества, значительно расширявшие возможности инструмента. Первым музыкантом, которому доверено было сыграть на этом первоклассном инструменте, стал Сезар Франк. Композитор стал органистом церкви св. Клотильды и до конца жизни занимал эту должность, более того – в 1860–1862 гг. его музыкальная деятельность была сосредоточена в основном на органном исполнительстве в стенах этого храма. Именно тогда был создан первый из трех крупных органных циклов Франка – Шесть пьес для большого органа. Эти произведения могут исполняться и в виде цикла, и по отдельности, поскольку каждое из них представляется вполне завершенным и самодостаточными. Некоторые из них снабжены посвящениями.
Цикл открывается Фантазией до мажор, которая выполняет функцию своеобразного вступления к циклу, и потому не кажется удивительным преобладание умеренных и даже медленных темпов. В полном соответствии с природой жанра фантазии, пьеса строится достаточно свободно, а четыре раздела, составляющие ее, относительно самостоятельны. Фантазия начинается до-мажорным разделом Poco lento. Светлая мелодия движется размеренно, излагаясь на фоне хоральных аккордов. Следующий раздел – Allegro cantabile – имеет тональность минорной субдоминанты, фа минор. Нежная, печальная мелодия сочетает в себе напевность с отдельными декламационными интонациями, параллельно с нею развертывается мелодизированный сопровождающий голос. По манере изложения этот раздел перекликается с некоторыми страницами баховского «Хорошо темперированного клавира». Определение «фантазия» больше всего подходит к третьему разделу – Quasi lento – с его импровизационностью. Патетические речитативные интонации усилены аккордами. Множество модуляций придает музыкальному развитию особую напряженность. После кульминации происходит возращение в первоначальную тональность – до мажор, в которой начинается заключительный раздел Adagio, очень спокойный и светлый.
Большую симфоническую пьесу Сезар Франк посвятил композитору Шарлю Алькану. Это наиболее развернутая и сложная по форме часть цикла, ее можно было бы назвать «симфонией для органа». Контрастные мелодические фразы сопоставляются уже во вступлении. Темы основного раздела предвосхищают главную и побочную партии будущей симфонии: первая – интонационно, вторая – по эмоциональному строю. Фа-диез-мажорная каденция приводит к си-мажорному разделу Andante. Следующий раздел – в одноименной тональности – напоминает фантастическое скерцо. Темы всех трех предшествующих разделов переплетаются в заключительном.
Особую известность – в том числе и в фортепианном переложении – приобрела третья часть цикла, Прелюдия, фуга и вариация си минор. Задушевная и простая мелодия прелюдии полна искреннего лирического чувства. Начало фуги предваряется величественными аккордами, а общий интонационный облик ее ассоциируется с творениями Иоганна Себастьяна Баха. В вариации развивается тематический материал прелюдии, таким образом, пьеса приобретает черты трехчастности, и вариация играет роль варьированной репризы – это было новое слово в интерпретации традиционного цикла прелюдии и фуги. Обогащаясь оживленными фигурациями, излагаемыми шестнадцатыми, мелодия прелюдии не утрачивает своей лирической сущности. Эту часть цикла композитор посвятил Камилю Сен-Сансу.
Четвертая пьеса – «Пастораль» – поражает свежестью колорита. Фактура органа, приближающаяся по красочности к оркестровому звучанию, живописует очаровательный, идиллический сельский пейзаж. В первом разделе – Andantino – средствами органа воссоздается колокольный перезвон. Средний раздел – Quasi Allegretto – более оживленный. Аккорды, равномерно излагающиеся на staccato, можно воспринимать как музыкальное изображение дождевых капель (этот образ становится еще более «зримым» в фортепианном переложении пьесы). По мере развития этот «дождь» то нарастает, то стихает, уступая место третьему разделу, где вновь разливается «колокольный звон». Пьеса посвящена Аристиду Кавайе-Коллю, создателю органа церкви св. Клотильды.
Следующая пьеса – ми-мажорная «Молитва» – не отличается масштабностью замысла. В ней сопоставляются два музыкальных образа. Один из них – тема Andantini sostenuto, другой – фанфарная интонация в одноголосном изложении, регистровое «освещение» которой напоминает тембр трубы. Первая тема подвергается варьированию.
Заключительная пьеса – Финал, излагаемый в темпе Allegro maestoso – исполнен энергии. В тонально свободном развитии темы используются многочисленные фигурации и виртуозные органные приемы, которые делают пьесу, завершающую цикл, особенно эффектной.
Фортепианное и органное творчество Франка →