Piano Trios
В жанре фортепианного трио Сезар Франк создал четыре произведения. Обращение к этому жанру, с одной стороны, могло представляться не вполне благодарным занятием – фортепианные трио в то время не пользовались особой популярностью во Франции, но в то же время эта непопулярность избавляла от необходимости угождать вкусам широкой публики. Три фортепианных трио Франка – фа-минорное, си-бемоль-мажорное и си-минорное – были написаны молодым композитором в 1841-1842 гг. и тогда же они исполнялись в Париже. Трио звучали в консерватории, а первое было исполнено в зале Эрара. В то время Леопольд I, король Бельгии, посетил французскую столицу, и по настоянию отца композитор посвятил Фортепианное трио № 1 монарху – впрочем, надежды Франка-старшего не оправдались, никакой королевской милости это посвящение его сыну не принесло.
Примечательно, что в 1841 г. – незадолго до того, как Сезар Франк начал работать над своими фортепианными трио – Фредерик Шопен исполнил в Париже свое до-минорное Скерцо, и с этим произведением перекликаются некоторые моменты Трио № 1 фа-диез минор Франка. Неизвестно точно, присутствовал ли композитор на том концерте, но Скерцо Шопена было издано, и Франк мог быть знаком с ним. Проявилось в Трио и влияние Ференца Листа – виртуозные октавные пассажи, появляющиеся в первой части и в финале, характерны для листовского пианистического стиля. Но, несмотря на очевидные влияния, творческая индивидуальность Франка проявилась в фа-диез-минорном фортепианном трио со всей определенностью, даже удивительной для произведения, относящегося к раннему периоду творчества.
Композитор весьма свободно трактует сонатный цикл: медленная первая часть – Andante con moto – в духе поэмы-фантазии, вторая – Allegro molto – драматическое скерцо, по стилю несколько напоминающее Шопена, и только в финале – Allegro maestoso – появляется сонатная форма. В такой структуре цикла можно усмотреть параллель с фортепианной Сонатой № 14 Людвига ван Бетховена. Все три части объединены «сквозными» темами, изменяющими свой облик в процессе развития. И этот принцип монотематизма, и общая масштабность замысла позволяет видеть в Трио предвосхищение вершины камерно-инструментального творчества Франка – Фортепианного квинтета фа минор.
В фа-диез-минорном трио Сезар Франк демонстрирует великолепное владение инструментовкой: инструменты находятся в идеальном балансе, прекрасно дополняя друг друга. Композитор использовал здесь очень интересный прием, прежде не встречавшийся: виолончель и скрипка играют двойные ноты с использованием открытых струн в широком расположении, и при этом возникает замечательный резонанс.
Фортепианному трио № 2 си-бемоль мажор автор предпослал подзаголовок «Салонное» – и, по-видимому, ценил его в меньшей степени, чем Первое трио. В этом произведении проявилось влияние других композиторов-романтиков – Карла фон Вебера и Франца Шуберта.
Наиболее сжатым и лаконичным по форме представляется Трио № 3 си-минор. В нем немало интересных ритмических и гармонических деталей. Наиболее значительной и развернутой частью произведения стал финал, получивший высокую оценку со стороны Ференца Листа. Венгерский композитор счел, что эта часть Трио представляет собой нечто самодостаточное, и его можно исполнять и издавать отдельно. Последовав совету Листа, Франк переработал финал си-минорного трио в самостоятельное одночастное произведение в сонатной форме с зеркальной репризой – так в 1843 г. родилось Фортепианное трио № 4 си мажор, которое автор посвятил Ференцу Листу, а для Трио № 3 он написал новый финал.