Youth
Балет в 3 актах (6 картинах с прологом).
Композитор М. Чулаки, сценарист Ю. Слонимский, балетмейстер Б. Фенстер, художник Т. Бруни, дирижер Е. Корнблит.
Премьера состоялась 9 декабря 1949 года в Малом оперном театре, Ленинград.
Действие происходит в одном из южных городов в годы Гражданской войны. Под давлением белых части Красной Армии оставляют город. В революционном подполье остаются опытный конспиратор Семен и молодой парень Матвей.
Когда в город вступает отряд белых, местная буржуазия восторженно встречает их. Среди ликующей буржуазии внимание привлекает солидный человек в котелке — владелец магазина Сахаров. В действительности — это подпольщик Семен.
1. У лавки с вывеской «Мелочная торговля Сахарова» играют ребята Даша и Дима. К ним присоединяется их приятель Петя, возвратившийся с работы. Он служит официантом в ресторане. Увлеченные игрой подростки не замечают, как подошедший к Сахарову Матвей обменялся с ним какими-то условными знаками и вошел в лавку.
Наступают сумерки. Группа девушек затевает танцы. На улице появляется солдат. Он кого-то ищет, подходит к Пете. Солдат принес ему страшную весть: отец Пети погиб на фронте смертью храбрых, защищая советскую власть. Солдат вручает Пете отцовскую саблю и буденовку.
Проходящий мимо белогвардейский офицер бросает Пете какую-то фразу. Петя с ненавистью отвечает ему. Ударом кулака белогвардеец сбивает его с ног. И когда Петя хватает камень, чтобы бросить во врага, властная рука Сахарова удерживает его: не так нужно бороться.
В городе есть и другая молодежь, дети зажиточных семей, гимназисты. Веселой гурьбой они собрались у озера. Среди них Лена. Увидев сидящих с удочками Петю, Дашу и Диму, гимназисты требуют, чтобы они немедленно ушли. Спор переходит в драку, из которой рабочие подростки выходят победителями.
Петя понравился Лене. Она ласково и с интересом заговаривает с ним, но Пете не хочется разговаривать с нарядной барышней. Пробегает Семен. За ним гонится белогвардейский офицер, который спрашивает, куда скрылся бежавший. Петя показывает в сторону, противоположную той, куда скрылся Семен. Желая проверить слова Пети, офицер обращается к Лене, и та, после минутного раздумья, говорит то же самое. Иными глазами смотрит теперь Петя на Лену. Даша и Дима взволнованы начинающейся дружбой Пети и Лены.
2. В городском саду собирается «цвет» местного общества. Обыватели гуляют, развлекаются, танцуют. Сахаров любезно угощает своих покупателей. Робко озираясь на расфранченную публику, подходят Дима с Дашей. Им хочется повидаться с Петей, который служит в ресторане. Даше захотелось разыграть роль «кисейной барышни». Она пустилась танцевать. Танец ее привлек внимание праздной публики, увидевшей в смешных, «взрослых» движениях подростка повод для злых насмешек. Вмешательство Сахарова и приглашение вернуться в ресторан отвлекает мучителей от Даши.
Неожиданно один из белогвардейцев срывает с Сахарова манишку, под которой оказывается матросская тельняшка. Со всех сторон к подпольщику бросаются белогвардейцы, но Матвей разбивает фонарь, и в наступившей темноте Семену удается бежать.
На берегу озера спустя несколько дней. Снова беззаботно играют Даша и Дима. Приходит Петя и, видя, что они играют деревянным мечом в солдатики, говорит, что они уже не дети, что нужно вступить в настоящую борьбу. Он ломает деревянную саблю и достает клинок отца. На клинке погибшего буде-новца три друга клянутся в верности. Их детство кончилось. Началась юность.
Появляется Семен. Он пришел, чтобы достать оружие из тайного склада. Предварительно он отсылает детей домой. Но Петя, забывший здесь гармонь, возвращается и становится свидетелем безобразной сцены: великовозрастный гимназист Виктор пытается насильно поцеловать Лену. Появление Пети заставляет Виктора отступить. Петя успокаивает Лену. Завязывается сердечный разговор. Их задушевная беседа неожиданно прерывается: конвоиры ведут арестованного Семена. Петя бросается конвоиру под ноги, тот падает, второй бросается ему на помощь. Пользуясь их замешательством, Семену удается скрыться. Когда примчавшийся офицер спрашивает у гимназистов, кто виновник освобождения Семена, Виктор указывает на Петю. Его схватывают. Лена бьет по лицу Виктора.
3. Даша и Дима в гостях у Лены. Они обсуждают план спасения Пети. Даша и Дима уходят. Лена одна. Через забор перепрыгивает оборванный, падающий от усталости Петя. Лена счастлива. Шум заставляет их притаиться. Белогвардейцы приводят в сад Матвея. Бьют башенные часы. Матвей напряженно прислушивается, что не ускользает от внимания офицера. Он приказывает отпустить Матвея, но поручает Виктору следить за ним. Петя спешит предупредить Матвея об опасности.
Матвей пробирается на колокольню. Он должен ударить в колокола, как только взовьется ракета. Взлетает ракета, но в то же мгновение предательским ударом в спину Виктор убивает Матвея. Колокола молчат. На площадку колокольни поднимается Петя. Видя убитого Матвея и торжествующего Виктора, Петя бросается на врага. Схватка. Пете удается сбросить Виктора с колокольни. Но сам он ранен ножом. Собрав силы, он дергает веревку колокола. Сначала слабо, но с каждым ударом все громче звучат колокола.
Народ во главе с Семеном взбирается на колокольню и вывешивает красный флаг. И под флагом вместе с другими бойцами становятся Петя, Даша, Дима и Лена.
* * *
Спектакль задумывался и создавался в первые послевоенные годы. Все острее становилась необходимость отобразить в балете советскую действительность. Сценарист «Юности» Юрий Слонимский вспоминал: «Тогда в театре властвовали балеты на сюжеты классической литературы. Герой нашего времени еще только стоял у входа в балетный театр. Если же он изредка и переступал через порог, то чувствовал себя отнюдь не таким хозяином положения, как, скажем, Гирей, Фрондосо, Ромео, Мария, Джульетта, а скорее не слишком желанным гостем. Впрочем, и зритель смотрел на персонажей, пришедших в балет прямо из жизни, с любопытством, но без особого восторга. Наша вина: мы ставили нового героя в старые условия, требовали, чтобы герой жил либо по вековым балетным законам, либо по законам житейского обихода, отчего он терял способность художественно воздействовать на зрителей. Слишком уж противоестественными казались такие персонажи на балетной сцене».
Сюжетными предпосылками для балета послужил в основном роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Спектакль отражал лишь отдельные мотивы романа, напоминая о многих других книгах, повествующих о революционной эпохе. Герои на балетной сцене значительно помолодели, порой смотрели на жизнь легкомысленнее, чем их литературные прототипы. Гражданская война перед каждым из них поставила необходимость выбора своей позиции. Вчерашние дети быстро взрослели, начинали трезво оценивать ситуацию.
«В этом спектакле, — говорил балетмейстер Борис Фенстер, — я хотел показать молодого человека нашего времени, проникнуть в его духовный мир, который изменяется под влиянием событий и чувств. Я не старался ограничить танец за счет пантомимы. Я пользовался классическим и народно-характерным танцем, а иногда объединял их, как умел, широко. Например: в эпизоде, когда девочку Дашу „золотая молодежь" старалась затанцевать до обморока, я использовал как кульминацию знаменитое „фуэте", которое в старых балетах было лишь демонстрацией блеска и верчения. Здесь „фуэте" приобретало иной смысл: еще пара кругов, и Даша упадет и не сможет встать».
Откликаясь на премьеру спектакля, Вера Красовская писала: «Бесспорной заслугой Фенстера является то, что он не боится использовать все богатство театрального танца и не отказывается ни от одного из его достижений. В „Юности" постановщик заново пересматривает весь комплекс выразительных средств балетного искусства, так как ему впервые приходится создавать образы наших современников. Он ищет и находит особый ключ, в котором должны по-новому звучать привычные хореографические движения. Этим ключом становится ясность, простота и оправданность танцевальной речи».
В целом балет оставлял двойственное впечатление. Отдельные удачи не могли пересилить недостатков, но, в свою очередь, и ошибки не затемняли достоинств. Балетмейстер Петр Гусев отмечал: «В балете о молодежи времен Гражданской войны, о юности наших отцов, их борьбе, переживаниях, увлечениях, страданиях и героизме широко звучат боевые революционные песни тех лет. При многих достоинствах „Юность" губило бытоподобие, натурализм, антибалетность. Но вместе с тем балет убеждал правдивостью, искренним восхищением авторов своими героями, верой в правоту их дела, выполнял свою воспитательную и пропагандистскую роль».
Анализируя постановку, критик Поэль Карп писал: «В „Юности" удалось едва ли не самое важное — нащупать развитие темы в танце. Спектакль начинался танцем-игрой в солдатики трех подростков, вооруженных деревянными мечами и щитами. Когда герои мужали, когда дыхание революционной борьбы зажигало в их сердцах жажду подвига, в оркестре возникала уже знакомая мелодия танца дружбы, но она становилась суровее, она преображалась, она была полна боевого духа. И герои отбрасывали игрушечные сабли и бумажные треуголки. С настоящей саблей танцевали они танец дружбы, уже не детской, а солдатской дружбы, присягая на верность захватившей их борьбе. Здесь формировался балетный — не оперный, не драматический, а именно балетный — художественный образ. Но вот авторы подходят к последнему акту, — в нем все правдоподобно и совсем не похоже на балет. Сначала герои объясняются жестами, как глухонемые, потом эти объяснения переходят в драку, уже совершенно „настоящую". Потом на почти настоящей колокольне бьют в почти настоящий колокол, и все кончается живой картиной в сопровождении хора, отметающей последние представления о балете. Правдоподобие, добросовестно соблюденное авторами, мешает сказать правду, ради которой создается спектакль (начиная с того, что в решающей сцене тесная площадка колокольни не оставляет места для танца). Художественные намерения авторов отступают».
Удачей считала балетовед Валерия Чистякова сцену, когда «девочка с фабричной окраины, озорная, смешливая Даша встречалась с белогвардейской компанией посетителей городского сада. Заставив танцевать испуганную Дашу, пьяная публика превращала шутку в жестокое испытание. Каскад однообразных верчений на месте (классическое фуэте) здесь передавал изнеможение девочки».
Главные партии на премьере исполняли Виктор Тулубьев (Петя), Галина Исаева (Даша), Феоген Шишкин (Дима), Светлана Шеина (Лена), Николай Филипповский (Семен). Создатели спектакля (за исключением несправедливо «забытого» сценариста Ю. Слонимского) были удостоены Сталинской премии. Балет пользовался успехом, недаром его посмотрели зрители на 134 представлениях. После ленинградского спектакля к «Юности» обращались хореографические труппы Киева, Донецка, Риги, Ташкента, Горького, Харькова и других городов страны.
Сегодня многое в балетах, подобных «Юности», кажется неубедительным и даже странным. Например, о какой «юности наших отцов» шла речь в декларациях авторов спектакля и критики? Если действие балета происходило приблизительно в 1918 году, то людям, чьими отцами были бы герои «Юности», в 1951 году должно было быть около 30 лет. Однако и сценарист, и композитор, и балетмейстер, увы, давно перешагнули этот рубеж. Подобная привычка говорить не от своего лица, а от гипотетического «современника» приводила к неизбежной фальши, прорывавшейся сквозь любые «лучшие намерения».
А. Деген, И. Ступников