String Quartet No. 12 (c-moll), D. 703
Франц Шуберт вошел в историю музыки прежде всего как композитор, поднявший на небывалую доселе высоту песенный жанр. Именно в таком качестве его в первую очередь ценили современники, в том числе и ближайшие друзья, но как создателя инструментальной музыки, в том числе и камерной, его зачастую недооценивали. «Братец, ничего в этом нет. Брось это и занимайся своими песнями», – такое далеко не лестное суждение о ре-минорном квартете Шуберта принадлежит не какому-нибудь недалекому обывателю, а такому незаурядному музыканту, как Игнац Шуппанциг. Лишь со временем струнные квартеты Шуберта были оценены по достоинству. В них нельзя найти ни ясности моцартовских творений, ни философской углубленности квартетов Людвига ван Бетховена – они подкупают своей лирической одухотворенностью, которая как нельзя более соответствует мироощущению эпохи романтизма.
Не проявить интереса к камерной музыке Шуберт не мог, ведь именно струнный квартет стал для него своеобразной «школой» инструментального письма. В детстве и юности он исполнял партию альта в домашнем квартете, и большинство квартетов, созданных в ранний период творчества – в 1812-1817 гг., отмечены чертами бытовой музыки. Вместе с тем, в них проникают отголоски произведений Вольфганга Амадея Моцарта (в частности, Симфонии № 40, которую Шуберт особенно любил), чувствуется и влияние Йозефа Гайдна. Влияние Людвига ван Бетховена проявляется в меньшей степени. Тем не менее, и в этих юношеских произведениях возникают самобытные черты, во всяком случае, с 1813 г. Казалось бы, песенная природа творчества Шуберта в первую очередь должна была проявить себя в лирических частях, но это происходит в первых частях квартетных циклов, написанных в сонатной форме. Так, в двух ре-мажорных квартетах, один из которых написан в 1813 г., а другой – в 1814 г., главные партии отличаются исключительной напевностью, придавая лирически-созерцательный характер первым частям в целом. Проявляются и те черты, которые станут типичными для квартетного творчества Шуберта в зрелый период: следование классическому четырехчастному циклу, неторопливость изложения музыкальной мысли, сопоставление эпизодов, сходных по эмоциональному состоянию, но различных по его оттенкам (это заметно, в частности, в соотношении главной и побочной партий).
Период творческой зрелости открывается одночастным Квартетом до минор, созданным в 1820 г. Некоторые черты роднят его с Симфонией № 8 «Неоконченной» – ни в том, ни в другом произведении нет классического четырехчастного цикла, но если применительно к симфонии можно спорить, намеревался ли композитор изначально создать двухчастный цикл или по каким-то причинам не написал остальных частей, то квартет определенно остался незавершенным – имеется незаконченная вторая часть Andante, однако Allegro производит впечатление такого же самодостаточного произведения, как и Восьмая симфония, что позволяет исполнять Квартет до минор. Возможно, именно эта самодостаточность, замкнутость лирического высказывания и заставила композитора оставить произведение незавершенным.
Сходство квартета и симфонии проявляется в образном строе произведений: в квартете, как и в Восьмой симфонии, господствуют лирические образы, предстающие в разном освещении, и эта образная сфера определяет песенную природу тематизма. Произведение открывается тревожной, взволнованной, имеющей даже трагический оттенок главной партией, которая излагается на фоне трепетного тремоло (эта особенность фактуры опять же роднит ее с главной партией первой части Симфонии «Неоконченной»). Этому неумолимому, неотвязному предчувствию беды противопоставляется побочная партия – тоже лирическая по характеру, но исполненная света и незамутненных мечтаний. Тщетность этой пленительной мечты выражается последующим возвращением главной партии.
При всей контрастности образных сфер, выражаемых темами экспозиции, их соотношение нельзя назвать остро конфликтным – здесь не может возникнуть такой непримиримой борьбы, как в творениях Бетховена. Но речь идет не о смягчении контраста, а об ином его понимании, о романтическом мироощущении с его пристальным вниманием к каждому эмоциональному оттенку: вся борьба разворачивается в человеческой душе, в которую обращен взгляд композитора-романтика. Не случайно в ходе развития музыкального материала в разработке происходит сближение тем (главным образом за счет подчинения побочной партии главной), подчеркивающее их преемственные связи. Отчасти это напоминает производное развитие, но такого жесткого предопределения, заключенного в характере тематизма, здесь нет. В музыкальной драматургии шубертовского квартета сопоставления образов смыкаются с принципами сквозной драматургии, и в этом тоже проявляется романтическое мироощущение с его непостоянством и зыбкостью.
Многим людям в сложных жизненных ситуациях необходима помощь психотерапевта. Найти психолога онлайн не просто, но возможно. На нашем сайте представлены только высокопрофессиональные специалисты с надежной репутацией.