Alto Rhapsody, Op. 53
Состав исполнителей: контральто, мужской хор, оркестр.
История создания
На рубеже 60-х—70-х годов Брамс работает в жанре кантаты и создает 4 разнохарактерных произведения — героического «Ринальдо», скорбно-лирическую «Рапсодию», трагическую «Песнь судьбы» и ликующую «Триумфальную песнь». Возникновение «Рапсодии» связано с одним из самых глубоких сердечных потрясений Брамса. Близкий друг семьи Шумана, он внимательно следил за взрослением его многочисленных дочерей. Третьей по возрасту была Юлия, ей в 1861 году Брамс посвятил Вариации для фортепиано в 4 руки на тему Шумана, которую Юлия должна была исполнять вместе с матерью, знаменитой пианисткой Кларой Шуман. 8 лет спустя, приехав к Кларе в Лихтенталь, Брамс увидел, что 24-летняя Юлия стала поразительной красавицей, и в сердце его вспыхнула любовь. Будучи человеком необычайно сдержанным, Брамс ни разу не подал повода заподозрить его чувство. И однажды Клара невольно нанесла ему удар, сообщив об обручении Юлии с неким графом и с удивлением обнаружив, что Брамса внезапно «словно подменили».
Мучительный отказ от мечты о любви и семье, самоотречение, одиночество нашли воплощение в Рапсодии для контральто, которую Брамс показал Кларе в конце сентября 1869 года. «Несколько дней тому назад Иоганнес принес мне чудесную вещь, — писала она в дневнике. — ... Он назвал это своей свадебной песней. Она настолько потрясла меня глубокой скорбью слов и музыки, что я давно уже не помню подобного впечатления».
Впрочем, российский исследователь творчества Брамса Екатерина Царева сомневается в том, что «Рапсодия» — мгновенный отклик на события личной жизни (такая прямая и быстрая реакция композитору не свойственна), и даже в том, что Брамс любил Юлию — быть может, ему просто был несимпатичен этот неожиданный и неравный брак. В письмах Брамс отзывается о «Рапсодии» с усмешкой, то характеризуя ее как авторскую постлюдию к «Песням любви» — типично венскому сборнику вальсов для бытового музицирования в 4 руки и вокального квартета, то сообщая, что «написал свадебную песню для шумановской графини — но с яростью и гневом!»
В основу текста «Рапсодии» положены 3 строфы из «Зимнего путешествия на Гарц» (1777) великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте (1749—1832). Он был любимым поэтом Брамса, хотя композитор не часто обращался к его стихам: они столь совершенны, что не нуждаются в музыкальном воплощении. Возникновение стихотворения связано с реальным событием. Отстав от охотничьей компании герцога Веймарского, Гёте отправился в горы Гарца, предполагая встретиться там с неким юношей: тот удалился от общества и в одиночестве предавался отчаянию после прочтения знаменитого романа Гёте «Страдания молодого Вертера». «Зимнее путешествие на Гарц» — типичное произведение раннего периода творчества поэта, периода «бури и натиска», вдохновенный дифирамбический монолог в свободном стихотворном размере, с удивительным ритмическим и лексическим богатством, призванным передать всю силу лирического волнения «бурного гения». Такая свобода построения и позволила Брамсу назвать свою кантату «Рапсодией».
Но кто там один?
Исчезает в чащобе тропа
И сплетается поросль
У него за спиной,
Подымаются травы,
Глушь поглощает его.
Кто уврачует больного,
Если бальзам для него
Обратился в отраву.
Больного, который вкусил
Ненависть — в чаше любви?
Прежде презренный, ныне презревший,
Потаенно он истощает
Богатство своих достоинств
В себялюбивой тщете.
Если есть на лире твоей,
Отче любви,
Хоть единый звук,
Его слуху внятный, —
Услади ему сердце!
Взор яви из-за туч,
Освети родники без числа
Жаждущему в пустыне!
Музыка
«Рапсодия» — наиболее совершенная из 4 камерных кантат Брамса. Она невелика и по составу (солистка, мужской хор, вступающий лишь в конце, оркестр без труб и тромбонов), и по масштабу, однако поражает концентрацией чувства, силой выразительности, проникновенностью и искренностью, напоминающими о лучших песнях композитора.
Суровая и скорбная тема оркестрового вступления подводит к печальному речитативу контральто; короткие, словно задыхающиеся от горя фразы прерываются частыми паузами. Центральный раздел построен на прекрасной, по-брамсовски сдержанной страдальческой мелодии, которая не поражает сразу своей открытой эмоциональностью — композитор не дает чувству широко разлиться, но постепенно захватывает глубиной. Развязка драмы — в просветленном мажорном заключительном разделе, утверждающий характер которого подчеркнут вступлением хора. 2 мелодии несут утешение: умиротворенная и ясная, в слитном звучании солиста и хора сменяется нежной, гибкой, красочной, в трепетных перекличках контральто и высоких инструментов оркестра.
А. Кенигсберг