Душа, как ты становишься прекрасней, глубже после снежных бурь.
П. Альтенберг
Альбан Берг (нем. Alban Berg, 9 февраля 1885, Вена — 24 декабря 1935, там же) — один из классиков музыки XX в. — принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А. Шёнберга, куда входили также А. Веберн, Г. Эйслер и др. Берга, как и Шёнберга, принято относить к направлению австро-немецкого экспрессионизма (причем к его наиболее радикальной ветви) благодаря его поискам крайней степени выразительности музыкального языка. Оперы Берга в связи с этим называли «драмами крика».
Берг явился одним из характерных выразителей ситуации своего времени — трагически-кризисного состояния буржуазного общества периода первой мировой войны и годов, предшествующих наступлению в Европе фашизма. Его творчеству присущи социально-критический настрой, обличение цинизма буржуазных нравов, подобно фильмам Ч. Чаплина, острое сочувствие «маленькому человеку». Ощущение беспросветности, тревоги, трагизма типично для эмоциональной окраски его сочинений. Вместе с тем Берг — вдохновенный лирик, сохранивший в XX в. романтический культ чувства, в такой степени свойственный прошедшему XIX столетию. Волны лирических нарастаний и спадов, широкое дыхание большого оркестра, заостренная экспрессия струнных инструментов, интонационная напряженность, пение, насыщенное множеством выразительных нюансов, составляют специфику звучания его музыки, и эта полнота лирики противостоит безнадежности, гротеску и трагизму.
Берг родился в семье, где любили книги, увлекались игрой на рояле, пением. Старший брат Чарли занимался вокалом, и это дало повод юному Альбану сочинять многочисленные песни с сопровождением фортепиано. Желая получить профессиональное образование по музыкальной композиции, Берг стал обучаться под руководством Шёнберга, пользовавшегося репутацией педагога-новатора. Он учился на классических образцах, приобретая в то же время умение использовать новую технику для новых типов выразительности. Собственно обучение длилось с 1904 по 1910 г., в дальнейшем это общение переросло в теснейшую творческую дружбу на всю жизнь.
Среди первых самостоятельных по стилю сочинений Берга — Соната для фортепиано, окрашенная мрачным лиризмом (1908). Однако первые исполнения сочинений не вызывали сочувствия слушателей; у Берга, так же как у Шёнберга и Веберна, возникал разрыв между их левыми устремлениями и классическими вкусами публики.
В 1915-18 гг. Берг служил в армии. По возвращении он принимал участие в работе Общества частных исполнений, писал статьи, был популярен как педагог (к нему обращался, в частности, известный немецкий философ Т. Адорно).
Произведением, которое принесло композитору всемирное признание, стала опера «Воццек» (1921), премьера которой (после 137 репетиций) состоялась в 1925 г. в Берлине. В 1927 г. опера была поставлена в Ленинграде, и автор приезжал на премьеру. На его родине исполнение «Воццека» вскоре было запрещено — мрачная атмосфера, порождавшаяся ростом немецкого фашизма, трагически сгущалась. В процессе работы над оперой «Лулу» (по пьесам Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры») он увидел, что о ее постановке на сцене не может быть и речи, произведение осталось незаконченным. Остро ощущая враждебность окружающего мира, Берг написал в год смерти свою «лебединую песню» — Концерт для скрипки «Памяти ангела».
За 50 лет своей жизни Берг создал сравнительно немного произведений. Наиболее знаменитыми из них стали опера «Воццек» и Концерт для скрипки с оркестром; много исполняются также опера «Лулу»; «Лирическая сюита для квартета» (1926); Соната для фортепиано; Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых инструментов (1925), концертная ария «Вино» (на ст. Ш. Бодлера в переводе С. Георге — 1929).
В своем творчестве Берг создал новые типы оперного спектакля и инструментальных произведений. Опера «Воццек» была написана по драме Г. Бюхнера «Войцек». «В мировой оперной литературе не было примера сочинения, героем которого стал маленький, забитый человек, действующий в повседневной обстановке, вычерченный со столь же поразительной рельефностью» (М. Тараканов). Денщику Воццеку, над которым куражится его капитан, проводит шарлатанские опыты маньяк-доктор, изменяет единственное дорогое существо — Мари. Лишившись последней надежды в своей обездоленной жизни, Воццек убивает Мари, после чего и сам гибнет в болотной топи. Воплощение такого сюжета стало актом острейшего социального обличения. Сочетание в опере элементов гротеска, натурализма, возвышающей лирики, трагических обобщений потребовало разработки новых типов вокального интонирования — различных видов речитатива, приема, промежуточного между пением и речью (Sprechstimme), характерных интонационных изломов мелодии; гипертрофии музыкальных черт бытовых жанров — песни, марша, вальса, польки и др. с сохранением при этом широкого полнозвучия оркестра. О соответствии в «Воццеке» музыкального решения идейному замыслу писал Б. Асафьев: «...Я не знаю иной современной оперы, которая сильнее, чем „Воццек“, подкрепила бы социальное предназначение музыки как непосредственного языка чувств, особенно при таком изумительном сюжете, как драма Бюхнера, и при таком умном и проницательном охвате сюжета музыкой, как это удалось сделать Бергу».
Концерт для скрипки с оркестром стал новой ступенью в истории этого жанра — ему придан трагический характер реквиема. Концерт был написан под впечатлением смерти восемнадцатилетней девушки, поэтому он получил посвящение «Памяти ангела». Разделы концерта отражают образы короткой жизни и быстрой смерти юного существа. Прелюдия передает ощущение зыбкости, хрупкости и некоторой отрешенности; Скерцо, символизирующее радости жизни, построено на отзвуках вальсов, лендлеров, содержит народную каринтийскую мелодию; Каденция воплощает крушение жизни, приводит к яркой экспрессионистической кульминации сочинения; Хоральные вариации ведут к очищающему катарсису, который символизирует цитата хорала И. С. Баха (из духовной кантаты № 60 Es ist genug).
Творчество Берга оказало огромное влияние на композиторов XX в. и, в частности, на советских — Д. Шостаковича, К. Караева, Ф. Караева, А. Шнитке и др.
В. Холопова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Берг Альбан (9 II 1885, Вена — 24 XII 1935, там же) — австрийский композитор. В 1904–10 занимался композицией под рук. А. Шёнберга и в дальнейшем остался его ближайшим другом и соратником. Ранние произв. Берга, появившиеся в кон. 900-х гг., не вызвали большого интереса. В 1915–18 композитор находился на воен. службе. Признание принесла опера «Воццек» (по пьесе Г. Бюхнера, пост. 1925, Берлин). Это произв., пост. также во мн. городах Германии и др. европ. стран (в т. ч. в 1927 в Ленинграде), стало выдающимся событием муз.-театр. жизни 20-х гг. В период нацизма была запрещена в Германии. После окончания 2-й мировой войны 1941–45 вновь ставится на оперных сценах Европы и Америки. Образцами зрелого творчества Берга являются камерные инстр. сочинения: камерный концерт для фп., скрипки и духовых (1925), «Лирическая сюита» для струн. квартета (1926). В 1928 композитор начал работать над оперой «Лулу» (по пьесам «Дух земли» и «Ящик Пандоры» Ведекинда), но не успел её завершить. «Лулу» (пост. 1937), как и концерт для скрипки с оркестром (1935), были исполнены посмертно.
Берг — один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. В своём творчестве он выразил острое недовольство действительностью, к-рое испытывали широкие круги зап.-европ. интеллигенции в нач. 20 в., протест против бурж. пошлости и подавления человеческой личности, смешанный с пессимизмом, чувством одиночества и бессилия. Ранние сочинения (более 70 романсов, из к-рых только немногие были позже изданы в перераб. виде, соната для фп., 1908) ещё несамостоятельны и написаны под влиянием Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа. Но уже в них заметно стремление к повышенной экспрессии. Композитор придаёт особую выразительность отд. мелодическим оборотам, ослабляет тональные связи. Эти процессы углубляются в струн. квартете (1910), 4 пьесах для кларнета и фп. (1913), в к-рых Берг отчасти следует за А. Шёнбергом, отчасти идёт по пути поисков новых выразительных средств параллельно с ним. В 5 песнях для голоса с оркестром (на сл. П. Альтенберга, 1912) своеобразно сочетаются черты импрессионизма, символизма и экспрессионизма. 3 пьесы для оркестра (1914) отмечены влиянием позднего симфонизма Г. Малера, но в отличие от его грандиозных симф. концепций, характеризуются сжатостью, лаконизмом, афористичностью образов. Эти последние произв. стилистически во многом подготавливают оперу «Воццек».
В «Воццеке» отразились антимилитаристские и социально-критич. тенденции, свойственные творчеству художников-экспрессионистов этих лет. Драматургия оперы отличается характерной для экспрессионизма двуплановостью: реальная драма несчастных, задавленных жизнью маленьких людей и фатальная предопределённость событий и поступков действующих лиц. Муз. драматургия оперы построена на сочетании непрерывной текучести и разорванности муз. ткани. В её основе лежит строгая рационалистич. схема. Язык атональной музыки способствует созданию тревожной атмосферы неустойчивости и горячечного, возбуждённого бреда. В отдельных эпизодах композитор прибегает к последовательно выдержанному додекафонному ряду. В позднейших произведениях Берга придерживался принципов додекафонии, но своеобразно трактовал додекафонную серию, нарушая правила системы Шёнберга.
В опере «Лулу» проявилась свойственная Бергу тяга к лиризму, по сравнению с «Воццеком» острота драматич. ситуаций смягчена, более развита мелодика вок. партий. Но композитору не удалось преодолеть декадентский характер сюжета, эротику, «поэтизацию порока».
Вершиной инстр. творчества Берга является скрипичный концерт — произв. крупного симф. плана, по своему внутр. строю близкое позднему творчеству Г. Малера. Сопоставление нар. танц. мелодии с темой траурного хорала, взятой композитором из кантаты И. С. Баха, служит средством ярко выразительного, драматич. воплощения программного замысла: скорбь расставания с жизнью, прощание с миром, полным красоты и поэзии.
Берг занимает особое место среди композиторов т.н. новой венской школы, к ведущим представителям к-рой он принадлежал. Ему не были свойственны ни экстатический мистицизм А. Шёнберга, ни рационалистич. абстрактность А. Веберна. Его творчество более человечно, жизненно, эмоционально-непосредственно. Как в языке, так и в образном содержании музыки Б. сохранились связи с иск-вом позднего романтизма. Конкретность образов Берга определяется широким использованием бытующих жанров.
Бергу принадлежит более 20 лит. работ, в к-рых он обосновывал свои взгляды, пропагандировал творчество композиторов новой венской школы.
Сочинения:
оперы — Воццек (ор. 7, 1917–21, пост. 1925, Берлин), Лулу (неоконч., 1928–35, пост. 1937, Цюрих); для голоса с орк. — 5 песен (сл. П. Альтенберга, ор. 4, 1912), Вино (конц. ария, сл. Ш. Бодлера в нем. пер. С. Георге, 1929); для голоса с фп. — 7 ранних песен (1905–1908, нов. ред. 1928, есть вариант для голоса с орк.), 4 песни (ор. 2, 1908–09); для орк. — 3 пьесы (Прелюдия, Рондо, Марш; ор. 6, 1914), Лулу-симфония (1934); концерт для скрипки с орк. «Памяти ангела» (1935); камерный концерт для фп., скр. и 13 дух. инструментов (1925); струн. квартет (ор. 3, 1910), 4 пьесы для кларнета и фп. (ор. 5, 1913), Лирическая сюита для струн. квартета (1926, перелож. 3 частей струн. орк., 1928); для фортепиано — соната (ор. 1, 1908), 12 вариаций на оригинальную тему (1908).
Литературные сочинения и письма:
Ecrits choisis, Monaco,1957; Briefe an seine Frau, Munch. — W., 1965; Unverцffentliche Briefe A. Bergs an A. Schonberg, в кн.: Festschrift Friedrich Blume zum 70. Geburtstag, Kassel — Basel, 1963, S. 272–80; Jarman D., Two unpublished letters from Berg, «Musical times», L., 1972, Apr., No 1550, p. 350–52.
Литература:
«Воццек» А. Берга, Л., 1927 (Новая музыка, Сб. IV, под ред. Игоря Глебова и С. Гинзбурга); Келдыш Ю., «Воццек» и музыкальный экспрессионизм, «СМ», 1965, No 3; Кремлев Ю., Этика и эстетика оперы «Воццек», в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 5, Л., 1967; Холопова В., О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; Reich W., A. Berg, W., 1937 (в приложении собраны все лит. работы Берга); Redlich H. F., A. Berg, W.-Z.-L., 1957 (англ. вариант, L., 1957, N. Y., 1957); Vоgelsang К., A. Berg. Leben und Werk, В., 1959; Alban Berg. Bildnis im Wort. Selbstzeugnisse und Aussagen der Freunde. Hrsg. W. Reich, Z., 1959; Adorno Th. W., Alban Berg, W., 1968; Plоebsch G., Alban Bergs Wozzeck, W., 1968.
Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.