К моменту создания в 1907–1908 годах сонаты для фортепиано Альбан Берг уже был автором множества любительских сочинений и набросков. Начав и бросив незавершенными пять фортепианных сонат, он наконец все-таки закончил одну и удостоил ее чести быть помеченной первым опусом. С этого момента ученик Арнольда Шёнберга стал считать себя состоявшимся композитором.
Открыть свой опусный каталог сонатой для фортепиано было достойным шагом. Ранее так поступил Иоганнес Брамс, а чуть позже, в 1909 году, Сергей Прокофьев.
Одночастная соната соч. 1 Берга — сочинение молодого человека, от природы очень музыкального, но пока лишенного ориентиров. Структура, темы, ритм, темп и тональность — всё размыто, неопределенно и никуда не стремится. Сочиняя сонату, Берг еще не знал, что ему предстоит гениально воплотить идеи своего учителя Шёнберга (свободную атональность, додекафонию, серийную технику), что его стилем станет экспрессионизм, а темой обеих будущих опер — распад личности. А пока он пребывает среди смутных и прекрасных мечтаний. На последней странице этого небольшого сочинения, где автор поставил ремарку «очень нежно», музыкальный язык вдруг проясняется, и оказывается, что в этой музыке все-таки есть тональность — си минор.
Анна Булычёва