Даниэль Франсуа Эспри Обер (фр. Daniel-François-Esprit Auber; 29 января 1782, Кан, провинция Нормандия — 13 мая 1871, Париж) — французский композитор. Член Института Франции (1829).
В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовивших его к коммерческой карьере, посвятил себя музыке. Его первый, ещё дилетантский опыт театральной музыки — комическая опера «Юлия» (1811), одобренная Л. Керубини (под его руководством Обер впоследствии занимался композицией).
Первые поставленные комические оперы Обера — «Военные на привале» (1813) и «Завещание» (1819) — не получили признания. Известность принесла ему комическая опера «Пастушка — владелица замка» (1820). С 20-х гг. началось многолетнее плодотворное сотрудничество Обера с драматургом Э. Скрибом — автором либретто большинства его опер (первые из них «Лейчестер» и «Снег»).
В начале творческого пути Обер испытал влияние Дж. Россини и А. Буальдьё, но уже комическая опера «Каменщик» (1825) свидетельствует о творческой самостоятельности и самобытности композитора. В 1828 с триумфальным успехом была поставлена опера «Немая из Портичи» («Фенелла», либр. Скриба и Ж. Делавиня), утвердившая его славу. В 1842-71 Обер был директором Парижской консерватории, с 1857 — также придворным композитором.
Обер наряду с Дж. Мейербером является одним из создателей жанра большой оперы. К этому жанру относится опера «Немая из Портичи». Её сюжет — восстание неаполитанских рыбаков в 1647 против испанских поработителей — соответствовал общественным настроениям кануна Июльской революции 1830 во Франции. Своей направленностью опера отвечала запросам передового зрителя, вызывала порой революционные выступления (патриотическая манифестация на спектакле в 1830 в Брюсселе послужила началом восстания, приведшего к освобождению Бельгии от голландского господства). В России исполнение оперы на русском языке было допущено царской цензурой лишь под названием «Палермские бандиты» (1857).
Это — первая большая опера на реально-исторический сюжет, действующие лица которой не античные герои, а простые люди. Обер трактует героическую тему через ритмо-интонации народных песен, танцев, а также боевых песен и маршей Великой французской революции. В опере использованы приёмы контрастной драматургии, введены многочисленные хоры, массовые жанровые и героические сцены (на рынке, восстание), мелодраматические ситуации (сцена сумасшествия). Партия героини поручена балерине, что позволило композитору насытить партитуру образно-выразительными оркестровыми эпизодами, сопровождающими сценическую игру Фенеллы, ввести в оперу элементы действенного балета. Опера «Немая из Портичи» оказала воздействие на дальнейшее развитие народно-героической и романтической оперы.
Обер — крупнейший представитель французской комической оперы. Его опера «Фра-Дьяволо» (1830) знаменовала новый этап в истории этого жанра. Среди многочисленных комических опер выделяются: «Бронзовый конь» (1835), «Чёрное домино» (1837), «Бриллианты короны» (1841). Обер опирался на традиции мастеров французской комической оперы 18 в. (Ф. А. Филидора, П. А. Монсиньи, А. Э. М. Гретри), а также своего старшего современника Буальдьё, многое почерпнул в искусстве Россини.
В содружестве со Скрибом Обер создал новый тип комического оперного жанра, для которого характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие, иногда сказочные сюжеты, непринуждённо и стремительно развивающееся действие, изобилующее эффектными, игривыми, порой гротескными ситуациями.
Музыка Обера остроумна, чутко отражает комедийные повороты действия, полна грациозной лёгкости, изящества, веселья и блеска. В ней претворены интонации французской бытовой музыки (песенной и танцевальной). Его партитуры отмечены мелодической свежестью и разнообразием, острой пикантной ритмикой, часто тонкой и яркой оркестровкой. Обер применял разнообразные ариозные и песенные формы, мастерски вводил ансамбли и хоры, которые трактовал в игровом, действенном плане, создавая оживлённые, красочные жанровые сцены. Творческая плодовитость сочеталась у Обера с даром разнообразия и новизны. Высокую оценку, яркую характеристику композитору дал А. Н. Серов. Лучшие оперы Обера сохранили популярность.
E. Ф. Бронфин
Наиболее меткую характеристику Оберу дал Россини: «Произведения Обера суть малые творения великого музыканта…»
И действительно, его творчество производит на потомков такое же впечатление, как и на критика-современника: композитор по своим способностям мог бы дать больше. Многие считают, что разбросанные легкой рукой мелодии, французское остроумие и жажда немедленного эффекта как бы разжижили музыку Обера. Другие же ищут ключ к тайнам жизни и творчества композитора, как раз наоборот, в его чрезмерной скромности, можно даже сказать, робости…
Друзья отмечали, что Обер не присутствовал ни на одном исполнении своих произведений, а собственные творения мерил меркой классических мастеров. Например, он собственноручно переписал струнные квартеты Гайдна, чтобы как можно глубже запечатлеть в памяти каждую ноту этих шедевров. Обер был убежден, что рядом с такими гигантами он не может играть роли даже подручного.
Широкая публика знала об этом очень немного или вообще не знала ничего. Обер был известен парижской публике как элегантный светский повеса, который увлекался скаковыми лошадьми, любил женщин, образованное общество, который вставал в шесть часов пополудни и ложился спать под утро, ежедневно одаряя французскую столицу страничкой изящной партитуры да несколькими едкими остротами, которые, как крылатые словечки, вскоре кружились в раскинувшемся по берегам Сены огромном городе.
Многочисленные произведения Обера похоронило время. Живы лишь «Фра-Дьяволо» и «Немая из Портичи». Довольно долго играли и его «Манон», но оперу эту обрекли на забвение сперва опера Массне, а затем Пуччини.
Обер родился 29 января 1782 года в городе Козне (Нормандия). Отец композитора — художник-любитель, называл себя также «любителем песни и скрипки».
Юный Обер вырастает в атмосфере искусства, поскольку семья долгое время занималась торговлей предметами искусства (шедшей не слишком успешно), и ее антикварный магазин посещали многие любители прекрасного.
В возрасте 16-ти лет молодой музыкант играет почти на всех инструментах симфонического оркестра, хорошо поет и великолепно изъясняется на иностранных языках. Он еще учится, когда его романс «Ле бонжур» («Привет») уже завоевывает успех по всей стране, и, выражаясь на современном, хотя и несколько грубом жаргоне, становится «шлагером», популярной песенкой. После успехов молодости в жизни Обера, в противоположность биографиям большинства музыкантов, наступает неожиданный поворот: композитор решает отойти от музыки и мечтает о карьере чиновника. Первым делом он едет в Лондон, чтобы усовершенствовать свои познания в английском языке. Однако вскоре Обер возвращается к музыке и притом несколько необычным образом. По предложению виолончелиста Ламара он пишет концерты для виолончели, которые тот выдает за свои. На титуле нот красуется имя Ламара. Но подобные вещи недолго остаются в тайне. Секрет вскоре раскрывается. Поступают новые заказы. На этот раз заказчик — популярный скрипач Мазас. Юный композитор и пользующийся всемирной славой скрипач добиваются большого успеха.
В 23 года Обер пишет первое произведение для сцены, которое исполняется любителями. Концертмейстером в этом любительском оркестре был великий французский художник Энгр, который, как известно, больше почитал свою игру на скрипке, чем свой поистине классический талант живописца. Среди слушателей находится «грозный» властитель музыкального мира — маэстро Керубини, который прославился на весь мир по двум причинам: перед его драматическим гением преклонялся даже Бетховен, и, во-вторых, Керубини был единственным человеком, который говорил грубости Наполеону Бонапарту, находящемуся в зените своей власти.
Керубини находит настолько успешным эксперимент молодого Обера, что принимает его в число своих учеников. Следующая опера Обера все еще исполняется любителями в доме герцога Шиме. 1820–1821 годы для Обера означают решающий успех: его оперы «Госпожа-пастушка» и «Эмма» завоевывают успех по всей стране. Теперь он на прямом пути к славе.«Опера комик» открывает перед ним свои двери: 29 февраля 1828 года, выражаясь несколько высокопарным языком 19 столетия, перед Обером раскрылись врата бессмертия: его опера «Немая из Портичи» была поставлена на сцене «Гранд-Опера».
Еще не смолкли бурные аплодисменты, которыми публика встретила написанную совместно со Скрибом оперу, как в «Опере комик» с успехом была сыграно новое произведение Обера — «Фра-Дьяволо» (28 января 1830 года). Другие оперы композитора — «Бал-маскарад» (либретто в основном сходно с сюжетом оперы Верди того же названия), «Черное домино» (1837), «Озеро фей» (1839), «Первый шаг», «Марко Спада» (1852), написанная совместно с Адамом Алеви и Карафа, правда, сохраняют свой авторитет у специалистов и даже находят путь к публике, но по своей ценности далеки от «Фра-Дьяволо» и «Немой из Портичи».
Один из критиков следующим образом подвел итог творчеству Обера: «Он создавал только красивые вещи». Ныне такой отзыв равнозначен похлопыванию по плечу и звучит пренебрежительно. А ведь по отношению к французской культуре это пренебрежительное толкование несправедливо и неуместно. Парижские моды (главным образом для женщин), парижское кабаре (главным образом для мужчин), парижские скульпторы (главным образом для ведомственных зданий) и зачастую фривольные парижские живописцы (главным образом для частных домов) создавали, в основном, красивые вещи… Эти творения были преисполнены французского духа, весьма часто — едкого юмора, были сдобрены тонким ароматом и обладали подкупающим обаянием. И к этим незабываемо красивым, радующим сердце вещам принадлежат и тысячи остроумных замечаний, метких критических слов и чарующих мелодий Обера.
Балашша И. и Гал Д. Ш.
Сочинения:
оперы — Юлия (Julie, 1811, частный театр в замке Шиме), Жан дё Кувен (Jean de Couvain, 1812, там же), Военные на привале (Le séjour militaire, 1813, театр «Фейдо», Париж), Завещание, или Любовные записки (Le testament ou Les billets doux, 1819, театр «Опера комик», Париж), Пастушка — владелица замка (La bergère châtelaine, 1820, там же), Эмма, или Неосторожное обещание (Emma ou La promesse imprudente, 1821, там же), Лейчестер (1823, там же), Снег (La neige, 1823, там же), Вандом в Испании (Vendôme en Espagne, совм. с P. Герольдом, 1823, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Придворный концерт (Le concert à la cour, ou La débutante, 1824, театр «Опера комик», Париж), Леокадия (Léocadie, 1824, там же), Каменщик (Le maçon, 1825, там же), Застенчивый (Le timide, ou Le nouveau séducteur, 1825, там же), Фиорелла (Fiorella, 1825, там же), Немая из Портичи (La muette de Portici, 1828, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Невеста (La fiancée, 1829, театр «Опера комик», Париж), Фра-Дьяволо (Fra Diavolo, ou L’hôtellerie de Terracine, 1830, там же), Бог и Баядера (Le dieu et la bayadère, ou La courtisane amoureuse, 1830, «Корол. академия музыки и танца», Париж; роль немой баядеры исп. балерина М. Тальони), Любовный напиток (Le philtre, 1831, там же), Маркиза де Бренвилье (La marquise de Brinvilliers, совм. с 8 др. композиторами, 1831, театр «Опера комик», Париж), Клятва (Le serment, ou Les faux-monnayeurs, 1832, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Густав III, или Бал-маскарад (Gustave III, ou Le bal masqué, 1833, там же), Лесток (Lestocq, ou L’intrigue et l’amour, 1834, театр «Опера комик», Париж), Бронзовый конь (Le cheval de bronze, 1835, там же; в 1857 переработана в большую оперу), Актеон (Actéon, 1836, там же), Белые капюшоны (Les chaperons blancs, 1836, там же), Посланница (L’ambassadrice, 1836, там же), Чёрное домино (Le domino noir, 1837, там же), Озеро фей (Le lac des fées, 1839, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Занетта (Zanetta, ou Jouer avec le feu, 1840, театр «Опера комик», Париж), Бриллианты короны (Les diamants de la couronne, 1841, там же), Герцог Олоннский (Le duc d’Olonne, 1842, там же), Доля дьявола (La part du diable, 1843, там же), Сирена (La sirène, 1844, там же), Баркарола, или Любовь и музыка (La barcarolle ou L’amour et la musique, 1845, там же), Гайдэ (Haydée, ou Le secret, 1847, там же), Блудный сын (L’enfant prodigue, 1850, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Церлина (Zerline ou La corbeille d’oranges, 1851, там же), Марко Спада (Marco Spada, 1852, театр «Опера комик», Париж; в 1857 перераб. в балет), Женни Белл (Jenny Bell, 1855, там же), Манон Леско (Manon Lescaut, 1856, там же), Черкешенка (La circassienne, 1861, там же), Невеста короля де Гарб (La fiancée du roi de Garbe, 1864, там же), Первый день счастья (Le premier jour de bonheur, 1868, там же), Мечта любви (Rêve d'amour, 1869, там же); струн. квартеты (неопубл.) и др.